Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов




композиция Надо помнить, что Помощники замечания
Формулировка проблемы Проблема текста – находится в центре внимания автора. Это вопрос, над которым размышляет автор.     Речевые клише: 1).Автор поднимает проблему… 2) Автор затрагивает важную проблему… 3 Автора текста волнует проблема… 4) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… 5) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… 6)Текст ….заставил меня задуматься над проблемой… 7) Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель …... 8) роблема, поднимаемая ……., – это… 9) Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… 10) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и … 11) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор. Типичные ошибки при формулировке проблемы: Непонимание проблемы. Неумение сформулировать проблему. Неоправданное расширение или сужение проблемы. Подмена проблемы авторской позицией Подмена формулировки проблемы пересказом  
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.   Комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что… Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.   Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий:1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2) На чем заостряет внимание? Почему? 3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 3) Какие эмоции автора выражены в тексте? 5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Концепционный комментарий: 1)К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) 2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 4)Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6)К каким выводам автор подводит читателя? Типичные ошибки при комментировании проблемы: Комментарий подменяется пересказом; Излишне подробно цитируется исходный текст; Выделена одна проблема, а комментируется другая; При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и рассказчик».
Позиция автора позиция автора –это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Речевые клише: 1)Позиция автора такова:… 2) Автор считает, что… 3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… 4) Автор убеждает нас в том, что… 5) В тексте доказывается мысль о том, что… 6) Основная мысль текста заключается в том, что… 7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что… 8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... 9) Позиция автора такова... 10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована сле­дующим образом... 11) Автор призывает нас (к чему) 12) Автор осуждает (кого / что, за что) 14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.   Типичные ошибки при формулировке позиции автора:   Позиция автора формули­руется слишком широко и/или неточно.   Формулиру­ется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении.   Позиция авто­ра подменяется мнением героя- рассказчика.   Позиция авто­ра подменяется цитированием фрагмента тек­ста
Аргументация собственного мнения Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).   Для выражения своего мнения:1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что … 4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что... 5) Мне близка позиция автора тем, что … Читать далее: https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html Для аргументации собственной позиции: с использованием жизненного опыта: 1) Как часто приходится сталкиваться с... 2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как... 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)... - из читательского опыта 1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности... 2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях... 3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. - из зрительского опыта 1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах)... Читать далее: https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html Типичные ошибки аргументации: ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.
Вывод   1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании). 3) Автор хочет, чтобы …. И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. 4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что …. 5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда …, важно помнить о том, что …. 6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…». Читать далее: https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html  
       
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: