высшего профессионального образования 2 глава




Новое время. Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж.Гирена, одного из социал-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет.

В Германии в 80-90 гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию.

В Америке развитию социально-гигиенических идей способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового орлеана Дж. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, т.к. появились специалисты в области социальной медицины,

Новейшее время. В начале XX в. социальная гигиена оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, который в 1902 г. начал читать курс лекций по социальной медицине в Берлинском университете.

С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. В годы Второй мировой войны в Великобритании были организованы первые кафедры социальной медицины, а также открыт Институт социальной медицины.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

История отечественной социальной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.

Князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной (так продолжалось пять столетий).

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551).

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ – административный орган, в ведении которого находились медицинское и аптечное дело.

Большой вклад по формированию мер общественного призрения внесли указы Петра I (при нем была создана целая сеть социальных заведений: госпитали для увечных и престарелых, смирительные дома, прядильные дома и т.д.).

При Екатерине II (1775 г.) была основана государственная система общественного призрения.

Дальнейшему развитию социальной медицины способствовала земская реформа 1864 г., согласно которой на земство было возложено попечение о «народном здравии», появилась первая в мире система медицинского обслуживания по участковому принципу.

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внесли: М.В.Ломоносов, С.Г.Зыбелин, И.Л.Данилевский, Е.О.Мухин, С.П.Боткин, М.Я.Мудров, Е.Т.Белопольский, Ф.Ф.Эрисман, Н.А.Семашко.

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания (в 1865 г. в Киеве читался курс социальной гигиены, с 1908 г. читался курс в Петербурге).

Таким образом, в начале XX в века в России сформировались основы социальной гигиены как науки.

XX в. вошел в историю как век мировых войн и революций. А войны – это оружие массового поражения, вызывающие массовые заболевания, это ядерное оружие, отравляющие вещества, миграция огромных масс населения, всплеск массовой преступности. Все это рождает новые проблемы для социальной медицины.

В настоящее время социальная медицина активно развивается как за рубежом, так и в России. В 2001 г. в Париже состоялся 4-ый Международный Конгресс по социальной медицине (1-й – в 1998 г.). Одной из главных задач социальной медицины является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения).

В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ на первый план вышли вопросы управления здравоохранением, медицинского обслуживания в условиях нового хозяйственного механизма рыночной экономики и медицинского страхования.

В последние годы приоритетными проблемами здравоохранения являются: охрана здоровья материнства и детства, становление государственного санитарного надзора и охрана окружающей среды.

 

1.3. Основные направления развития социальной медицины

В своем развитии социальная медицина приобретает новые разделы и функции. Так, в последние годы в ней выделились самостоятельные направления: публичная медицина, общественная медицина и социологическая медицина. Оформляются еще два направления: пенитенциарная медицина и военная социальная медицина.

Выделяются следующие направления развития социальной медицины:

1. Публичная медицина. Имеет дело с клиентами – юридическими лицами. Она занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов членов трудовых коллективов; решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях (например, при появлении в организации новых функций, должностей, увеличении или уменьшении числа сотрудников, изменении форм партнерства или смене руководства). Публичная медицина должна защищать население от современных способов манипулирования его сознанием и насилия над личностью. Она прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий в любой сфере – политике, идеологии, религии, псевдокультуре.

Публичная медицина развенчивает скрытые формы пропаганды насилия, террора, мистических ценностей, особенно направленных на дезориентацию масс в отношении здоровья, здорового образа жизни, питания, физкультуры; под ее контролем находится реклама самолечения и лечения у «колдунов» и «жрецов».

2. Общественная медицина. Имеет дело с клиентами – отдельными физическими лицами. Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу – проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора, при изменении социального или психосоматического статуса жизни. Т.е. проблемы брака, семьи, здоровья и воспитания детей, здоровья престарелых членов семьи, отношение с родными, страдающими неизлечимыми или психическими заболеваниями; решение вопросов, связанных с изменением образа или стиля жизни, профессии или собственного психосоматического имиджа; проблемы, возникающие у клиента в связи с миграцией или эмиграцией, вынужденным переселением.

3. Социологическая медицина. Возникла в связи с научно-практическими достижениями в области медицины, генетики, медицинской электронной технологии. Это такие направления, как клонирование, трансплантация и имплантация органов и тканей, криогенизация органов и тканей, искусственное оплодотворение, математическое вычисление продолжительности жизни и т.д. Если все эти достижения окажутся безнадзорными, то уже сегодня они могут изменить структуры современных обществ. Так, например, клонирование, если станет повседневной реальностью, может полностью разрушить фундаментальные социальные структуры. Исчезнет семья. Не будет ни родителей, ни родственников, ни братьев, ни сестер, ни жен, ни мужей. Будут одни клоны. А вычисление формулы смерти и возможность ее изменения в желаемом направлении способны обесценить жизнь человека как таковую, разрушить все накопленные человечеством культурные и религиозные ценности. Таким образом, указанные выше и другие, подобные им изменения в социальных структурах и в социуме глобальны, и эти изменения предназначена изучать и предвидеть социологическая медицина.

4. Пенитенциарная медицина. Занимается изучением: а) закрытых обществ – мест лишения свободы; б) врожденных преступников; в) взаимоотношений социальных факторов и психосоматической предрасположенности к агрессии и насилию; г) законов взаимоотношений и взаимосвязей лиц, находящихся в местах лишения свободы; д) законов объединения преступников в организованные группы; е) законов формирования бандформирований; ж) общих закономерностей психологии преступника, социопата и личности, деятельность которой не является преступной, но выходит за рамки общепринятых норм поведения и морали.

5. Военная социальная медицина. Это направление возникло в связи с двумя непонятными для клинических медиков «болезнями»: 1) так называемым синдромом «бури в пустыне», возникшим у военных НАТО, принимавших участие в операции под этим названием в Ираке; 2) «балканским синдромом», неизвестным заболеванием, возникшим у миротворцев НАТО на Балканах. У нас также до настоящего времени есть больные, ликвидаторы Чернобыльской катастрофы, у которых радиационная болезнь была исключена, тем не менее, ликвидаторы продолжали болеть, и становились инвалидами. Жалобы советских ликвидаторов и солдат НАТО обеих компаний чрезвычайно схожи. При отсутствии каких-либо органических поражений человек страдает, нарастают слабость, истощаемость, общее, физическое и психическое недомогание, затем полностью теряется работоспособность, резко снижается порог сопротивляемости, формируется синдром иммунодефицита неспецифического характера.

Итак, военная социальная медицина изучает: 1) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий; 2) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия. (Так, сейчас должны бы работать социальные врачи в Ираке, на Балканах, в Чечне, в Ливане).


Глава 2

Здоровье, предболезнь, болезнь, профилактика

 

2.1. Понятие здоровья

Здоровье человека, как и болезнь, это социально опосредованное явление, т.е. заключающее в себе гармоническое единение биологических и социальных качеств в условиях воздействий факторов окружающей среды.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т.е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Следует сказать, что единого определения понятия «здоровье» сейчас нет. В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Можно предложить следующие варианты определения здоровья (предложенные Ю.П.Лисицыным):

1) здоровье – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь – нарушение этого единства);

2) здоровье – это состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие;

3) здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также индивидуальные и коллективные параметры здоровья. Так, по мнению В.П.Казначеева (1991), здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В Уставе ВОЗ дано определение (с широких медико-социальных позиций):

здоровьесостояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Это определение записано в Уставе ВОЗ, датировано 1946 г. Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенные физические дефекты. Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

- за идеальность цели, которую никогда не достичь;

- за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»;

- за статичность – здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

- за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Критерии здоровья:

1) отсутствие субъективных жалоб и ощущение полноты физических и духовных сил;

2) оптимальное приспособление к окружающей среде;

3) выполнение присущих организму биологических и общественных функций;

4) уровень жизнеустойчивости, адаптации.

Таким образом, здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии (В.С.Лучкевич).

 

2.2. Компоненты здоровья

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья. В настоящее время выделяют несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье. Это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье на это уровне имеет две компоненты:

а) соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; его основу составляет биологическая программа индивидуального развития;

б) физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма; его основу составляют резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относится нравственное здоровье – это комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.

Нравственное здоровье определяет духовность человека. Греки говорили: Mens sana in corpora est – «В здоровом теле – здоровый дух».

Третий уровень – социальное здоровье. Это мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

 

2.3. Предболезнь

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третье состояние (преморбид или предболезнь).

Третье состояние – это состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Авиценна говорил: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», т.е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье.

Признаки предболезни: общее недомогание, снижение аппетита/переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, нервный тик, повышенная потливость, слезливость без причины, боль в спине, головокружения, тревожность, беспокойство, бессонница/сонливость, постоянное чувство усталости, хроническая раздражительность и др.

В период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если (из-за нежелания или невежества человека) и дальше давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французскому врачу Рене Лариш принадлежат мудрые слова: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт».

В «третьем» состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь.

 

2.4. Болезнь

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, нарушение адаптации к среде обитания (дезадаптация), нарушение функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т.д.

Существует множество теорий возникновения болезней:

1) социальная – болезнь есть результат социальной дезадаптации;

2) энергетическая – болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человечес-

кого организма;

3) биологическая – основой болезни является нарушение соответствия биологи-

ческих ритмов организма природными ритмами и т.д.

Согласно определению ВОЗ болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов.

Болезнь, также как и здоровье, помимо биологического, включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект проявляется в нарушении саморегуляции поведения человека. То есть, болезнь – это процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Поэтому болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Болезнь возникает при воздействии вредных факторов (болезнетворных агентов), когда сила их воздействия превышает защитные силы организма. Но болезнетворный агент, оказывая повреждающее действие, одновременно способствует мобилизации его защитных и приспособительных реакций. Таким образом, болезнь характеризуется сочетанием двух процессов – повреждения и защиты. (Например, при воспалении наряду с повреждением тканей происходит фиксация бактерий и токсинов в воспалительном очаге, усиление притока крови к очагу воспаления и активация функции клеток, которые как бы очищают пораженную ткань от продуктов распада и способствуют быстрому ее восстановлению).

Болезнь протекает через несколько стадий:

1. Скрытая (латентная) стадия – это время от момента повреждающего воздействия до первых клинических проявлений. Продолжительность колеблется от нескольких мгновений (при травме) до нескольких лет (при лепре).

2. Стадия разгара болезни – это проявление типичных для данного заболевания симптомов. Имеет формы: а) стертая форма – основные симптомы болезни проявляются неотчетливо; б) абортивная форма – симптомы могут исчезать, не достигнув полного развития.

3. Заключительная (исходная) стадия – характеризуется полным или неполным выздоровлением, развитием стойких изменений в каком-либо органе или системе органов, обуславливающих переход заболевания в хроническую форму. Эта стадия бывает резкой, внезапной (кризис) и постепенной.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

 

2.5. Факторы, определяющие здоровье и болезнь

Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоносителя, или больного животного здоровому.

Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много. ВОЗ была предпринята попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. Было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди факторов, определяющих здоровье выделяют:

1. Биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.).

2. Природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т.д.).

3. Физические (шум, вибрация, УФО, радиация, электромагнитные поля и т.д.).

4. Химические.

5. Социально-экономические.

6. Психологические.

7. Уровень развития здравоохранения.

8. Образ жизни человека.

Установлено, что сфера влияния этих факторов различна:

Образ жизни – влияет на 50 – 55 % (52%)

Состояние окружающей среды – на 20 – 25 % (20%)

Наследственность – на 15– 20 %

Здравоохранение – на 10– 15 % (8 %)

 

2.6. Факторы риска заболеваний

Факторы риска – это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть биологическими (растения, микроорганизмы, животные), физическими (давление, излучение, температура), химическими (пища, вода, ядовитые вещества), психологическими (воздействуют на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух).

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, т.к. причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Число факторов риска велико и растет с каждым годом. В 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас – примерно 3000. Наиболее важное значение в развитии болезней имеют следующие факторы риска:

1. Гиподинамия – недостаток движения.

2. Неправильное питание (прежде всего переедание).

3. Психоэмоциональное напряжение.

4. Вредные привычки.

5. Неблагоприятная экологическая обстановка.

Если первые четыре фактора зависят от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.

Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. Выделяют главные, так называемые большие факторы риска, т.е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, стрессы и т.д.

Различают также факторы риска первичные и вторичные.

К первичным относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т.д.

К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.

Кроме отдельных факторов риска, выделяют группы риска, т.е. группы населения, в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. В настоящее время выделяют пять групп риска:

1. Демографическая группа риска:

§ дети;

§ пожилые;

§ одинокие;

§ вдовы, вдовцы;

§ мигранты, беженцы, перемещенные лица.

2. Группа профессионального риска:

§ работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)

3. Группа риска функционального (патологического) состояния:

§ беременные;

§ недоношенные дети;

§ лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами;

§ инвалиды детства.

4. Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты:

§ бедные;

§ необеспеченные;

§ безработные, работающие неполный рабочий день;

§ «бомжи».

5. Группа риска лиц с девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и др. коллизий:

§ алкоголики;

§ наркоманы;

§ токсикоманы;

§ проститутки;

§ лица с серьезными сексуальными отклонениями;

§ с деформациями психического здоровья и поведения;

§ религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Таким образом, главной задачей государства в целом и здравоохранения в частности является разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий по снижению воздействия факторов риска и усилению позитивных факторов, обусловливающих здоровье населения.

 

2.7. Профилактика заболеваний

Со времен Гиппократа хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и защиту населения от влияния отрицательных факторов измененной окружающей среды.

В системе здравоохранения есть две службы, одна из которых занимается лечением больных, а другая – предупреждением заболеваний у здоровых людей.

Что же следует понимать под термином «профилактика»?

Профилактика – это система мер, направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. Профилактическое направление включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия.

Профилактику подразделяют на следующие виды:

1. Общественная профилактика – это система мер, преимущественно социального и гигиенического характера. Эти меры планируются и проводятся на государственном уровне в масштабах страны, региона, города, района, коллектива. В основном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиенического содержания помещений (отопление, освещение, вентиляция и т.д.) и условий труда, вопросов питания, отдыха и др.

2. Индивидуальная профилактика – это действия индивида для предупреждения заболевания, в ее основе лежит ЗОЖ.

3. Первичная профилактика – это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Ее задача – улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики являются: формирование средств профилактики, рекомендации по ЗОЖ, народные традиции и обряды поддержания здоровья (рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, соблюдение гигиенических норм и правил), система закаливания, календарь профилактических прививок. Сюда же относятся и социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: