Инвестиции, их экономическая сущность и виды




Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта.

Наиболее важными и существенными признаками инвестиций являются:

• осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;

• потенциальная способность инвестиций приносить доход;

• определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);

• целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;

• использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;

• наличие риска вложения капитала.

Средства, предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности) и смешанной формах [7, C. 7-10].

Классификация инвестиций в современной экономической литературе достаточно разнообразна, однако можно выделить пять основных признаков классификации туристских инвестиций.

1. По сфере использования инвестиций:

  • финансовые инвестиции — вложение средств в разного вида ценные бумаги, помещение капитала в коммерческие банки, а также доли в фондах недвижимости или доли участия в капитале других компаний. Вложения денежных средств, связанные с приобретением на фондовой бирже пакета ценных бумаг, называют портфельными инвестициями;
  • реальные инвестиции — вложения капитала в средства производства и предметы потребления. При этом используется как собственный, так и заемный (например, банковский) капитал.

В последнем случае банк становится инвестором, осуществляющим реальные инвестиции. Реальные инвестиции делятся на материальные (вещественные) и нематериальные.

При использовании нематериальных инвестиций предусматривается приобретение какого-либо нематериального блага, например посредством обучения работников туристского предприятия, повышения квалификации или переквалификации персонала сферы туризма, а также проведения необходимых научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. При этом речь может идти о потенциале профессиональных знаний сотрудников туристской фирмы, а также о потенциале туристской фирмы в сравнении с другими организациями. Вещественные инвестиции служат основой для приобретения материальных благ, к которым относятся средства производства туристского продукта (туристской услуги) и предметы потребления.

2. По срокам осуществления инвестиций: долгосрочные инвестиции (10 лет и более), среднесрочные (от 5 до 10 лет), краткосрочные (год и менее).

3. По видам инвестиций:

  • прямые инвестиции — вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей;
  • косвенные инвестиции — направление денежных средств в формируемый портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг или имущественных ценностей;
  • интеллектуальные инвестиции — покупка патентов, лицензий, ноу-хау, подготовка и переподготовка персонала, вложения в НИОКР. В России этот вид туристских инвестиций еще слабо развит.

4. По направлению использования инвестиций:

  • инвестиции, связанные с созданием туристского предприятия. Они служат для создания активов нового предприятия или дочерней фирмы (или внучатой фирмы) в составе уже существующей компании (пример, гостиничные предприятия сферы туризма). Инвестиции по формированию активов распадаются на ординарные инвестиции, направляемые на создание новых объектов производства, используемых в ходе текущей туристской деятельности предприятия, и стратегические инвестиции, целью которых является реализация стратегических инвестиционных туристских проектов;
  • текущие инвестиции, связанные с текущим и капитальным ремонтом основных средств туристского производства, а также направляемые на замену физически изношенного и морально устаревшего производственного оборудования. Осуществляется замена производственного оборудования на более совершенное, высокопроизводительное, требующее меньших эксплуатационных затрат для туристского предприятия;
  • дополнительные инвестиции, так же как текущие, направляемые на оснащение средствами производства функционирующих предприятий. К ним относятся инвестиции, направляемые на расширение объемов производства пользующейся высоким спросом продукции, на внесение изменений в структуру производственной программы туристского предприятия в целях повышения рентабельности объема продаж.

5. По объему инвестиций.

Следует отметить, что границы объема инвестиций в туристской сфере могут значительно отличаться от инвестиций в другие сферы экономики. Это обусловлено разной капиталоемкостью и масштабностью процесса изготовления готовой продукции (оказания туристских услуг) в данной сфере нематериального производства.

Представленная классификация туристских инвестиций иллюстрирует многообразные формы их проявления. В соответствии с различающимся классификационным признаком видов инвестиций необходимо применять дифференцированные подходы в процессе их экономического обоснования. В качестве дополнительных признаков классификации туристских инвестиций могут использоваться: структура распределения денежных потоков во времени, вид целевого назначения, период планирования, периодичность повторения, степень взаимозависимости, уровень риска и т.д.

4.Инвестиции: понятие и виды: Инвестиции - важнейший рычаг управления развитием туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Их необходимо анализировать и прогнозировать при разработках мероприятий по формированию материально-технологической базы туризма, разработке схем размещения и развития туристских объектов, налоговому прогнозированию, при формировании банков данных туристских инвестиционных проектов, проведении мероприятий по стандартизации, сертификации турпродукта, лицензированию туристской деятельности, при планировании занятости и доходов населения, развития инфраструктуры, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Для привлечения частных, в том числе и иностранных, инвестиций в туристскую отрасль очень важны:

• активность местных властей в области рекламно-информационной деятельности (освещение туристско-рекреационного потенциала территориально-административного образования);

• либеральная административная и налоговая политика как местных, так и федеральных властей, поощряющая частную инвестиционную инициативу;

• эффективная антимонопольная и антикриминальная политика местных властей, направленная на поддержание здоровой конкурентной среды среди туристских предприятий [6, С. 78-79].

Возможны различные формы инвестиционной деятельности в туризме:

1) инвестирование, осуществляемое гражданами, негосударственными предприятиями, туристскими ассоциациями, обществами и товариществами, а также общественными и религиозными организациями, иными юридическими лицами, основанными на праве коллективной собственности;

2) государственное инвестирование, осуществляемое органами власти и управления РФ, других образований в составе РФ за счет средств бюджета, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств (например, для создания транспортной сети общего пользования, которая стимулирует развитие туристского района — дестинации);

3) иностранное инвестирование в форме вложений в туристский бизнес иностранных граждан, юридических лиц и государств;

4) совместное инвестирование, осуществляемое российскими и иностранными гражданами, юридическими лицами, а также государствами. Такая форма инвестирования используется при создании крупнейших туристских дестинаций мирового значения, например, инвестирования в развитие курортно-рекреационных комплексов в Испании, Франции;

5) инвестирование с помощью финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании), аккумулирующих и размещающих на свое усмотрение наиболее эффективным образом финансовые средства. Этот метод наиболее целесообразен при создании акционерных обществ крупных туристских комплексов.

Определение величины инвестиций в развитие туризма обычно представляется в виде проекта (инвестиционного или бизнес-плана), обосновывающего комплекс мероприятий, связанных с осуществлением вложений в объекты туристской деятельности, с последующим возмещением затрат и получением ожидаемой инвестором величины прибыли за установленный (приемлемый для инвестора) срок.

К плюсам от инвестиций в туристическую индустрию для каждой страны, региона можно отнести увеличение наличного потока в регион, рост валового национального продукта (ВНП), создание новых рабочих мест, реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местными жителями, увеличение налоговых поступлений принимающего региона.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм влияет на рост цен на местные товары и услуги, на землю и другие природные ресурсы и недвижимость; способствует оттоку денег за границу при туристическом импорте; вызывает экологические и социальные проблемы; может нанести ущерб развитию других отраслей и т. Д.

5. Особенности планирования туризма как комплексной системы: Планирование - определение и упорядочение крупных задач организации, включающее маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции), технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации технологи), финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий (образы действий), методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование также включает в себя определение:

1) конечных и промежуточных целей;

2) задач, решение которых необходимо для достижения целей;

3) средств и способов их решения;

4) требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Планировать деятельность предприятия, производящего нематериальный продукт, каковой и является комплексная туристская услуга, довольно непросто. Услугу нельзя охарактеризовать такими категориями, как прочность, надёжность, дизайн, вес, размер, то есть всеми теми, которые можно применить к описанию любого материального товара. Услуга неосязаема, нескладируема, её потребление длительно во времени, её нельзя вернуть или обменять, если она не удовлетворила требованиям потребителя. Особенно это относится к туристским услугам, так как их производство и потребление происходит, как правило, вдали от того места, где турист приобрел услугу.

При планировании деятельности предприятия туризма вопрос разработки бизнес-плана становиться наиболее актуален. Ведь если раньше промышленные предприятия работали по планам, разработанным в отраслевых министерствах, то работу предприятий, связанных с туризмом никто не планировал. Туризм даже не был признан отраслью народного хозяйства, и производство услуг не являлось составляющим валового национального продукта. Поэтому предприятиям туризма приходится создавать свой бизнес с нуля /4, с. 186/.

Бизнес-планирование в туризме призвано решать ряд проблем управленческого характера. Бизнес-планы разрабатываются с ориентированием как на внешних пользователей, так и для решения внутренних проблем. К внешним пользователям в первую очередь относятся представители кредитных организаций и инвестиционных фондов, являющихся потенциальными источниками дополнительных финансовых средств, зачастую необходимых на этапе открытия или расширения турфирмы. Для внутреннего пользования бизнес-планы разрабатываются с целью структурированного представления деятельности туристских организаций в прогнозном периоде, что немало важно при планировании прибыли, а на этапе открытия турфирмы бизнес-план отвечает на главный вопрос: сможет ли фирма при сложившемся спросе и конкурентной среде выйти на рынок и завоевать своего потребителя/.

Специфика бизнес-планирования в отрасли, в том числе и туристкой, определяется, прежде всего, особенностями видов деятельности, материальной базой и организационно-правовыми формами их осуществления. Материальная база турагентских и туроператорских организаций, как правило, сравнительно невелика. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы (базы данных, информация, программные продукты…). В силу специфики материально-вещественной базы рассматриваемых организаций их залоговый потенциал относительно невысок и поэтому возможности получения кредитных ресурсов ограничены. Успех в значительной мере определяется возможностями четкого планирования своей деятельности и управления финансовыми потоками. Именно в этой части индустрии туризма в ближайшее время особенно важной будет являться разработка бизнес-планов для потенциальных партнеров.

6. Этапы планирования туризма. Продукт туризма должен выделяться рекреационными ресурсами и услугами

активного отдыха, зависеть от природных и культурных особенностей региона.

Сохранность и целенаправленное представление природного и исторического

наследия является ещё одним условием развития туризма. Для этого и необходимо

соответственное планирование, и управление системой туризма в регионе.

Несмотря на то, что некоторые туристские местности (чаще всего это

натурально сформировавшиеся привлекательные для туризма местности, не

требующие дополнительных инвестиций), развивались без предварительного

сознательного планирования, в дальнейшем многие из них потерпели

неудачи из-за того, что своевременно не были предусмотрены негативные

события и обусловленные ими изменения туристической местности. Ввиду

этого одной из главных функций планирования туризма является разработка

стратегий и технологий, благодаря которым местность могла бы реагировать и

управлять изменениями.

Первый этап процесса планирования туризма – определение целей и

направлений развития туризма – это предвидение ожидаемого или желаемого

результата. Таким результатом может быть: создание новых рабочих мест,

экономическая диверсификация бизнеса. Для сохранения природных и исторических

ресурсов, развития рекреационных способностей туристских субъектов необходима

поддержка правительственных институций. Тенденции развития туризма на

региональном уровне не могут противоречить национальным интересам.

Второй этап процесса планирования – исследование и анализ ситуации –

охватывает все главные аспекты туризма и местности, на которой планируется

развитие (Hassan, 2000; Sharpley, Sharpley, 1997; Manning, Dougherty, 2000).

– Физические и социально-культурные характеристики местности;

– Существующая и планируемая инфраструктура;

– Конкурентоспособность места.

На этом же этапе необходимо исследовать мнения местного населения и их

взгляды на развитие туризма. Как показывают примеры и исследования

зарубежных авторов, необходимо подобрать методы развития туризма, которые

можно классифицировать по характеристикам региона или по возможностям

развития туристского продукта. Используемые методы оценки развития туризма

зависят от существующей системы сборки и учёта данных. В проектах развития

для оценки элементов системы туризма используются следующие методы

(Inskeep, 1994; Mill, 1990; Tosun, 2005):

– Оценка ресурсов;

– Использование финансовых и экономико аналитических методов;

– Подбор приоритетов.

Анализ и синтез. После завершения ситуационного анализа и

региональных исследований третий этап планирования – оценка собранной

информации. Каждый элемент системы туризма и данные о нём анализируются отдельно в целях получения детальной оценки. Синтез позволяет установить

оптимальное количество туристов на местности. То есть, число туристов,

потребности, которые способна удовлетворить существующая инфраструктура,

природные ресурсы, а также готовность местного населения принимать,

контактировать и обслуживать приезжающих.

Предложения и рекомендации. На этом (четвёртом) этапе

разрабатываются альтернативные планы и адаптированная для конкретного

региона политика развития туризма. На этом же этапе необходимо предвидеть

возможности минимизирования негативных последствий развития и их влияние на

местное население, социальную структуру. По мнению Gunn (1994) рекомендации

по развитию туризма должны рассматривать (Sharpley, Sharpley, 1997; Hill, 2008):

– Развитие физических объектов;

– Поддержку разработанных программ;

– Развитие политики;

– Подбор приоритетов.

Завершающий этап процесса планирования и управления – внедрение и

управление – составляют три части: достижение ранее поставленных целей,

мониторинг и оценка, полученных в процессе внедрения данных.

Оценку данных непозволительно сводить только к анализу количественных

факторов. Необходимо проводить исследования удовлетворённости туристов,

измерить экономическую пользу для местного населения, а также и последствия

производимых и происходящих на местности перемен. При достижении

конкурентоспособности туристического региона, выполнив аудит потенциала

туристического региона очень важно выполнить анализ действий

конкурентоспособного туристического региона.

7. Разработка плана развития туризма: Классификация целевых программ развития туризма

По признаку территориальной принадлежности целевые программы подразделяются на:

  • городские;
  • районные;
  • смешанные (нескольких городов и районов).

Смешанные программы разрабатываются в тех случаях, когда пространственное расположение соответствующего вида (видов) туристских ресурсов не совпадает с административно-территориальным делением и поэтому системное, комплексное решение задач освоения и использования имеющегося туристского потенциала (рекреационного, пейзажного, культурно-исторического, спортивно-оздоровительного и др.) требует объединения усилий для совместного проведения мероприятий по развитию туризма на сопряженных территориях.

По признаку функциональной ориентации целевые программы подразделяются на:

  • социальные;
  • социально-экономические,
  • экологические,
  • инновационные,
  • организационно-хозяйственные,
  • инвестиционные,
  • научно-технические,
  • фундаментальных исследований.

По признаку основного назначения обычно выделяются программы:

  • полного и эффективного использования ресурсного потенциала;
  • формирования территориально-производственных комплексов;
  • сглаживания различий по показателям уровня развития и условий жизни;
  • создания новых производств и рабочих мест.

По отношению к данному классификационному признаку региональную программу развития туризма так же следует отнести к программам многоаспектного характера.

Во-первых, реализация такой программы непосредственно ориентирована на использование специфического ресурсного потенциала района – туристских ресурсов. Во-вторых, в рамках мероприятий туризма в регионе обычно предусматривается создание профильно-ориентированных туристско-производственных комплексов, которые в зависимости от располагаемых туристских ресурсов имеют определенную специализацию по видам и формам туризма. В-третьих, развитие сферы туризма в регионе содействует сглаживанию порайонных различий внутри района, стимулирует создание новых видов производственной деятельности и новых рабочих мест, способствует увеличению доходов населения.

По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы следующих типов:

  • комплексные (многоаспектные);
  • узкоспециализированные (моноцелевые).

По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на:

  • межотраслевые (многоотраслевые);
  • отраслевые;
  • подотраслевые.

По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на:

  • долгосрочные (свыше 5 лет);
  • среднесрочные (от 3 до 5 лет);
  • краткосрочные (до 2 лет).

Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов.

По признаку источников финансирования целевые программы подразделяются на:

  • финансируемые из бюджета;
  • финансируемые из прочих источников;
  • смешанного финансирования.

По статусу программы целевые программы подразделяются на:

    • часть государственной программы,
    • самостоятельные (местные).

Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета.

По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов:

  • с качественно определяемыми результатами;
  • с количественно определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах);
  • с результатами, представляемыми частично в качественных и частично в количественных формах.

Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов.

2. Схема разработки плана экономического и социального развития внутреннего туризма

Технология разработки региональных программ развития туризма определяется целями и задачами реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, сформулированными в “Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации”, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 №1284, и в федеральной целевой программе “Развитие туризма в Российской Федерации”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 “О Федеральной целевой программе “Развитие туризма в Российской Федерации”.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить региональные программы развития туризма.

Технология разработки целевой программы развития туризма в общем случае включает следующие основные стадии:

1) подготовка предложений о разработке программы;

2) разработка концепции по решению программной проблемы;

3) формирование исходного (технического) задания на разработку программы;

4) разработка и формирование проекта программы с необходимыми предложениями;

5) согласование и экспертиза программы; п. 6) утверждение программы.

Инициаторами подготовки Предложений о разработке муниципальной целевой программы развития туризма могут выступать органы представительной и исполнительной власти, а также юридические и физические лица.

Предложения должны содержать:

  • анализ причин возникновения проблемы;
  • обоснование значимости проблемы развития туризма для социально-экономического развития региона;
  • обоснование невозможности комплексного решения задач в приемлемые сроки в условиях действующих рыночных механизмов и необходимости государственной поддержки;
  • возможные способы решения проблемы, предлагаемый состав основных направлений работ и мероприятий, возможные сроки их реализации;
  • оценку требуемых финансовых ресурсов, предложения по источникам их обеспечения;
  • предварительную укрупненную оценку социально-экономических и других результатов;
  • рекомендации по определению государственного заказчика программы, ее основных разработчиков;
  • предварительную оценку сроков и стоимости подготовки муниципальной целевой программы развития туризма;
  • рекомендации по составу и содержанию необходимых предпрограммных научно-исследовательских, информационно-аналитических и других работ в целях повышения качества разработки целевой программы и обоснования ее основных предложений.

На основании представленных предложений органы исполнительной власти принимают решение о дальнейших стадиях проведения работ по подготовке региональной программы развития туризма.

Порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения концепции по решению программной проблемы развития туризма в регионе такой же, как и для муниципальной целевой программы. Изложение разделов концепции должно быть кратким и информативным.

После утверждения в установленном порядке концепции по решению программной проблемы развития туризма в районе органами власти муниципального образования принимается решение о разработке муниципальной целевой программы развития туризма, в котором определяется государственный заказчик программы.

Государственным заказчиком подготавливается исходное задание на разработку программы, являющееся основным документом, которым руководствуются разработчики программы, определяются головной разработчик и основные соисполнители. Их выбор должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с “Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд”, утвержденным указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305.

Разработку разделов проекта программы целесообразно осуществлять последовательно-параллельным способом, оперативно внося соответствующие изменения в те разделы, которые требуют корректировок в соответствии с результатами разработки других разделов.

После завершения разработки проекта программы государственный заказчик организует независимую экспертизу представленного проекта программы. Утверждение муниципальной целевой программы развития туризма осуществляется в порядке, установленном соответствующими организационно-правовыми документами, регламентирующими процессы формирования, согласования и утверждения региональных программ.

8.Финансирование развития туризма: потребности и источники:

Источники финансирования туризма в РФ

Главный смысл финансовой деятельности туристического предприятия заключается в надлежащем обеспечении финансирования.

Закон РФ “О туризме” предусматривает следующие источники финансирования туризма.

Туристическая деятельность осуществляется за счет:

- собственных финансовых ресурсов субъектов туристической деятельности, денежных взносов граждан и юридических лиц;

- заемных финансовых средств (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);

- бесплатных и благотворительных взносов, пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан;

- внебюджетных фондов;

- средств фонда развития РФ, который формируется за счет отчислений субъектов предпринимательства независимо от форм собственности;

- иностранных инвестиций;

- поступлений от туристических лотерей;

- других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Согласно источников средств финансирования делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее финансирование осуществляется за счет средств, полученных от деятельности самого предприятия: прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи или сдачи в аренду имущества. Внешнее финансирование использует средства, не связанные с деятельностью предприятия: вклады собственников в уставный фонд, кредит, обязательства должников, государственные субсидии и т.д.

Также различают финансирование за счет собственных и привлеченных средств.

Важной формой финансирования является кредит - платное предоставление денег или иных ценностей взаймы на определенное время. Привлечение кредитных средств расширяет финансовые возможности предприятия, но одновременно создает риск, связанный с необходимостью возвращения долгов в будущем и уплаты процентов за пользование одолженных средствами.

Товарный кредит - это краткосрочный кредит, который одно предприятие предоставляет другому в товарной форме через отсрочку платежа за поставленную продукцию. Товарный кредит используется в основном как средство расширения сферы рынка и увеличение объема продаж услуг или продукции.

Аренда - специальная форма долгосрочного кредита, которая предусматривает передачу имущества в договорное срочную владение и пользование за приемлемую для обеих сторон арендную плату.

Распространенным в мировой практике разновидностью аренды с лизинг, когда арендодатель - лизинговая компания покупает объекты аренды у предприятий-производителей и передает их в аренду на определенных условиях.

Финансовая деятельность туристического предприятия характеризуется степенью его прибыльности и оборачиваемости капитала, финансовой устойчивости и динамики структуры источников финансирования, способности рассчитываться по долговым обязательствам. Правильная оценка финансовых результатов деятельности и финансово-экономического состояния предприятия является первым и наиболее необходимой информацией как для его руководства и собственников, так и для инвесторов, партнеров, кредиторов, государственных органов. Поэтому наиболее важнейшим источником финансирования туристической деятельности предприятия является прибыль.

Прибыль - это та часть выручки, которая остается после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия.

Прибыль - положительный финансовый результат основной деятельности туристического предприятия. Это - разница между денежными поступлениями и полной себестоимости реализованных услуг. Характеризуя превышение поступлений над расходами, прибыль выражает цель коммерческой (предпринимательской) деятельности и берется за главный показатель ее результативности (эффективности).

Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования его материально-технической базы, обеспечение всех форм инвестирования. Деятельность предприятия направлена на то, чтобы обеспечить рост прибыли или хотя бы стабилизацию его на определенном уровне.

В зависимости от формирования и распределения различают несколько видов прибыли.

Прежде всего - общая прибыль и прибыль после налогообложения.

Общий доход - это доход предприятия, полученный от всех видов деятельности, до налогообложения и распределения. Такую прибыль иначе называют балансовой.

Прибыль после налогообложения, т.е. прибыль, реально поступает в распоряжение предприятия, имеет распространенное название - чистая прибыль.

В последнее время все чаще используют такие понятия, как валовая, операционная и маржинальный доход.

Валовая прибыль - это разница между выручкой и производственными затратами. Это понятие включает собственно прибыль и непроизводственные расходы (административные, коммерческие).

Операционная прибыль равна валовому прибыли за минусом непроизводственных расходов (т.е. чистая прибыль).

Маржинальный доход характеризует объем выручки от продажи продукции за минусом переменных затрат. Таким образом, такой доход по величине совпадает с валовым доходом, когда калькулирование осуществляется только с переменными затратами.

Основными источниками формирования прибыли туристического предприятия являются:

- прибыль от оказания туристических услуг или от продажи туристического продукта (это основная составляющая общей прибыли);

- прибыль от внереализационных операций - это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, дивиденды на ценные бумаги, поступления с депозитных вкладов, доход от владения долговыми обязательствами, поступления от экономических санкций и т.д.;

- прибыль от продажи имущества включает прибыль от продажи основных фондов (материальных активов, нематериальных активов, ценных бумаг других предприятий и т.д.). Его рассчитывают как разницу между ценой продажи и остаточной стоимостью.

Фонд Развития туризма РФ.

ФР туризма РФ действует с целью формирования централизованного источника средств для объединения усилий в деле всестороннего развития туристской отрасли РФ, издания и размещения рекламы туристских возможностей государства, создания печатных средств массовой информации, формирования конкурентоспособного рынка туристских услуг, участия в международных и отечественных мероприятиях по вопросам туризма, реконструкции и модернизации материально -технической

базы отрасли.

Именно, в ФР туризма РФ производятся добровольные отчисления 1% от прибыли, полученной субъектами туристской деятельности независимо от формы собственности за предоставление туристских услуг, которая остается после расчетов с бюджетом, а также кредитных ресурсов, иностранных и отечественных инвестиций, благотворительных взносов и других поступлений.

Средства ФР туризма РФ поступают на специальный счет Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма РФ, где аккумулируются по регистрационному номеру туристской организации, получившей лицензию, и используются в соответствии со сметой расходов.

Средства ФР туризма РФ используются на размещение рекламы в зарубежных и отечественных изданиях и изготовление рекламной продукции, участие в иностранных международных туристских биржах и ярмарках, организацию и проведение рекламных туров для иностранных фирм -потребителей туристского продукта, проведение национальных и международных семинаров, разработку, внедрения и открытия новых туристских маршрутов, видов туристских услуг, предоставления финансовой помощи туристским предприятиям, строительство и реконструкцию материально-технической базы отрасли, разработку и внедрения нормативно-правовой базы и другие меры по развитию туризма в РФ.

Неиспользованные в отчетном году средства ФР туризма РФ изъятию не подлежат, а переходят на следующий год и используются по назначению. Руководство ФР туризма РФ и контроль за своевременным и полным поступлением в ФР туризма РФ средств от субъектов туристской деятельности.

9. Виды рисков в деятельности туристского предприятия: Неотъемлемой чертой любого предпринимательства, в том числе и туристского бизнеса, являются риски, которые различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но их объединяет одно – негативные последствия, которые наступают после их возникновения.

Рассматривая такой вид предпринимательства, как туристский бизнес, необходимо отметить, что он является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных лишь для этого вида деятельности.

Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две группы: возможны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: