к экзаменационным билетам




по дисциплине «Психология»

специальность 2-010101 «Дошкольное образование»

курс III группа 79, 80, 81

заочная форма обучения

2015 – 2016 учебный год

1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Учитель начальной школы видела в своих самых обычных учениках одарённых мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко.

Дайте психологический анализ действий воспитателя.

 

2. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Воспитатель старшей группы очень эмоционально переживает неуспехи своих воспитанников. Стараясь исправить их ошибки, награждает эпитетами: «бестолковый», «лентяй», «неуч», «растяпа», «неряха» и другими, да ещё прибавляет: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …».

Дайте психологический анализ действий воспитателя.

 

3. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Человек рождается индивидом, а личностью становится прижизненно, в результате культурного и исторического развития. Поэтому для его характеристики используют такие различные по объёму и содержанию понятия, как индивид и личность. В связи с этим приведены понятия, отражающие особенности поведения человека.

Высокая скорость двигательных реакций, упрямство, эмоциональность, медленное запоминание, трудолюбие, подвижность, повышенная тревожность, самолюбие, лживость, низкая адаптация к темноте, принципиальность, общительность, хорошая координация движений, добросовестность.

Укажите, какие из данных особенностей поведения человека характеризуют его как индивида либо как личность и обоснуйте свой выбор.

4. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Дима (5 лет) очень любил, когда папа читал ему разные рассказы. Но совсем не любил, когда папа просил его запомнить и рассказать только что прочитанный текст. Несмотря на мамино заступничество, папа настойчиво, неотступно, систематически добивался от сына пересказа текста. Правда, поначалу папа пересказывал в основном сам, а Дима больше молчал, но постепенно сын стал справляться с заданием все лучше и лучше.

Почему папа с такой настойчивостью добивался от сына пересказа текста?

 

5. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Денис (5 л. 8 мес.) обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «А я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестёр, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. в результате игра вертелась вокруг него, он поочерёдно посещал всех врачей и лечился.

Объясните поведение ребёнка в данной ситуации. На данном примере раскройте роль игры в развитии личности дошкольников.

 

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Все учащиеся отлично понимают значение экзаменационной отметки и вытекающих из неё следствий. Тем не менее отметка может выступать для сознания каждого из них существенно по-разному: скажем, как шаг (или препятствие) на пути к избранной профессии, или как способ утверждения себя в глазах окружающих, или, может быть, как-нибудь ещё иначе.

Определите, какая важнейшая функция психики имеется в виду в приведенном суждении и в чём она заключается.

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен.

Воспитатель говорит: «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?»

Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?»

Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» - радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.

1. Определить примерный возраст ребёнка.

2. Какие особенности мыслительной деятельности ребёнка проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?

8. Интерпретируйте психологическую ситуацию. О каких важных свойствах личности воспитателя идёт речь в ниже приведённых кратких описаниях?

1. Чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость в отношениях с детьми, их родителями, в разрешении различных вопросов.

2. Способность по небольшим, на первый взгляд, незаметным явлениям и признакам увидеть тенденции развития ребёнка, формирования его знаний, умений. Навыков, воли, характера, понять по неуловимым переменам в поведении его состояние, зарождение у него новых потребностей и интересов.

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д.

Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Некоторые дети, рассказывая о виденном или услышанном, часто прибавляют то, чего не было в действительности. Они выдумывают новые подробности, уверяя собеседника в том, что все так действительно и было.

1. В чем причина таких рассказов детей? Можно ли назвать такие выдумки ложью?

2. Для каких детей такие факты наиболее характерны?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса. (По В. С. Мерлину.)

Какая отличительная особенность мышления проявилась в приведенном примере?

13. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

-Где Италия? – спрашивал её Лохин

- Вот он. Сапог, - говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров.

- Швеция и Норвегия?

- Это собака, которая прыгает с крыши.

- Балтийское море?

- Вдова стоит на коленях.

- Черное море?

- Башмак.

- Испания?

- Толстяк в фуражке. (А.И. Куприн)

Определите о каком виде мышления идет речь в приведенном фрагменте.

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-школьник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

Какая отличительная особенность мышления проявилась в приведенном примере?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного…

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка. – Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

- Два…

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, с огорчением сказала девочка.

- Займемся диктантом. (А. Толстой)

1. Определите, о каком виде мышления идет речь в приведенном фрагменте.

2. Какая особенность мышления дошкольника здесь проявилась?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В одном из детских садов дети собирались на прогулку. Мальчик шести лет заботливо помогал маленькой девочке. Застегнул пальто, завязал платок, надел варежки; взяв ее за руку, встал у выхода. Кто-то из взрослых спросил: «Это сестрёнка твоя?». Ребенок удивленно посмотрел и ответил: «Нет, не сестренка! Просто маленькая, - и добавил: - маленьким надо помогать».

Определите ведущие мотивы поведения ребенка.

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение.

1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их?

2. Дайте психологический анализ ситуации.

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Вова прекращает уборку через пять минут после начала работы. Воспитатель требует довести дело до конца. Вова продолжает убирать игрушки, но при этом производит с ними отдельные игровые действия – качает куклу, а затем бросает в коробку, вскрикивая: «Вот куда он, хитрый, спрятался!» Возит машину, вдвигает её между коробками и заявляет: «Приехали в гараж», складывает коробки, строит башню.

1. Определить возраст ребёнка.

2. Объяснить особенности поведения Вовы в этой ситуации.

3. Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к мальчику?

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына, говорить, что он лжёт.

1. Назовите основную причину Петиной лжи.

2. Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой, и что можно ей посоветовать?

 

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Мама предложила дочке Нине (4 г. 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?

Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно

1. Почему при решении задачи Нине понадобились вырезанные деревья?

2. Какие особенности мышления дошкольников проявились здесь?

3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?

 

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что, когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в воскресенье на горке было много детей, то сын смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.

1. Дайте психологическое обоснование поведению Саши.

2. Какой мотив лежит в основе его поведения? Объясните источник его возникновения.

3. Приведите примеры проявления данного мотива поведения у дошкольников.

 

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят: «Иди сюда, а то тебя заберут!»; «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол»; «Не будешь слушаться – милиционер заберет» и т. д.

Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Обоснуйте свой вывод.

 

  1. Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. «Капитан, – обратился Клим к Саше, своему товарищу, выполнявшему роль капитана, – разрешите мне уйти с корабля?» Саша запретил. Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

 

 

Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене

 

 

Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ___ от ___________2016 г.

Председатель ЦК _____________ С.А. Ситько



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: