с задержкой психического развития




(подготовительный класс)

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Пояснительная записка

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружаю­щей природы и общества дети должны овладеть следующими уме­ниями и навыками:

• проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

• осуществлять целенаправленный последовательный анализ
изучаемого конкретного предмета;

• сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

• распределять практически и «в уме» предметы (их изображе­
ния) на группы по родовому признаку;

 

• называть группы однородных предметов (их изображений)
точными обобщающими словами;

• устанавливать простейшие причинно-следственные связи в
наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью
педагога.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном вы­боре видов деятельности детей.

При изучении каждой темы программы необходимо обеспе­чить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосред­ственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предме­тами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (на-стольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформиро­ванных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевои иг­ре, организуемой в свободное время воспитателем.

Первоначальные представления об изучаемых предметах и явле­ниях дети получают посредством наблюдений во время целенап­равленных прогулок и экскурсий.


6 Зак 943



Знания и представления, накопленные детьми в процессе на­блюдений и собственной практической деятельности, углубляются и систематизируются на последующих занятиях. При этом ребен­ку предъявляются самые разнообразные задания, например, опи­сать предмет, выделив его характерные (отличительные) признаки, или сравнить предмет с другими и выделить в нем признаки, суще­ственные для отнесения в ту или иную предметную категорию или группу.

Подготовка этих умений и навыков осуществляется при изуче­нии темы «Свойства предметов. Расположение предметов в про­странстве». Дети учатся различать основные и промежуточные цвета, узнают о сигнальной роли цвета (например, яркий красный цвет пожарной машины, запрещающий движение знак светофора, оранжевые жилеты ремонтников шоссейных и железных дорог и др.), учатся сравнивать предметы и группировать их по цвету, фор­ме, размеру.

Важную роль в формировании у детей этих умений играют ди­дактические игры. Необходимо подбирать такие игры или вклю­чать такие игровые элементы, которые будут направлены на реше­ние учебной задачи. В ином случае игра не выступает как средство обучения. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».

Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описа­нию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Перепутаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.

Систематически выполняя указанные задания, дети учатся пользоваться приобретенными знаниями, т.е. отбирать из всех сво­их знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.

Правильная организация деятельности детей шестого-седьмого года жизни состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно под­водить их к выполнению учебных заданий. По мере того как у де-


тей формируются познавательные интересы и они овладевают эле­ментами учебной деятельности, доля игрового метода обучения должна уменьшаться.

Дидактические игры, проводимые на занятиях воспитателем или педагогом-дефектологом, подготавливают детей к творческим сюжетно-ролевым играм.

Система работы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром, осуществляемая в указанных направлениях (непосредствен­ные систематические наблюдения, предметно-практическая дея­тельность детей, дидактические и сюжетно-ролевые игры), спо­собствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте.

При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план или на опорные слова (в виде предметных картинок), предложен­ные педагогом. Сначала составляются рассказы о коллективной де­ятельности, например, «Как мы играли в «кошки-мышки», «Как мы кормили птиц», «Наш веселый праздник Новый год» и др. Рас­сказы на темы из собственного опыта к концу года каждый ребенок сможет составлять самостоятельно («Как я догадался, что наступи­ла весна», «Мамин праздник», «Когда распустилась верба» и др.).

Дальнейшая работа по развитию связной речи предполагает обучение детей/шсскозыванию по сюжетной картине или серии по­следовательных картин и направлена на выработку следующих ос­новных умений:

• придумывать название картины или серии картин;

• определять время и место действия, изображенные на картине
(поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали,
вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);

 

• устанавливать причинно-следственные связи, высказывать
суждения, выводы;

• передавать содержание картины в определенной последова­
тельности (охарактеризовать явления неживой и живой природы,
рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);

• восстанавливать последовательность событий в серии сюжет­
ных картин;

• слушать внимательно ответы и рассказы своих товарищей,
уметь оценивать их с точки зрения логичности и последовательно­
сти изложения и использования выразительных средств языка.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию ре­чи являются не только средством расширения кругозора детей, ак-


тивизации их познавательной деятельности, но и одним из важней­ших условий коррекции психического развития ребенка, социаль­ного и нравственного воспитания.

Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем.

На прогулках систематически ведутся наблюдения за погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом взрослых лю­дей. Эти наблюдения планируются воспитателем совместно с пе-дагогом-дефектологом. В процессе наблюдений воспитатель ведет сопровождающую беседу. Наблюдения занимают не более 10 ми­нут. Важное значение имеют дидактические и подвижные игры, закрепляющие знания детей, полученные на занятиях («Найди де­рево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки» и т.п.).

Во время прогулок дети учатся ориентироваться на ближайших улицах, соблюдать правила дорожного движения, узнают, какие общественные здания расположены на улицах, кто в них работает, какую работу выполняет.

Программа

(2 занятия в неделю, всего 64 занятия)

Программа включает следующие основные разделы:

I. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.

II. Родная природа.

III. Знакомство с ближайшим окружением.

IV. Умственное развитие детей.

V. Речевое развитие детей.

VI. Обучение в игре.

I. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве

(13 занятий)

Цвет предметов: красный, синий, желтый, зеленый, оранже­вый, фиолетовый, белый, черный; их названия, различение часто смешиваемых цветов красный-желтый-оранжевый, красный-си­ний-фиолетовый; различение изученных цветов по оттенкам.

Форма предметов. Геометрические фигуры (треугольник, квад­рат, прямоугольник, круг, овал), геометрические тела (брус, куб,


цилиндр, кольцо, шар, конус): их различение и названия. Умение обследовать конкретные предметы, соотносить их с геометричес­кими эталонами, определяя простую форму предметов.

Размер предметов: большой — маленький; крупный, средний, мелкий; широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — корот­кий. Развивать у детей умение сравнивать от трех до четырех пред­метов разной длины, ширины, высоты, распределяя их в возраста­ющем и убывающем порядке, ориентируясь на образец упорядо­ченного ряда.

Приемы сопоставления предметов по цвету, форме, размеру: прикладывание вплотную при распознавании цвета, накладыва­ние друг на друга при определении формы, прикладывание друг к другу с уравниванием по одной линии при определении размера; распределение предметов (предметных картинок) на группы по цвету, форме и размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая сто­рона тела и лица человека. Понятия: верх — низ, справа — слева, спереди-сзади. Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предме­та на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение простран­ственных отношений между предметами по образцу и словесно­му заданию.

Необходимо:

• выявить знания и представления детей по изучаемым темам в
соответствии с типовой «Программой воспитания и обучения в
детском саду» (под ред. М.В.Васильевой);

• восполнить пробелы предшествующего развития;

• научить:

 

— различать правую и левую руку, правую и левую сторону те­
ла и лица человека;

— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны
на таблицах, рисунках, столе, листе бумаги;

— уметь поместить и найти предмет по словесному указанию
педагога;

— создавать однородные группы предметов по одному при­
знаку, по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по пол­
ной и неполной аналогии;

— употреблять слова, обозначающие изученные свойства
(цвет, форму, величину) и расположение предметов в простран­
стве, в активной речи.


II. Родная природа (27 занятий)

Сезонные изменения в природе и труде (12 занятий)

Погода: небо ясное, пасмурное, облачное; облака (тучи) в яс­ный и пасмурный день; ветер теплый, холодный, слабый, силь­ный; осадки; воздух теплый, холодный, прохладный, почва в за­висимости от температуры воздуха и осадков (твердая, липкая, мягкая, сухая).

Времена года.

Осень. Названия осенних месяцев. Характерные признаки: по­холодание, выпадение продолжительных дождей, первые замороз­ки; изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.

Зима. Названия зимних месяцев. Характерные признаки: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание во­доемов, растения и животные зимой.

Весна* Названия весенних месяцев. Характерные признаки: по­тепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка до­рог от снега, посадки деревьев, кустарников, цветов, овощей.

Лето. Название летних месяцев. Растения и животные летом. Труд людей. Летний отдых в деревне, на даче, у водоемов.

Растения (7 занятий)

Деревья, кустарники и травянистые растения, наиболее распро­страненные в данной местности. Узнавание и называние трех-че­тырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов садовых цветущих растений. Знакомство с деревьями и кус­тарниками сада, овощными растениями огорода. Узнавание и на­зывание наиболее распространенных растений сада и огорода в природе и по описанию.

Бережное отношение к окружающим растениям: участие в рабо­тах на участке (уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.).

Умение рассказать о внешних отличительных признаках при сравнении двух растений или их частей.


Умение отнести конкретные виды растений к обобщающим по­нятиям цветы, деревья, кустарники. Умение отнести к обобщаю­щим понятиям овощи, фрукты, ягоды четыре-пять наименований конкретных предметов.

Животные (8 занятий)

Знакомство с группами животного мира

Птицы, живущие на участке детского сада (в ближайшем парке, сквере). Названия шести-восьми видов птиц. Внешние отличи­тельные признаки (окраска оперения, характерные повадки). Зи­мующие и перелетные птицы. Подкормка птиц зимой.

Домашние животные. Условия содержания домашних живот­ных. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пя­ти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.

Домашние птицы. Внешние отличительные признаки. Забота человека о домашних птицах. Узнавание и называние трех-четырех видов птиц и их птенцов.

Дикие животные. Узнавание и называние пяти-восьми видов животных, распространенных в данной местности (звери, насеко­мые, рыбы). Места обитания.

Деятельность взрослых и детей по охране животных.

Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).

Обобщающие понятия: домашние и дикие животные. Умение отнести конкретные виды животных к обобщающим понятиям: птицы, насекомые, звери, рыбы.

Необходимо:

• выявить знания и представления детей по изучаемым темам в
соответствии с типовой «Программой воспитания и обучения в
детском саду»;

• восполнить пробелы предшествующего развития;

• научить:

 

—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произ­
растающих на участке детского сада и в ближайшем окружении;
называть наиболее распространенные растения сада и огорода на
рисунках, в природе и по описанию.

—правильно называть пять-шесть изученных видов животных,
уметь узнавать их в природе, опираясь на знание основных отли­
чительных признаков;


—правильно называть времена года, их последовательность;

—называть отличительные признаки противоположных времен
года (осенью — весной, зимой — летом), осуществлять соотноси­
тельный анализ, строить предложения с использованием противи­
тельных союзов а, но;

—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на
основе непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по
опорным словам);

—уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, пра­
вилах обращения с домашними животными.

III. Знакомство с ближайшим окружением

(24 занятия)

Наша улица, наш дом (7 занятий)

Имя и фамилия ребенка, возраст, день рождения. Домашний ад­рес: город, улица, номер дома, квартиры.

Мои родные (состав семьи). Имя и отчество взрослых членов се­мьи, их труд на производстве и дома. Уважение к труду взрослых. Участие ребенка в домашнем труде. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Особая забота о детях: игрушки, книги, настольные игры, спортивные принадлежности и др. На­звания четырех-шести видов конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, спортивным принадлежностям, одежде, обуви.

Праздники в семье (Первое сентября, Новый год, 8 Марта, 1 Мая).

Правила поведения дома. Распорядок дня. Выполнение элемен­тарных правил личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью.

Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к мебе­ли, посуде, оборудованию квартиры, личным вещам и др.).

Бытовая техника, название, назначение пяти-шести видов. Со­блюдение правил безопасности в обращении с бытовой техникой (плита, телевизор, пылесос и др.).

Умение отнести три-четыре наименования конкретных предме­тов к обобщающим понятиям мебель, посуда, одежда, обувь, быто­вая техника, игрушки, спортивные принадлежности.


Наш детский сад, наша группа (5 занятий)

Внешний вид здания снаружи и внутри: сколько этажей, подъ­ездов, цвет. Название и назначение помещений детского сада: му­зыкальный и спортивный залы, групповая, спальня, комната для занятий, кабинеты заведующей, врача, медсестры и др.

Труд взрослых в детском саду. Профессия работников: педагог, воспитатель, помощник воспитателя, заведующая, врач, медсест­ра, повар и др. Уважение к труду работников детского сада. Оказа­ние посильной помощи взрослым.

Правила поведения в детском саду (вежливое обращение к стар­шим, сверстникам). Употребление при обращении имен детей, имени и отчества взрослых, работающих в группе. Основные фор­мы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми.

Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения взрослого и ответы детей, соблюдать порядок на рабо­чем месте).

Принадлежности для занятий, их названия и назначение, бе­режное отношение к ним. Игры и игрушки в детском саду. Назва­ния, правила одной-двух настольных игр.

Растения в групповой комнате. Названия двух-трех комнатных растений.

Основные отличительные признаки (например, вьющийся сте­бель, мелкие листочки и т.п.). Уход за растениями.

Наш город [село] (12 занятий)

Название родного города, других городов. Москва — столица России. Главная площадь и улица столицы и родного города. Празд­ники и украшения улиц и зданий города (села) в праздничные дни.

Улица, на которой находится детский сад. Общественные здания, находящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библио­тека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в обществен­ных местах (как пользоваться библиотекой, магазином, кинотеат­ром). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях.

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Си­гналы светофора. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пе: шеходное движение запрещено».



Транспорт: наземный городской (автобус, троллейбус, трамвай, машины), подземный (метро), железнодорожный (электропоезд), воздушный (самолет, вертолет), водный (пароход, катер, лодка). Правила поведения на транспорте.

Строительство в городе (селе).

Профессии людей, занятых на строительстве зданий, обслужи­вающих транспорт. Машины, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).

Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и де­тей по охране природы.

Необходимо:

• выявить знания и представления детей по изучаемым темам в
соответствии с типовой «Программой воспитания и обучения в
детском саду»;

• восполнить пробелы предшествующего развития;

• научить:

 

—называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена това­
рищей;

—называть имя и отчество взрослых, работающих в дошколь­
ном учреждении;

—соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

—рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопро­
сам педагога, задавать такие же вопросы детям;

—называть по четыре-шесть наименований конкретных
предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одеж­
де, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным
принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транс­
порту;

—уметь описать одну-две игрушки и рассказать о правилах
одной-двух настольных игр;

—называть главную улицу и площадь своего города (села);

—соблюдать правила поведения на улице и в других обще­
ственных местах;

—знать, что означают цвета светофора, различные указатели
(стрелки, вывески, дорожные знаки, к кому обратиться за помо­
щью в случае необходимости);

—правильно называть одно-два комнатных растения, имею­
щихся в групповой комнате.


IV. Умственное развитие детей

Необходимо объяснять детям, что все предметы имеют цвет, форму, величину. Предметы по-разному могут быть расположены в пространстве; их можно объединять в группы по цвету, форме, ве­личине, материалу, по назначению.

Учить детей выделять части в предмете, указывая цвет, форму, величину каждой части, расположение одной части по отношению к другой; узнавать и называть целый предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками (например, белый с темными крапинками ствол у березы, яркие красные гроз­дья ягод у рябины, белые бока и длинный хвост у сороки и т.п.).

Учить проводить соотносительный анализ признаков у сравни­ваемых предметов (например, помидор — округлой, а огурец овальной формы, помидор — красный, огурец — зеленый и т.д.).

Учить группировать конкретные предметы (их изображения), используя обобщающие слова: деревья, кустарники, цветы, ово­щи, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные, насекомые, пти­цы, рыбы, мебель, посуда, бытовая техника, игрушки, настольные игры, спортивные принадлежности, одежда, обувь, транспорт.

Учить определять причины наблюдаемых явлений и событий, приходить к выводам, суждениям, умозаключениям.

V. Речевое развитие детей

Учить активно употреблять слова, обозначающие изученные пред­меты и явления окружающей действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать предметно-образные названия (... морковного, сиреневого, василькового цвета и т.п.), указывать не только общий размер, но и точно называть величину предметов (вы­сокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий), давать словесное обозначение пространственных отношений.

Учить детей:

• строить высказывание из трех-четырех предложений, следить
за правильным согласованием существительных с прилагательны­
ми и числительными в роде, числе и падеже;

• распространять и сокращать предложение, строить сложносо­
чиненные и сложноподчиненные предложения;

• сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и се­
рии последовательных картин;


• составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятель­
ности, планировать этапы выполнения работы (аппликация, подел­
ка из природного материала), рассказывая о предстоящем действии;

• давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др.

VI. Обучение в игре

Учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материал, из которого они сделаны.

Сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы, одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, форме и величине.

Группировать практически предметы и их изображения, относя­щиеся к родовым понятиям: деревья, кустарники, цветковые садо­вые растения, растения сада, огорода, овощи, фрукты, ягоды, ме­бель, посуда, бытовая техника, транспорт (наземный, подземный, железнодорожный, воздушный). Называть группы обобщающими словами. Исключать четвертый, пятый лишний предмет.

Примерный перечень дидактических игр

«Воздушные шары», «Геометрическое лото», «Что измени­лось?», «Пятый лишний», «Найди по описанию», «Чудесный ме­шочек», «Найди одинаковые», «Когда это бывает?», «Времена го­да», «Узнай по описанию», «Назови блюдо», «Помогите малы­шам», «Чей, чья, чьи?», «Магазин», «Светофор», «Перепутаница».

Сюжетно-ролевые игры

Учить детей развивать сюжет знакомой игры, брать на себя роль продавца и покупателя (овощей и фруктов, мебели, игрушек и др.), водителя и пассажира (трамвая, троллейбуса, автобуса, такси и др.).

Постепенно вводить в игру вместо функциональных игрушек предметы-заместители и организовывать игровые действия с ними.

Учить совместной игре небольшими группами (четыре-пять че­ловек) при исполнении главной роли ребенком-лидером.


Ознакомление с художественной литературой

Пояснительная записка

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует по­вышению их познавательной и творческой активности, дает ре­бенку образцы правильного литературного языка.

Задача педагога при ознакомлении детей с художественной ли­тературой — формировать у них интерес к книге, умение воспри­нимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрыв­ки из сказки, рассказа, несложные произведения, развивать уме­ние сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение значения автор­ской лексики. Следует привлекать внимание детей к образованию новых форм слов, знакомить с синонимами, антонимами, сред­ствами художественной выразительности, используемыми в про­изведении.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок приобрета­ет новый вид внутренней психологической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что за­кладывает основу всей последующей творческой деятельности. Особую роль при этом играют сказки. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каж­дая часть ее иллюстрируется персонажами, которые могут быть изображены условно.

Педагогу рекомендуется читать произведения выразительно, пе­речитывать текст после его анализа, особенно если он недостаточ­но освоен. После прочтения произведения не следует спешить за­давать детям вопросы. Необходимо дать время на осознание про­читанного, затем выслушать свободные высказывания детей, спросить, понравилось ли произведение и что именно; предло­жить подумать, почему у текста именно такое название. Только после этого можно приступать к работе над текстом по вопросам и заданиям.


При ознакомлении с поэтическим произведением педагог дол­жен стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение про­изведения, его образность, ритмичность. Для развития творческо­го воображения дошкольников некоторые поэтические произведе­ния следует преподносить без опоры на зрительное восприятие, без использования иллюстраций. В процессе ознакомления с худо­жественной литературой надо воспитывать у детей бережное отно­шение к книге.

Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР требует обратить особое внимание на формирование у них эмоционально осознанного отношения к прослушанному художе­ственному произведению: стремиться развивать у ребенка умение сопереживать героям, чувствовать характер произведения (груст­ный, лирический, веселый, торжественный).

Для полноценного и эмоционально окрашенного восприятия художественного произведения детьми с ЗПР необходимы не толь­ко его прослушивание, ответы на вопросы по содержанию прочи­танного, пересказ, но и организация предметных и игровых дей­ствий. Образцы работы с текстом представлены в книге Н.А. Цы-пиной, И.Н. Волковой «Почитаем — поиграем» (М., 2004).

Программа

(1 занятие в неделю, всего 32 занятия)

В программе по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительного класса ставятся следующие задачи:

• развивать у детей интерес к художественной литературе, фор­
мировать запас литературных художественных впечатлений;

• учить различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихот­
ворение;

• понимать главную идею произведения, правильно оценивать
поступки героев;

• совершенствовать умение детей выразительно рассказывать
сказки, стихотворения;

• обогащать литературными образами игровую, изобразитель­
ную и конструктивную деятельность детей;

• воспитывать бережное отношение к книге, стремление самос­
тоятельно рассматривать иллюстрации.


Рекомендуемые произведения

Народное творчество

Потешки: «Аи, ду-ду».

Считалка: «Чики-брики».

Песенки народов мира: «Котята» (англ.), «Ослик мой, шагай быс­трей» (фр.)-

Сказки: «Жихарка» (рус.), «Гуси-лебеди» (рус.), «Колосок» (укр.), «Три поросенка» (англ, в пересказе С. Михалкова), «Айога» (нан.), «Снегурочка» (рус.).

Авторские прозаические произведения

Л. Толстой «Хотела галка пить»; «Шли по лесу два товарища»; Е. Пермяк «Хитрый коврик», «Торопливый ножик»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Н. Носов «Огурцы»; В. Бианки «Хвосты»; В. Драгунский «Заколдованная буква».

Авторские поэтические произведения

И. Токмакова «Дуб»; А. Блок «Зайчик»; К. Чуковский «Мойдо-дыр»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; С. Михалков «А что у вас?»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Береза»; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»).

К концу года дети должны уметь:

• выразительно, последовательно, самостоятельно или с помо­
щью вопросов педагога передавать содержание небольших литера­
турных текстов;

• драматизировать небольшие произведения;

• рассказывать наизусть небольшие стихотворения, передавать
настроение произведения интонацией.


Развитие речевого (фонематического)

восприятия и подготовка

к обучению грамоте

Пояснительная записка

Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития состоит из ряда разделов1.

1. Развитие речевого слуха.

2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка.

3. Формирование звукового анализа и синтеза.

4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.

5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.

6. Развитие инициативной речи и мышления.

7. Подготовка к обучению технике письма.

1. Развитие речевого слуха

Дети с задержкой психического развития при сохранности слу­ха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно высту­пает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физио­логи объясняют это функциональной незрелостью отделов голов­ного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития (ЗПР) последовательное выде­ление звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказы­вается малодоступным.

Основное содержание занятий направлено на развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выде­лять и называть отдельные звуки, на выработку четкой артикуля­ции, уточнение звучания звуков. Слово, выступавшее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдений и из­учения2.

1 Методическая работа педагога обеспечена пособием: Тригер Р.Д. Подготовка к
обучению грамоте. Смоленск, Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

2 Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов Р.Д. Тригер, Е.В.
Владимировой «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Ч. I. Изд-во «Ассоци­
ация XXI век», 2000.


Вычленение звуков из слова начинается с гласных: [а], [о] [ы] [у], находящихся в ударном положении; знакомство с согласны­ми—с взрывных и сонорных [jh], [н], [к]. Последовательность из­учения звуков определяется их сохранностью в звукопроизноше-нии детей: указанные звуки почти всегда правильно произносятся. Ознакомление со звуками, сходными по артикуляции (типа [о]\у]) или звучанию (типа [с] — [з]), раздвигается во времени. С твер­дыми и мягкими согласными дети знакомятся последовательно. В содержание образования входит осознание ребенком изменения значения слова в зависимости от мягкости или твердости соглас­ного звука в слове (мышка — мишка).

2. Чувственное (сенсорное)развитие

Чувственное развитие в области родного языка является необхо­димой составной частью подготовки детей к обучению грамоте. Дети знакомятся с существенными, опознавательными признака­ми двух основных групп звуков русского языка (гласными и со­гласными), а также с условными обозначениями этих звуков (глас­ные звуки обозначаются красными фишками, согласные — сини­ми фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твердых и мягких согласных звуков (они обозначаются зелеными фишками). Сознательное усвоение звуковых и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует развитию у ребенка на­правленности на звуковую сторону речи, что в свою очередь спо­собствует коррекции недостаточной отчетливости, вялости арти­куляции, свойственной речи многих детей. Четкая и ясная артику­ляция каждого звука в отдельности, улучшая отчетливость речи в целом, активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимо­действие с артикуляцией. Овладение четкой артикуляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух — средства, по­могающие успешному овладению письмом и чтением.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завер­шаются ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук. На основе четкого разграничения звуков и букв идет тща­тельное и всестороннее изучение каждой буквы. Оно предполагает прежде всего целостное восприятие буквы. Ребенку трудно самос­тоятельно выделить ее отдельные части. Слитность, нерасчленен­ность восприятия особенно свойственны детям в работе с незнако-


мым материалом, каким на первоначальном этапе обучения явля­ются буквы. Поэтому активная деятельность ребенка направляет­ся на анализ частей, составляющих буквы, их местоположения. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозна­чить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное располо­жение частей, сравнить с изученными сходными буквами.

3. Формирование звукового анализа и синтеза1

Формирование звукового анализа предусматривает использова­ние слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период сле­дует особенно внимательно подбирать слова для звукового анали­за, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написа­нию2. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

В содержание обучения входит понимание детьми условно-гра­фической схемы звукового состава слова: умение объяснить значе­ние фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

Формирование полноценного звукового анализа возможно лишь при соблюдении определенной поэтапности действий ре­бенка. Содержанием обучения являются последовательное выде­ление ребенком звуков из слова по готовой условно-графической схеме, соотнесение каждого выделенного звука с клеточками ус­ловно-графической схемы звукового состава слова и обозначение его фишкой соответствующего цвета. В дальнейшее содержание обучения входит последовательное выделение звуков, предусмат­ривающее такие же действия ребенка, но без готовой схемы. Кроме того, дети учатся самостоятельно вычерчивать условно-графичес­кие схемы звукового состава слова цветными карандашами или ручками (на доске — цветными мелками). Дети как бы записывают слова. В клеточки (или кружочки), обозначающие гласные звуки, вписывают соответствующие буквы. Обозначив звуки цветными

1 Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов. Р.Д. Тригер,
Е.В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Ч. 2, 3. Изд-во
«Ассоциация XXI век», 2000.

2 Не следует проводить фонетический анализ слов с йотированными, безудар­
ными гласными и парными согласными в слабой позиции. Список слов, рекомен­
дуемых для звукового анализа, представлен в посо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: