ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ТАБАКОКУРЕНИЯ В РОССИИ




Как предупреждает Минздрав: «Курение вредит вашему здоровью». В России большое внимание уделяется сокращению потребления табака, ведь ни для кого не секрет, что последствия его потребления наносят непоправимый вред человеческому организму. Начиная с 2013 года, когда был принят первый законодательный акт, а именно Федеральный закон РФ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», вступивший в силу с 1 июня 2013 года (установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; ценовые и налоговые меры; установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и т д.)[1].

Курение является своеобразным способом невербального общения, модой, способом поведения среди ближайшего окружения, в большинстве случаев эти факторы становится причинами, из-за которых человек начинает курить.

Для дифференциации по признаку курения имеют значение отношение к физической активности, вредное употребление алкоголя, а иногда и наркотиков, пол, возраст, социальное окружение, стиль жизни, а иногда и положение человека в обществе.

По признаку табакокурения Россия откатывается к слаборазвитым странам мира. Это подтверждается объективными данными по признаку табакокурения:

Таб.1.Динамика табакокурения в России.

  середина 1980-х середина 1990-х начало 2000-х 2010-е годы
среди мужчин 46-48% 50-55 % 60-65 % 52-56 %
среди женщин менее 5% 12,00% более 20% 18-20%

Источник:[2].

Курение больше распространено среди мужчин, чем среди женщин, доля курящих выше в молодых и средних возрастах, также России занимает 1 место по распространенности курения среди подростков[2].

В рамках исследования будем рассматривать потребление табачной продукции в крупном городе Тюмень. Для этого был составлен online-опрос при помощи сайта surveo.com и разослан только курящим потребителям. Выборка-105 человек. Результаты опроса таковы:

1)Большинство потребителей курят продолжительностью от 5 до лет;

2) Предпочтение отдается маркам сигарет в среднеценовом сегменте, большинство курят такие марки, как Winston, Rothmans, Bond;

3) Основная часть потребителей курит регулярно, приобретает сигареты раз в 2-3 дня;

4)Некоторые курильщики задумываются о том, чтобы бросить курить;

5)К кальянам и электронным сигаретам потребители относятся нейтрально и употребляют их сами время от времени;

6) Отношение потребителей к «антитабачным» мерам в большей степени отрицательное, чем положительное;

7) Почти вся основная часть опрашиваемых считает, что объем рекламы табачных изделий должен быть частично сокращен и в общественных местах должны быть зоны для курения. Также почти вся часть потребителей отрицательно относятся к запрету на продажу табачных изделий;

8) На большую часть опрашиваемых «антитабачные» меры совсем не действуют и они к ним безразличны;

9)Потребители считают, что среди «антитабачных» мер наиболее эффективны такие, как: повышение акцизов на табачную продукцию, запрет на курение в общественных местах, сокращение рекламы, запрет на продажу несовершеннолетним. Многие также считают, что повлияли не государственные меры, а сила воли самого курильщика;

10)Самыми распространенными причинами, по которым люди начинают курить являются следующие: ближайшее окружение(т.е. семья и/или друзья), влияние алкогольных или наркотических веществ, стресс;

11) Большинство потребителей начинают курить в юном возрасте, а именно с 14-16 лет, и можно сказать о том, что среди курящих- много подростков;

12)Многие курящие не жалеют, что пристрастились к пагубной привычке;

13)Основная часть курящих- мужчины;

14)В основном преобладают курящие потребители возраста от 20 до 24 лет;

15)Основная часть опрашиваемых имеет высшее образование;

16)Почти вся часть курящих- работает;

17)Потребители работают в таких областях, как продажи, финансы. автобизнес, красота и здоровье, маркетинг, страхование.

Следующий аспект- экономическое поведение потребителей, а именно сколько готовы люди заплатить за «любимый наркотик» и позволяет ли им уровень доходов это сделать.

Рисунок 1 и Рисунок 2 свидетельствуют о ежегодном повышении цен на табачные изделия и можно сделать вывод о том, что при дальнейшем повышении цен, низкоценовой сегмент попросту исчезнет, поскольку сравняется с сигаретами в среднеценовом сегменте.

Рисунок.1.Средняя стоимость пачки сигарет в России

Рисунок 2. Стоимость пачки сигарет в различных сегментах в России.

Источник:[4].

Данные Росстата о структуре потребительских расходов домашних хозяйств по потреблению сигарет в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов по 10-и процентным группам(где 1 группа- наименьшие ресурсы,10 группа- наибольшие)свидетельствуют о том, что группа с наименьшими ресурсами потребляет больше, чем те, кто этими ресурсами располагает в большей степени, а также о том, что каждая группа потребляет данные изделия все больше[6].

Однако, Минздрав утверждает, что за время антитабачной кампании в России количество курильщиков снизилось на 17 % или на 7,5 миллионов человек.

 

Таб. 2.Динамика количества курящего населения в России.

Количество курильщиков(млн.чел)          
    43,2   38,5 35,7

Источник:[5].

Таким образом, возникает вопрос: «Кому верить: Минздраву или «кошельку потребителя»?»

 

Список источников:

1) Федеральный закон РФ от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

2) Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака(GATS), Российская Федерация,2009.

3) Доклад: Табачная эпидемия в России, причины, последствия, пути преодоления. М:2009.

4) Депутаты предлагают удвоить стоимость сигарет//ORSR.RU. - 04.08.2014. [Электронный ресурс]-Режим доступа.- URL:
https://orsk.ru/news/49779 (Дата обращения 02.04.2016).

5) После принятия антитабачного закона число курящих россиян снизилось на 17%//Информационное агентство России ТАСС. - 28.05.2015. [Электронный ресурс]-Режим доступа.- URL:
https://tass.ru/obschestvo/2001631 (Дата обращения 01.04.2016).

6) Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]-Режим доступа.- URL: https://www.gks.ru/
(Дата обращения 02.04.2016).

 

М.А. Емельянова

Студентка группы 36Мм152

E-mail: masha00764@mail.ru

В.А. Давыденко

Научный руководитель,

д-р социол. наук, профессор

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: