в области организации работы по охране труда




В системе МВД России общее руководство деятельностью по охране труда осуществляется заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, курирующим деятельность подразделения центрального аппарата МВД России, отвечающего за анализ и координацию тылового обеспечения в системе МВД России.

Методическое руководство организацией работы по охране труда и контроль за состоянием производственного травматизма и условиями труда в подразделениях МВД России осуществляются подразделением центрального аппарата МВД России, отвечающим за анализ и координацию тылового обеспечения в системе МВД России.

Подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения МВД России, осуществляет свою деятельность по вопросам охраны труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединениями профессиональных союзов и работодателей, подразделениями МВД России.

Общее руководство работой по охране труда, ее организация, а также ответственность за состояние указанной работы осуществляются начальником соответствующего подразделения МВД России.

Непосредственная реализация мероприятий, направленных на охрану труда, осуществляется соответствующим подразделением по охране труда (специалистом по охране труда).

При проведении работы по охране труда подразделения МВД России:

1. Разрабатывают сводные, перспективные и текущие планы по улучшению условий труда, осуществляют контроль за их выполнением.

2. Осуществляют контроль за соблюдением на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях требований и нормативных предписаний Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также правил, положений и инструкций по охране труда.

3. Ведут оперативный учет групповых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом, анализируют причины производственного травматизма на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях.

4. Готовят обзоры по охране труда.

5. Проводят проверки (обследования) состояния охраны труда на рабочих местах с привлечением сотрудников соответствующих подразделений МВД России.

6. Проводят работу по организации семинаров (совещаний) по вопросам охраны труда с сотрудниками подразделений по охране труда (специалистами по охране труда); работы по распространению передового опыта по снижению уровня производственного травматизма, улучшению условий труда работающих.

7. Осуществляют контроль за своевременным и качественным расследованием несчастных случаев, происшедших на находящихся в подчинении предприятиях, организациях и учреждениях.

8. Направляют в подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения, сообщения о групповых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на находящихся в подчинении предприятиях, организациях и учреждениях.

9. Представляют в установленные сроки в подразделение центрального аппарата МВД России, отвечающее за анализ и координацию тылового обеспечения, сводные отчеты по форме 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" ***, а также ежегодно до 30 марта за отчетный год информацию о состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда на находящихся в подчинении предприятиях, учреждениях и организациях согласно прилагаемому Перечню характеристик.

10. Разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию здоровых и безопасных условий труда работающим.

11. Расследуют аварии, групповые несчастные случаи, несчастные случаи со смертельным исходом.

12. Готовят предложения по совершенствованию работы в области охраны труда и направляют их для рассмотрения руководству МВД России.

Вопрос 3. Методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации.

 

3.1 Порядок разработки государственных нормативных требований

охраны труда

Общий порядок разработки государственных нормативных требований охраны труда сформулирован в Постановлении Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80, где утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. В частности, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом Методических рекомендаций.

Проект нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, представляется для согласования в Минтруд России, как правило с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно рекомендуется согласовать его с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизировать у руководителя юридической службы.

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты до представления в Минтруд России предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в соответствующие подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Согласование представленного в Минтруд России проекта акта оформляется соответствующим грифом. При этом гриф согласования включает в себя слово "согласовано", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование министерства), личную подпись, расшифровку подписи, дату согласования или наименование документа, подтверждающего согласование, его дату и номер. Гриф согласования располагается в нижней части оборотной стороны проекта постановления, приказа, распоряжения об утверждении акта.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее 9 месяцев до окончания срока действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим.

При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда) отраслевые акты корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия.

Акты, изданные совместно или по согласованию с Минтрудом России, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно либо по согласованию с Минтрудом России.

В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 - на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях.

Федеральные органы исполнительной власти также организуют издание актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций.

В целях достижения организационно-методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок:

- составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

- утверждение технического задания на разработку правил;

- разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

- составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

- подготовка проекта окончательной редакции правил.

Техническое задание на разработку межотраслевых и отраслевых правил по охране труда является составной частью государственного контракта на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оформляемого и утверждаемого в установленном порядке.

Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях (при необходимости), подготовка окончательной редакции правил (с учетом полученных замечаний) осуществляются организацией - разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда. Им же принимается решение о направлении документа на утверждение при наличии разногласий.

Оформление межотраслевых и отраслевых правил по охране труда производится в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Изложение требований межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. В межотраслевых и отраслевых правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости для полноты изложения вопроса в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.

В случае воспроизведения в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию, либо их упоминания необходимо делать ссылку с указаниями наименований актов и федерального органа исполнительной власти, утвердившего акт, даты утверждения, номера, а также регистрационного номера, присвоенного ему Минюстом России при государственной регистрации, и даты государственной регистрации.

Если в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, оформляются в виде приложений.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы:

1. Общие требования.

2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.

В главе "Общие требования" предусматриваются:

- сфера действия межотраслевых и отраслевых правил;

- описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;

- допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.

Глава "Требования охраны труда работников при организации и проведении работ" содержит:

- требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;

- меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;

- меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;

- способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;

- способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;

- меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных ситуациях;

- рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.

В главе "Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников" приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

В главе "Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников" приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

В главе "Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников" отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих коррективов.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Минтрудом России. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

В целях систематизации и учета разрабатываемых актов обозначение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда состоит из: индекса ПОТ - правила по охране труда, Р - Россия, М - межотраслевые, О - отраслевые, 001 - присвоенный номер, 20__ - год утверждения.

Организация издания (размножения, распространения и др.) межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляется Минтрудом России, а отраслевых правил по охране труда - федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти правила.

Также подчеркнем, что разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

а) действующих законов и иных нормативных правовых актов;

б) изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;

в) изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);

г) определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;

д) анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.

Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

1. Общие требования охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

3. Требования охраны труда во время работы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

При необходимости в межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда можно включать другие разделы.

В разделе "Общие требования охраны труда" рекомендуется отражать:

- указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

- требования по выполнению режимов труда и отдыха;

- перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;

- перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;

- порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

- правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

В раздел "Требования охраны труда перед началом работы" рекомендуется включать:

- порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

- порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

- порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);

- порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

В разделе "Требования охраны труда во время работы" рекомендуется предусматривать:

- способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;

- требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

- указания по безопасному содержанию рабочего места;

- действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

- требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

В разделе "Требования охраны труда в аварийных ситуациях" рекомендуется излагать:

- перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;

- действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;

- действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

- порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

- порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;

- требования соблюдения личной гигиены;

- порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минтрудом России. Утверждение отраслевых типовых инструкций по охране труда производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Утверждение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда может производиться как в виде пакетов, состоящих из нескольких документов (по видам работ или смежным профессиям), так и в качестве отдельных документов.

В целях систематизации и учета разрабатываемых актов используется следующее обозначение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда (аналогично обозначению межотраслевых и отраслевых правил по охране труда): ТИ - типовая инструкция, Р - Россия, М - межотраслевая, О - отраслевая, 001 - присвоенный номер, 20__ - год утверждения.

Организация издания (размножения, распространения и др.) межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется Минтрудом России, а отраслевых типовых инструкций по охране труда - федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти инструкции.

Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

В целом инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) изменении условий труда работников;

в) внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. Действующие в подразделении инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя этого подразделения.

Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках либо храниться в ином месте, доступном для работников.

 

3.2 Локальная нормативная база охраны труда в организации

Работа по охране труда в организации проводится на основе распорядительной, учетной и отчетной документации.

Распорядительная документация готовится на стадии создания организации и включает в себя приказы, распоряжения, положения по организации работы по охране труда, должностные инструкции руководителей и специалистов (с указанием обязанностей по охране труда и ответственности за их невыполнение), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ, инструкции о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара.

Необходимо учитывать и то, что согласно Трудовому кодексу РФ некоторые распорядительные акты работодателя, касающиеся прав и социальных гарантий работников, требуют учета мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа.

В первоочередном порядке распорядительными актами должны быть назначены:

- должностное лицо (руководитель или его заместитель), ответственное за обеспечение безопасных условий и охраны труда и безопасное производство работ по предприятию в целом;

- должностные лица, ответственные за безопасное производство работ на отдельных участках или в подразделениях предприятия;

- должностное лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, и лицо, замещающее его в период отсутствия;

- должностные лица, ответственные за безопасную эксплуатацию объектов Госгортехнадзора и иных объектов повышенной опасности;

- другие ответственные лица в соответствии с требованиями отраслевых правил и инструкций по охране труда и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В организации должна быть следующая учетная документация, отражающая деятельность по охране труда:

- журнал регистрации входящей документации по охране труда;

- журнал распоряжений по вопросам охраны труда;

- журнал регистрации вводного инструктажа;

- программа вводного инструктажа;

- журнал регистрации первичного инструктажа, повторного, целевого, внепланового инструктажей;

- перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте;

- график проверки знаний по безопасным методам труда;

- перечень работ повышенной опасности или выполняемых в опасных и вредных условиях (при их наличии);

- перечень профессий и работ, для которых работникам необходимо пройти медицинский осмотр;

- журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности (при их наличии);

- перечень выдаваемых бесплатно спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- личная карточка учета спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- извещение о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом;

- сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

- акт формы N Н-1;

- папка с документами на пострадавшего от несчастного случая на производстве для представления в органы социального страхования;

- журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности;

- план противопожарных мероприятий;

- схема эвакуации при пожаре;

- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии;

- соглашение по охране труда;

- протоколы измерений показателей производственных факторов на рабочих местах;

- материалы аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сертификат соответствия требованиям охраны труда.

Отметим, что инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утвержденных работодателем.

Руководители структурных подразделений организации разрабатывают инструкцию по охране труда для работников, которая утверждается приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

В инструкцию по охране труда для работника включаются разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом работы;

- требования безопасности во время работы;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- требования безопасности по окончании работы.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь их разработчикам. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет.

Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

- при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

- при изменении условий труда работников;

- при внедрении новой техники и технологии;

- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся текущая дата, штамп "Пересмотрено" и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, приводятся наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций.

Местонахождение инструкций по охране труда для работников определяет руководитель структурного подразделения (службы) с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда организации.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Эти инструкции разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными Постановлением Минтрудсоцразвития России от 17 декабря 2002 г. N 80, и, как правило, на основе типовых инструкций по охране труда, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

 

Заключение

Таким образом, работа по охране труда в системе МВД России представляет собой комплекс правовых, организационно-технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников органов внутренних дел Российской Федерации и гражданского персонала внутренних войск МВД России в процессе трудовой деятельности.

Организация работы по охране труда осуществляется начальниками подразделений МВД России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и приказами МВД России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: