социально-психологические проблемы пожилого возраста




Тема 4. Изменения органов и систем в процессе старения

 

Стареющий организм (сенсорика при старении, нейронные изменения в старости, старение органов движения, эндокринной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и выделительной системы, старение и иммунная система).

Профилактика старения. Здоровье и биологические ритмы. Особенности питания и двигательной активности. Социально-гигиенические проблемы долголетия.

Литература

1. Брег П. Здоровье и долголетие. М., 1996.

2. Основы социально-медицинской работы: Учеб. Пособие. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

3. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

4. Сачук Н. Н. Социально-гигиенические проблемы дол­голетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты. Киев, 1984. С.75-79.

5. Старость: Популярный справочник./Пер. с польского. М.: БРЭ, 1996.

6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

7. Хрисантова Е. Н. Основы геронтологии: aнтропологические аспекты. М.: Владос, 1999.

8..Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

9. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и гериатрия. М. Знание, 1984.

 

 

Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни

Проблема старения в психологии. Изменение когнитивных функций при старении (ощущение, восприятие, память, мышление, интеллектуальные функции). Особенности эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте: Индивидуальная реакция человека на старение. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Изменения в мотивационной сфере. Специфика Я-образа на этапе старения.

Литература

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

3. Психология развития: Учеб.для студ.высш.психол.учеб.заведений/ Т,Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.-М.: “Академия”, 2005.

4. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

Тема 6. Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей

Поведенческие особенности в пожилом возрасте. Тематические предпочтения пожилых людей и запретные темы. Трудности межвозрастного общения. Досуг пожилого человека.

Проблема одиночества в пожилом возрасте. Понятие "Андрогин". Принципы формирования андрогинного жизненного курса.

Литература

1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004.

2. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

3. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

 

 

Раздел 3. Социальное обслуживание пожилых людей

Тема 7. Социальная помощь пожилым людям: стимулирующие стратегии

Основные направления деятельности отделений социальной помощи. Стимулирующие стратегии (1. формирование культуры заблаговременного обеспечения существования, предполагающей предупредительные действия в отношении собственной старости; 2. развитие различных форм заботы пожилых людей). Повышение активности пожилого человека. Стратегии выживания пожилых семей. Институциональные формы поддержки пожилых людей. Адаптация к выходу на пенсию. Роль семьи в адаптации и социализации пожилого человека.

Литература

1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004.

2. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие. /Под ред. Е. А. Сигиды. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

3. Сачук Н. Н., Панина Н. В., Москалей Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия: старение и адаптация: Сб. ст. Киев, 1981. С. 141-145.

4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. М., 2002.

5. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980.

 

Тема 8. Психогигиена и реабилитация людей пожилого и старческого возраста

Понятия "психогигиена", "реабилитация", "реабилитология". Цель социально-психологической и гериатрической реабилитации. Реабилитационные учреждения. Особенности реабилитации пожилых на производстве. Наука геронтологического ухода (диагностика, вмешательство, результаты). Задачи медико-санитарного обслуживания престарелых людей. Организационные принципы реабилитационной концепции. Направления реабилитации престарелых: медицинская, геронтологический уход, социальная, просветительная, экономическая, профессиональная.

Литература

1. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005.

2. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф.Социальная реабилитация: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИТК "Дашков и К”, 2003.

3. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

Тема 9. Этика и деонтология социально-медицинского работника

Истоки деонтологии. О сновные задачи и профессиональные обязанности социального работника. Профессионально важные качества и неприемлимые характеристики социального работника. Этические принципы общения социального работника. Проблема эвтаназии.

Литература

1. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

2. Шмелева Н. Б. Профессионально-личностные особенности социального работника //Пожилой человек: возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сборник. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002.

3. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

 

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела, темы Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля
  Раздел 1. Введение в социальную геронтологию Геронтология как наука -вопросы для обсуждения; -рефераты   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Теоретико-методологический анализ старения и старости -вопросы для обсуждения; -рефераты   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Социально-демографические и этнографические аспекты социальной геронтологии. -вопросы для обсуждения; -рефераты   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Раздел 2.Медико-биологические, гигиенические и социально-психологические проблемы пожилого возраста Изменения органов и систем в процессе старения. -вопросы для обсуждения; -рефераты; -Презентации по теме   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Особенности психического развития в поздний период жизни -вопросы для обсуждения; -диагностика познавательных процессов   -обсуждение вопросов на занятии; -анализ результатов исследования
  Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей -вопросы для обсуждения; -рефераты -разработка сценария учебного фильма   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов и сценариев
  Раздел 3. Социальное обслуживание пожилых людей Социальная помощь пожилым людям: стимулирующие стратегии -вопросы для обсуждения; -рефераты - организация фотовыставки “Старость глазами молодежи”   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста -вопросы для обсуждения; -разработка проектов “Достойная старость”   -обсуждение вопросов на занятии; -презентация проектов
  Этика и деонтология социально-медицинского работника -вопросы для обсуждения; -рефераты   -обсуждение вопросов на занятии; -защита рефератов
  Всего:      

 

 

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу

Практические занятия

Тема 1. Геронтология как наука

План

1. Предмет и объект социальной геронтологии. Цели и задачи социальной геронтологии.

2. Этапы развития геронтологии.

3. Разделы геронтологии: биология старения, гериатрия, социальная геронтология.

4. Направления социальной геронтологии.

Вопросы

1. Что изучает геронтология как наука?

2. Раскройте основные этапы развития геронтологии.

3. Сравните возрастные периодизации со времен Гиппократа до наших дней.

4. Определите предмет социальной геронтологии.

5. Каковы основные подходы к определению старости как феномена социальной жизни?

6. Назовите направления и уровни социальной геронтологии.

Задания для самостоятельной работы

1. Исходя из предмета социальной геронтологии, сделайте вывод о ее связи с другими науками.

2. Каковы основания для выделения различных возрастных этапов?

3. Каковы характерные черты "пенсионерского" стиля поведения"?

4. Какие проблемы становятся приоритетными в позднем возрасте в контексте теории геронтологической трансцендентальности?

Основная литература

1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995.

3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000.

4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998.

5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Дополнительная литература

1. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. Спб.: НАУКА, 1985.

2. Мелькумян А.С. Геронтология: Учеб. Пособие. М., 2000.

3. Филатова С.А. Геронтология. Учебник/ С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Ревуцкая З.Г., Деркач Н.В.//Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1969 – 1970. Киев, 1970.

Тема 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости

План

1. Понятия старения, старости и витаукта. Механизмы старения и витаукта.

2. Происхождение и эволюция понятия "старость". История развития отношения к старости.

3. Методологические основания анализа старости.

4. Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях.

5. Роль и место старости в онтогенезе человека.

6. Сущность и виды старения.

5. Социогеронтологические теории.

6. Защита реферата

Вопросы

1. Проведите этимологический анализ слова “старость”.

2. Дайте определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях.

3. Сформулируйте прагматические ценности старости.

4. Дайте обоснование одному из определений старости как этапа жизненного пути.

Задания для самостоятельной работы

1. Докажите несинонимичность понятий “болезнь” и “старость”

2. В чем принципиальное различие процесса старения у диких животных и у людей?

3. Каковы основные аргументы в пользу теории наименования?

4. В чем заключается особенность темпорального подхода к анализу старости?

Основная литература

1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

2. Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. Спб.: Эскулап, 1999.

3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.

4. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. Пособие. - М., 2004.

5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

6. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005.

Дополнительная литература

1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: Типы старения и возможности поступательного развития личности//Психологический журнал. Т.17. 1996.№ 6.

2. Бовуар С. Старость (Эссе)//Социальная геронтология: современные исследования. Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общественным наукам, 1994.

3. Старость: Популярный справочник./ Пер. С польского. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1996.

4. Грмек М.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии: Пер. С хорват. М.: Наука, 1964.

5. Елютина М.Э. Историко-понятийная рефлексия слова "старость"// Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.

6. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории// Российский журнал социальной работы. 1997. № 2/6.

Тема 3. Социально-демографические и этнографические аспекты социальной геронтологии

План

1. Проблема демографического старения в мире и России.

2. Принципы ООН в отношении пожилых людей.

3. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.

4. Этнографические вопросы старого человека.

5. Новая модель старости.

Вопросы

1. Какие проблемы влечет за собой старение современного общества?

2. Назовите особенности процесса старения, характерные для России.

3. Охарактеризуйте новую модель старости.

4. Назовите принципы ООН в отношении пожилых людей.

5. Раскройте понятия "геронтофилия" и "геронтофобия".

Задания для самостоятельной работы

1. Проведите сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.

Основная литература

1. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции// Социологические исследования. 1998. №2.

2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.Л.:Наука, 1990.

3. Демографическое старение: Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.

4. Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М.: Наука, 1974.

5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

Дополнительная литература

1. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве// Социологический журнал. 1994. №3.

2. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения населения России// Проблемы социального и демографического развития. М., 1995.

3. Елизаров В.В. Демографическое положение в современной России// Уровень жизни населения регионов России. 2001. № 9.

4. Жуков В.И. Народонаселение России и современная сравнительная социология// Ученые записки Московского государственного социального университета. 2003. № 5.

5. Клемина Т.Н. Новая социальная политика в России: проблемы становления с учетом зарубежного опыта//Вестник С.-Петерб. Ун-та. Серия 5. Экономика. Вып. 1.1992.

 

Тема 4. Изменения органов и систем в процессе старения

План

1. Стареющий организм.

2. Профилактика старения.

3. Здоровье и биологические ритмы.

4. Особенности питания и двигательной активности.

5. Социально-гигиенические проблемы долголетия.

Вопросы

1. Назовите изменения, происходящие в опорно-двигательном аппарате у пожилых людей.

2. Какие изменения происходят в сенсорных органах при старении?

3. Какие нейронные изменения происходят в старости?

4. Перечислите изменения, происходящие в эндокринной системе, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и выделительной системах.

5. Назовите основные факторы долгожительства?

6. В чем состоят социальные проблемы долгожительства?

Задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается сущность рационального питания?

2. Расскажите о вреде высококалорийного питания.

3. Как трактует современная геронтология сущность процессов, происходящих при старении?

4. Как можно активизировать систему антистарения или витаукт?

5. Рациональный образ жизни – как вы его понимаете?

6. Кто такие долгожители и где они проживают?

Основная литература

1. Брег П. Здоровье и долголетие. М., 1996.

2. Основы социально-медицинской работы: Учеб. Пособие. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

3. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

4. Сачук Н. Н. Социально-гигиенические проблемы дол­голетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты. Киев, 1984. С.75-79.

5. Старость: Популярный справочник./Пер. с польского. М.: БРЭ, 1996.

6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

7. Хрисантова Е. Н. Основы геронтологии: aнтропологические аспекты. М.: Владос, 1999.

8..Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

9. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и гериатрия. М. Знание, 1984.

Дополнительная литература

1. Еникеева Н. А., Романенко В. А. Как сохранить здоро­вье и долголетие? (методическое пособие для тех, кому за 40). Владивосток, 2000.

2. Журавлева Е. К. Фактор икс // Русский дом. 2003. № 12. С.42-43.

3. Задачи по достижению здоровья для всех: Политика здравоохранения для Европы. Европейская серия "Здоровье для всех", № 4.

4. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохра­нение: Учебник для вузов. М.: ИД "Геотар - Мед", 2002.

6. Мачерет Е. Л., Замостьян В. П., Лысенюк В. П. Старение и двигательные возможности. Киев: Изд-во при киев, ун-те, 1989.

7. Недвецкая Г. Д. Движения великий смысл. Минск: "Полымя", 1987.

Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни

План

1. Проблема старения в психологии.

2. Изменение когнитивных функций при старении (ощущение, восприятие, память, мышление, интеллектуальные функции).

3. Особенности эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте: Индивидуальная реакция человека на старение.

4. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.

5. Изменения в мотивационной сфере. Специфика Я-образа на этапе старения.

Вопросы

1. С чем связаны психические изменения, наблюдающиеся в процессе ста­рения?

2. В чем заключается роль механизмов компенсации и адаптации к возраст­ным изменениям?

3. Как происходит изменение когнитивных функций при старении?

4. С чем связаны нарушения памяти у пожилых и старых людей?

5. Каковы формы интеллектуального развития на поздних этапах онтоге­неза?

6. В чем заключается связь возрастных изменений личности в пожилом возрасте с самовосприятием и восприятием своей ситуации?

7. Какова специфика потребностей пожилого человека?

8. Каковы возможности личностного развития человека и его особенности в позднем периоде жизни?

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите методики и проведите психодиагностику индивидуальных особенностей пожилого человека.

2. Базируясь на полученных данных ответьте на следующие вопросы:

- Укажите особенности переживания тревоги в пожилом воз­расте.

- Что такое аффилиация?

- Перечислите проявления аффилиативной потребности.

Какое место занимает аффилиативная потребность в мотивационной сфере пожилого человека?

- Укажите поведенческие проявления склонности к одиночеству.

- Какие эмоциональные коррелянты имеет склонность к одино­честву?

- Как проявляется склонность к одиночеству в пожилом возрасте?

- Почему для диагностики в пожилом возрасте предпочтитель­ны экспресс-методики?

Дайте сравнительный анализ проявлений экстраверсии в пожи­лом и среднем возрасте.

- Укажите особенности нейротизма в пожилом возрасте.

Укажите психодиагностические возможности данной методи­ки для людей пожилого возраста.

На каких психологических закономерностях основана экспресс-методика Г. Айзенка?

- Укажите особенности эгоцентрических ассоциаций в пожилом возрасте.

- Что представляет собой индекс жизненной удовлетворенности?

- Какое влияние оказывает возраст на степень удовлетворенно­сти жизнью?

Перечислите основные психологические проблемы пожилого возраста, влияющие на удовлетворенность жизнью.

Основная литература

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

3. Психология развития: Учеб.для студ.высш.психол.учеб.заведений/ Т,Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.-М.: “Академия”, 2005.

4. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная литература

1. Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 3.

2. Болтенко В. В.Изменение личности у престарелых, проживающих в домах- интернатах. - М., 1980.

3. Кемпер И. Легко ли не стареть? - М., 1996.

4. Лидерс А. Г.Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом со­держании // Психология зрелости и старения. - 2000. - № 2 (10).

5. Молчанова О.Н.Особенности динамики самооценки в зрелом и позднем возрасте // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического об­щества. - 1996. - Т. 2. - Вып. 1.

6. Немчин Т. А.Специфика социально-психологических факторов генезиса эмо­ций и их проявление в позднем возрасте // Вест. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып. 4.

7. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996.

Тема 6. Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей

План

1. Поведенческие особенности в пожилом возрасте.

2. Тематические предпочтения пожилых людей и запретные темы.

3. Трудности межвозрастного общения.

4. Досуг пожилого человека.

5. Проблема одиночества в пожилом возрасте.

6. Понятие "Андрогин". Принципы формирования андрогинного жизненного курса.

Вопросы

1. В чем состоит специфика темпоральных характеристик восприятия у пожилых людей?

2. Что стоит в центре бесед пожилых людей?

3. Чем определяются трудности межвозрастного общения?

4. Каковы ключевые предпосылки формирования андрогинного жизненного курса?

5. По каким направлениям происходит формирование андрогинного жизненного курса?

Задания для самостоятельной работы

1. Что такое фатическая беседа? Приведите свои наблюдения.

2. Каковы основные функции свободного времени в детстве, юношеском, взрослом и пожилом возрасте? В чем принципиальные сходства и различия?

3. В чем проявляется организующая роль свободного времени у пожилых людей?

4. Какие существуют формы, виды организации досуга пожилых людей?

5. Какова роль творчества в системе ценностей пожилого человека?

Основная литература

1. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

2. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004.

Дополнительная литература

1. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

2. Немчин Т. А.Специфика социально-психологических факторов генезиса эмо­ций и их проявление в позднем возрасте // Вест. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып. 4.

3. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М., 1996.

 

Тема 7. Социальная помощь пожилым людям: стимулирующие стратегии

План

1. Основные направления деятельности отделений социальной помощи.

2. Стимулирующие стратегии.

3. Повышение активности пожилого человека.

4. Стратегии выживания пожилых семей. Институциональные формы поддержки пожилых людей. Адаптация к выходу на пенсию. Роль семьи в адаптации и социализации пожилого человека.

Вопросы

1. Какие виды социальной помощи престарелым вы знаете?

2. Как удовлетворяются в нашей стране потребности престарелых граждан в различных видах социальной поддержки?

3. Виды профилизации домов-интернатов?

4. Современные формы социального обслуживания одиноких пенсионеров?

5. Какую модель поведения пожилых людей определяют российские культурные традиции?

6. Какие опекающие стратегии характеризуют направленность современной социальной политики в отношении пожилых людей?

7. Каковы ключевые позиции, характеризующие стимулирующее направление геронтологической социальной политики?

8. Каковы критерии социально-психологической адаптации в позднем воз­расте?

9. Как влияет выход на пенсию на изменение жизни пожилых людей?

10. С чем связана социальная ситуация развития пожилых людей?

11. Как проходит социализация в пожилом возрасте?

12. Какова роль семьи в жизни старшего поколения?

13. Каковы ключевые характеристики пожилых семей?

14. Каким образом происходит изменение иерархии потребностей семьи с возрастом? Каковы основные направления изменения иерархии потребностей?

Основная литература

1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004.

2. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие. /Под ред. Е. А. Сигиды. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

3. Сачук Н. Н., Панина Н. В., Москалей Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия: старение и адаптация: Сб. ст. Киев, 1981. С. 141-145.

4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. М., 2002.

5. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980.

Дополнительная литература

1. Васильчиков В.М. Социальное обслуживание пожилых людей//Возведение "мостов" сотрудничества между Россией и ЕС в развитии социальных служб накануне третьего тысячелетия: Материалы науч.-практич. Конф. Самара: Пенза: М., 2000.

2. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук//Российский журнал социальной работы. 1996.№1.

3. Егоров В. В. Проблемы медико-социального обслужи­вания городских жителей старшего возраста и пути ее реше­ния в г. Ульяновске // Пожилой человек: проблема возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сб. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002.

4. Егоров В. В. Районный территориальный центр как со­временная форма организации медико-социальной помощи населению пожилого и старческого возраста: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. М., 1996.

5. Панина Н. В.Роль семьи в проведении досуга пенсионеров и их социальной адаптации // Геронтология и гериатрия: Ежегодник. - Киев, 1982.

Тема 8. Психогигиена и реабилитация людей пожилого и старческого возраста

План

1. Понятия "психогигиена", "реабилитация", "реабилитология".

2. Цель социально-психологической и гериатрической реабилитации.

3. Реабилитационные учреждения.

4. Особенности реабилитации пожилых на производстве.

5. Наука геронтологического ухода (диагностика, вмешательство, результаты).

6. Задачи медико-санитарного обслуживания престарелых людей.

7. Организационные принципы реабилитационной концепции.

8. Направления реабилитации престарелых: медицинская, геронтологический уход, социальная, просветительная, экономическая, профессиональная.

Вопросы

1. Назовите основные направления и виды реабилитации?

2. Какова главная цель реабилитации пожилых?

3. Чем отличается реабилитация от адаптации?

4. Каковы возможности психологической помощи и работы с пожилыми людьми?

5. Какие виды социальной помощи престарелым вы знаете?

6. Как удовлетворяются в нашей стране потребности престарелых граждан в различных видах социальной поддержки?

7. Виды профилизации домов-интернатов?

8. Современные формы социального обслуживания одиноких пенсионеров?

Основная литература

1. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005.

2. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф.Социальная реабилитация: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИТК "Дашков и К”, 2003.

3. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

Дополнительная литература

1. Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации // Клиническая геронтология. 1998. № 1. С. 48-59.

2. Планирование и организация гериатрических служб: Доклад научной группы ВОЗ. Женева, 1977. С.5-6.

3. Решетюк А. Л. Превентивная профессионально-трудо­вая реабилитация // Геронтология и гериатрия: превентивная геронтология и гериатрия (ежегодник). Киев, 1991. С. 36-41.

4. Тибилова А. У.Восстановительная терапия психически больных позднего возраста.-Л., 1991.

 

Тема 9. Этика и деонтология социально-медицинского работника

План

1. Истоки деонтологии.

2. Основные задачи и профессиональные обязанности социального работника.

3. Профессионально важные качества и неприемлимые характеристики социального работника.

4. Этические принципы общения социального работника.

5. Проблема эвтаназии.

Вопросы

1. Что такое этика и деонтология?

2.Этапы формирования понятия этики и деонтологии социально-медицинского работника?

3. Основные черты личности социально-медицинского работника?

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите психологические методики и проведите самодиагностику профессионально важных качеств социального работника?

Основная литература

1. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

2. Шмелева Н. Б. Профессионально-личностные особенности социального работника //Пожилой человек: возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сборник. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002.

3. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Дополнительная литература

1. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников//Российский журнал социальной работы. 1996. № 2/4.

2. Тибилова А. У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста.-Л., 1991.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Алякринский Б. С, Степанова С. И. По закону ритма. М.: Наука, 1985.

2. Анисимов В. Я., Соловьев М. В. Эволюция концепций в геронтологии. СПб: Эскулап, 1999.

3. Астахова А. В. Пока не яд, а только добавка // Фар­мацевтическое обозрение. Декабрь 2001. С.40—42.

4. Безруков В. В., Сачук Я. Я.// Материалы Второго съез­да социальных гигиенистов и организаторов здравоохранения Украины. Киев, 1990. 4.1. С.42.

5. Войтенко В. П. Здоровье здоровых: введение в сано-логию. Киев: "Здоровья", 1991.

6. Егоров В. В. Проблемы медико-социального обслужи­вания городских жителей старшего возраста и пути ее реше­ния в г. Ульяновске // Пожилой человек: проблема возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сб. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002. С. 72-74

7. Егоров В. В. Районный территориальный центр как со­временная форма организации медико-социальной помощи населению пожилого и старческого возраста: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. М., 1996.

8. Еникеева Н. А., Романенко В. А. Как сохранить здоро­вье и долголетие? (методическое пособие для тех, кому за 40). Владивосток, 2000.

9. Жуков В. И. Народонаселение России и современ­ная сравнительная социология // Ученые записки Мос­ковского государственного социального университета. 2003. № 5 (37). С.5-13.

10. Журавлева Е. К. Фактор икс // Русский дом. 2003. № 12. С.42-43.

11. Задачи по достижению здоровья для всех: Политика здравоохранения для Европы. Европейская серия "Здоровье для всех", № 4.

12. Казин Э. М., Блинова Я. Г., Литвинова Я. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

13. Карюхин Э. В. Общие понятия о реабилитации // Клиническая геронтология. 1998. № 1. С. 48—59.

14. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохра­нение: Учебник для вузов. М.: ИД "Геотар - Мед", 2002.

15. Мачерет Е. Л., Замостьян В. П., Лысенюк В. П. Старение и двигательные возможности. Киев: Изд-во при киев, ун-те, 1989.

16. Недвецкая Г. Д. Движения великий смысл. Минск: "Полымя", 1987.

17. Основы социально-медицинской работы: Учебное пособие. /Под ред. Е. А. Сигиды. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

18. Планирование и организация гериатрических служб: Доклад научной группы ВОЗ. Женева, 1977. С.5-6.

19. Приказ Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепле­ние здоровья здоровых на 2003-2010 годы" // Здравоохра­нение. 2003. № 7. С.138-155.

20. Ревуцкая 3. Г., Деркач Я. В. // Геронтология и Гери­атрия. Ежегодник, 1969-1970. Киев, 1970. С.381.

21. Решетюк А. Л. Превентивная профессионально-трудо­вая реабилитация // Геронтология и гериатрия: превентивная геронтология и гериатрия (ежегодник). Киев, 1991. С. 36-41.

22. Сачук Я. Я. Социально-гигиенические проблемы дол­голетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты. Киев, 1984. С.75-79.

23. Сачук Я. Я., Панина Я. В., Москалей Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия: старение и адаптация: Сб. ст. Киев, 1981. С. 141-145.

24. Старость: Популярный справочник. / Пер. с польского. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1996. С. 6, 118-120.

25. Сыч В. Ф. Единственный путь к здоровью. Ульяновск средне-волжский научный центр, 1998. 26. Тащева А. И. Представление одиноких престарелых о личности социальных работников // Пожилой человек: про­блема возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский сб. 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002. С. 103-107

26. Ужегов Г. Н. Биоритмы. Смоленск: Русич, 1977.

27. Урланис Б. Д. Проблемы динамики населения М.: Наука, 1974.

28. Фролькис В. В. II Геронтология и Гериатрия. Ежегодник, 1988. Киев, 1988. С. 15, 17,20.

29. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. М.: ИТК "Дашков и К°", 2002.

30. Холостова Е. И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИТК "Дашков и К0", 200

31. Хрисантова Е. Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты). М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

32. Черносвистов Е. В.. Социальная медицина: Учеб. пос бие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. цен ВЛАДОС, 2000.

33. Шмелева Н. Б. Профессионально-личностные особе ности социального работника // Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной работы: Межвузовский с 3-е изд., перераб. и доп. Ульяновск: УлГУ, 2002. С. 95 - 102.

34. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Гуманит. изд. центр РЛАДОС, 2003.

1.9 Материально – техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых технических средств

 

1. Компьютер

2. видеопроектор

3. экран

4. DVD-проигрыватель

 

1.10. Примерные за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: