В настоящее время, учитывая экономическую ситуацию, вопросы влияния санкций на деятельность субъектов хозяйствования приобретают особую актуальность. Санкции, введённые в связи с Украинским кризисом, являются наиболее масштабными за всю историю России по количеству стран-участников. Первоначально инициатором введения санкций выступили США, главной целью которых была изоляция России на мировой арене и «удар» по российской экономике. Позднее, к ограничительным мерам присоединился Евросоюз и страны–сателлиты США, такие как Австралия, Япония, Канада, а также страны-кандидаты в члены Евросоюза.[5]
Первые санкции были оглашены 17 марта 2014 года против российских граждан, которые, по мнению США (позднее Канада), причастны к событиям на Украине и которым запрещено посещение стран, провозгласивших санкции. Кроме того, принадлежащие этим лицам капиталы и активы, если таковые будут найдены, подлежат заморозке.
В период с апреля по июль 2014 года в санкционные списки США и Евросоюза попали российские и украинские нефтегазовые компании, а также оборонные и сырьевые предприятия. Уже в 2016 году США продлили санкции в отношении России и Крыма на неопределенный срок.
Принятые меры ограничивают доступ российских банков и компаний к рынку капитала Евросоюза, а также затрагивают российскую сырьевую сферу, авиастроение и оборонный комплекс.
В свою очередь, первым ответным шагом России стало принятие весной 2014 года стоп-списков лиц, которые не только ведут активную антироссийскую риторику, но и поддерживают ведение санкционной войны против России. Данная мера была ответом на запрещение российским официальным лицам въезжать в Евросоюз, США, Канаду
6 августа 2014 года — указ о введении запрета на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против РФ. В основном это коснулось стран Евросоюза, многие из которых ранее осуществляли крупномасштабные поставки сельхозпродуктов в Россию.
Влияние санкций на экономику России нельзя оценивать однозначно. С одной стороны наблюдается ухудшение условий финансирования на внешнем рынке. Зарубежные инвесторы не торопятся вкладываться в российские облигации и крупные инвестиционные проекты на территории РФ. Однако наряду с негативным влиянием развиваются следующие положительные направления: реализация программы импортозамещения; расширение и укрепление торговых отношений со странами Азии и Латинской Америки.
Анализ положений доклада «Социально-экономическое положение Тюменской области», позволяет заключить, что, несмотря на реалии санкций, в сельскохозяйственных организациях на начало 2016г. по сравнению с 2015г. поголовье овец и коз увеличилось на 34%, свиней – на 5%, крупного рогатого скота – на 2 %. Это говорит о развитии животноводства в области в целом. [2, c.26]
Рост объемов производства во всех рассматриваемых сферах в период 2014 (конец года)- 2015 г.г. позволяет говорить об увеличении производства, вследствие реализации мер импортозамещения.
Таблица 1.
Динамика показателей развития сельского хозяйства юга Тюменской области в 2010-2014 гг.
показатели, в.руб. | год | темп при- роста | год | темп при- роста | 2012 год | темп при- роста | год | темп при- роста | год |
продукция с/х, в т.ч. | 48207,90 | 26,33 | 60901,60 | -4,48 | 58173,30 | 5,44 | 61335,20 | 8,67 | 66650,90 |
растениеводства | 22789,80 | 45,35 | 33124,80 | -19,84 | 26553,60 | 13,11 | 30034,10 | 6,45 | 31971,90 |
животновод-ства | 25418,10 | 9,28 | 27776,80 | 13,91 | 31639,70 | -1,07 | 31301,10 | 10,79 | 34679,00 |
число организаций на конец года, единиц | 2409,00 | -2,99 | 2337,00 | -6,42 | 2187,00 | 1,14 | 2212,00 | 0,27 | 2218,00 |
посевная площадь, в тыс. гектаров | 1091,20 | 1,19 | 1104,20 | 0,91 | 1114,20 | -0,61 | 1107,40 | 0,33 | 1111,00 |
Источник [3, с.98]
Говоря о государственной поддержке предпринимателей, эксперты отмечают, что общий объем финансирования в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился более, чем на 130 миллионов рублей. Это связано с почти двукратным сокращением поступлений из федерального бюджета. Однако правительство Тюменской области поддержало предпринимателей региона и увеличило объем средств господдержки. Так если в 2014 году на эти цели из областного бюджета было выделено 144,7 млн. рублей, то в 2015 – уже 185,6 млн. рублей.
Общая сумма государственной поддержки, предоставляемой в виде субсидий предпринимателям Тюменской области, составила в 2015 году 330,3 млн. рублей.
Кроме того бизнесмены получили помощь по нескольким направлениям: возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, по договорам лизинга оборудования, по уплате первого взноса при заключении договора лизинга.
Также предприниматели получили возможность обратиться в областное инвестиционное агентство, которое предлагало малому и среднему бизнесу кредитование по сниженным ставкам — от 7,5% годовых.[2]
В 2016 году предприятия также не останутся без государственной поддержки. Планируемый объем поддержки в 2016 году 150 млн. рублей. Это, как и прежде, – кредиты и лизинг.
Таблица 2.
Размер государственной поддержки, предоставляемой в виде субсидий предпринимателям Тюменской области
Источник [2]
По мнению экспертов, экономические санкции, введенные в 2015 году, не повлияли на работу промышленных предприятий в Тюменской области. Более того регион за весь минувший год сохранил торгово-экономическое сотрудничество со странами Европы, с которыми уже сложились партнерские отношения. Лишь единицы отмечают, что им приходится искать аналогичную продукцию в России или среди других стран, которые не объявили санкции. Большинство предприятий при этом отмечают колебание курса валют, которое влияет на удорожание продукции.
Правительство Тюменской области продолжает поиск новых выгодных контрактов в поставках оборудования для нефтегазодобычи из других стран. В частности, интерес к этой теме проявили нефтегазосервисные компании из Южной Кореи и Китая.
Вместе с тем, на наш взгляд, без льготного кредитования предприятий машиностроения и нефтесервиса невозможно сохранить показатели их развития. Так, например, для сельхозхозпроизводителей предусмотрены льготные ставки кредитования в размере 10-11 %, за счет субсидирования кредитов со ставками 25-27% государством на 15-17 %, что, конечно, позволяет снизить финансовую нагрузку и дать ему возможность развивать хозяйство.
В свою очередь, предприятия военно-промышленного комплекса получают кредиты под 3–5%, благодаря чему имеют возможность восстанавливаться в кратчайшие сроки. Нам видится, что аналогичная система необходима машиностроению и нефтесервису.
Перспективы развития промышленности Тюменской области весьма положительны. Отдельные группы товаров, производимых в Тюменской области, занимают более половины от емкости российского рынка. По внутрискважинному оборудованию находимся на уровне 25%, насосные блоки – 30%, узлы учета нефти и газа – 40%. [6]. Эта наукоемкая и инновационная продукция, на наш взгляд, требует поддержки и содействия со стороны регионального и федерального правительства.
В заключение хотелось бы разделить убеждения большинства экспертов, что, в случае продления санкций на 3-4 года у российских предприятий появится возможность не только оправиться от кризиса и негативного санкционного воздействия, но и продвинуться дальше.
Список литературы
1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"// Российская газета от г. N №6572 (1).
2. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: статья; Официальные сетевые ресурсы Президента России/- События.- Президент России, 7 апреля 2015 г.- режим доступа: https://kremlin.ru/events/president/news/49214
3. Тюменская область в цифрах: Крат. стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2015. – 258с.
4. Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-сентябре 2015 года: Краткий стат. доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2015. – 55с.
5. Антироссийские санкции [Электронный ресурс]– Электронный журнал –2016 г. – режим доступа к статье: https://ruxpert.ru/
6. Тюменские промышленники хотят, чтобы санкции не кончались [Электронный ресурс]:- Электронный журнал: Вслух.ру., 25 ноября 2014.- режим доступа: https://www.geointek.ru/index.php/press-tsentr/novosti/item/363
Д.А. Мовчан
студент группы 26УП121 «б»
Е-mail: movchan-dariya@mail.ru
М.А. Гильтман
Научный руководитель,
канд. экон. наук, доцент