Тирасполь после Великой Отечественной войны




Тирасполь во время Великой Отечественной войны

Началась война. Не все тогдашнее руководство МТС удалось в 1941 году эвакуировать отсюда на Восток. Да и то в дороге погибло или «растворилось» на бескрайних военных пространствах. Не обошла стороной война и населенный пункт, который оказался на стратегически важных военных направлениях. При наступлении немецких войск, защищая подступы к городу на распутье Старо-Полоцкого и Городокского шоссейных магистралей, где возвышался памятник В. И. Ленина, в пасть врага кинулся единственный советский танк. Бой был неровный по силе, кратким, мгновенным, но смелым, безмерно героическим со стороны танкистов. На глазах тех жителей, от мгновенно состоявшихся событий не успели спрятаться, танк загорелся, неизвестные советские герои не остались в живых, но не посрамили ни себя, ни Родину. Похоронили их около магистрали, примерно около нынешнего павильона автобусного маршрута №2.Немало неизвестных воинов погибло и на поле за переездом через железную дорогу. Уничтожили оккупанты хозяйство МТС, а поселок превратили в свой гарнизон. В дальнейшем центральную его часть обнесли колючей проволокой. В нескольких мало приспособленных к жилью в бараках до 1943 удерживали советских военнопленных для обслуживания оккупационных частей. Затем здесь, возле пруда, который сохранился до наших времен, создали концлагерь для населения, которых заставляли под обстрелом на передовых позициях работать для создания своих оборонительных оборонений[2,с.48].

3 осени 1943 года и до момента освобождения 26 июня 1944 года Витебск оказался прифронтовым городом в направлении Тирасполя со стороны Суйкаово, Тапорино почти непрерывно атаковали советские дивизии. Потери с обеих сторон были велики. Только за время боевых операций в конце 1943 в окрестностях Васькович, примерно неподалёку от нынешнего расположения конторы Витебского райсполжилсоюза, погибло около 120 совецких воинов. А всего в Тирасполе погибло более 180 человек.

При освобождении города на Городокском шоссе напротив Давыдовки были подбиты три советских танка.

А вот один танк прорвался сквозь огненное вражеское кольцо и добрался до перекрестка этой магистрали с нынешней улицей 2-я Тираспольская. Экипаж также погиб и был похоронен на месте нынешнего обелиска и братских могил. Немало тираспольцев погибло на фронтах, в партизан, в немецкой неволе. После освобождения города в Тирасполе какое-то время расположился военный эвакогоспиталь. Затем он переместился ближе к фронту.

Тирасполь после Великой Отечественной войны

С середины августа и в сентябре росло количество рабочих. Штат пополнили столяры, водители. Некоторые из их до войны работали в этой или других МТС. С ограниченным питанием, в сложнейших бытовых условиях работали здесь пожилые и молодые. Но держались. Знали, что от их работы, энергии, инициативы зависят от сельскохозяйственного производства. А это - хлеб и все от него.

К весне 1945 г. были сформированы 5 тракторных бригад. В торжественной обстановке вышла техника из ворот МТС и направилась в Витебский, Рудаковский, Старосельский и Зароновский сельсоветы. На дворе остались топки, готовые к жатве три комбайна, жатки, молотилки, другая техника.

С этого и началось дальнейшее формирование коллектива, совершенствование технологичных процессов Витебской МТС. Просуществовала она 26 лет. Решением Витебского областного Совета народных депутатов от 31 февраля 1958 года предприятие было реорганизовано в ремонтно-техническую станцию ​​(РТС). Тракторы, комбайны, другая сельхозтехника продавалась колхозам, которые захотели ее иметь. В связи, с этим, значительно менялся и профиль работы станции.

 

Шли годы. Программа создания «Трактарайцентра» 30-х годов превратилась в качественно новую отрасль в повышении производительности сельско-хозяйственного производства на базе МТС, РТС создалась витебская «райсельхозтехника». А затем по соседству от нее расположилась и «Райселхимия».

До 1986 года устойчиво повышалась в «Райаграпрамтэхники» грузооборот транспорта по вывозке из колхозов и совхозов урожая и доставке туда всего необходимого. Нередко, не зная отдыха, и в выходные дни шоферы М. П. Поляков, В. В. Жук, В. 3. Данилин, А. В. Степанов, П. Я. Рычаев, В. А. Рабчун, А. А Капранов и многие другие везли зерно, картофель, запчасти...

В творческом поиске всегда находились лучшие работники.

Постоянно возрастают объемы производства «Райсельгасхимии» по обслуживанию колхозов. С целью химической прополки и защиты растений обработано химическими препаратами 9120 гектаров, объем грузооборота составил 4906, объемов работ не перечесть.

Среди нынешних зданий возле новой средней школы № 41 можно увидеть стариный деревянный дом, рядом - полуразрушенные склепы, парк, пруды, - последнее напоминание о панской усадьбе. В нем когда-то был Совхозный клуб, библиотека, контора совхоза, МТС. Красовался здесь он на узгорке, где сейчас административное здание «Райсельгасхимии», затем давнишнюю знаменитость перенесли.

Предоставляется возможность сказать: слава вам, люди трудолюбивые. Жизнь ваша зря не растрачена, ведь сам Тирасполь и Все, ваши труды видим мы здесь и сегодня[1,с.19]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: