Ее позывной — «Сокол». 3. М. Пожидаева. Я. Киммельфельд, В. Вьюнов




Октябрь 1941 года. Враг рвется к Москве. Зоя Пожидаева и ее подруги по аэроклубу, где она работала инструктором, осаждают военкоматы. Ответ один — ждите.

И вот встреча с Героем Советского Союза М. М. Расковой.

— Верховное Командование пошло навстречу вашим просьбам. Мне поручено сформировать женскую авиационную группу. Работы предстоит много. Я надеюсь на вас, девчата.

На фронт истребительный полк вела сама Раскова. Аэродром был на берегу Волги. За рекой — Саратов. По мосту через Волгу непрерывным потоком шли воинские эшелоны. Каждую ночь вражеские самолеты пытались прорваться к городу. Перед женским истребительным полком была поставлена задача: не пропустить ни одного самолета противника. Днем и ночью летчицы отправлялись на боевые задания.

...День выдался ясным. Два наших истребителя в небе над Саратовом. С воздуха хорошо просматривались дома, железнодорожная станция, эшелоны с грузами. Составы спешили на фронт.

В наушниках прозвучал взволнованный голос:

— «Юнкерс» прорвался... Координаты...

Летевшие в паре Аня Демченко и Зоя Пожидаева почти одновременно увидели вражеский самолет. Снижаясь, он шел по направлению к станции. Летчицы с двух сторон преградили ему путь, вынуждая изменить курс. Вражеский стрелок открыл огонь. Замелькали полосы трассирующих пуль. Пожидаева пошла на сближение, открыла огонь по кабине стрелка, стараясь отвлечь внимание на себя, дать возможность Демченко нанести решающий удар.

Наконец пулемет «юнкерса» замолк: стрелок убит. Пожидаева направила очередь на крылья вражеского самолета, но он неожиданно резко вышел в пикирование. Зоя крепче сжала ручку управления и тоже перевела свой ЯК в пике. Заметила, что такой же маневр совершает и подруга.

Земля быстро приближалась. Зоя до боли стиснула зубы: «Нет, не уйдешь!» А фашистский самолет продолжал камнем падать вниз. Холодные струйки пота затекают под шлемофон. Непривычное, почти вертикальное положение машины — привязные ремни давят на тело...

Противник не выдержал, первым начал выводить самолет из пикирования.

И вот ЯКи идут по бокам «юнкерса», не давая ему изменить курс. Прицелившись, Пожидаева делает один за другим два выстрела. Проходит несколько секунд, и левый мотор «юнкерса» начинает дымить.

— Молодец, Зойка! — слышит она в шлемофоне голос подруги.

— Теперь далеко не уйдет,— спекшимися губами шепчет Зоя. Тыльной стороной ладони вытирает пот со лба. Взгляд падает на топливомер. Горючее на исходе. «Неужели вынужденная посадка? А как же Аня?»

Пожидаева смотрит в одну, другую сторону. Где же самолет Демченко? Увлекшись преследованием подбитого «юнкерса», она и не заметила, как пропала подруга.

Минуты через три двигатель вздрогнул, несколько раз надрывно чихнул и остановился. Горючее кончилось. Внизу — поле. Планируя, Пожидаева выбирала место для посадки.

...Невдалеке — молодой березняк. Оттуда приближалось десятка два людей. В руках колья, палки. Увидели на крыльях самолета звезды, побежали быстрее.

— Ой, бабоньки, летчик-то — девка! — Помогли Зое вылезти из кабины, обступили со всех сторон.— Так это ты его? А мы из леска смотрим — летают, стреляют. Но высоко, не разберешь, кто кого подбил. Ну и молодец же ты!

На аэродром Зоя возвращалась с тяжелым чувством: «Что с Аней?» Едва зарулила на стоянку, как подбежали девчата. Обняли и расцеловали. Оказывается, уже звонили из штаба. «Юнкерс» далеко не ушел, упал за лесом. Сообщили и об Ане Демченко: она совершила вынужденную посадку, за ней уже послали самолет.

...На аэродроме Зою ждал сюрприз. Еще когда вылезала из самолета, заметила, что техники как-то загадочно улыбались. А подходя к своей землянке, услышала песню. Звонко пели девчата. Среди их голосов выделялся мужской баритон. Зоя открыла дверь и в изумлении остановилась. В землянке, в кругу подруг — ее муж, Николай Столяров. С первого дня войны сражался он с врагом. И вот — встреча.

— Нам с КП сообщили, что вы возвращаетесь. Вот и решили песней встретить,— Николай широко улыбался. На груди его ярко блестела Звезда Героя.

...От Волги до Дуная был нелегкий военный путь 586-го истребительного авиационного полка. Полк Расковой прикрывал железнодорожные узлы Саратов и Воронеж, Курск и Киев; мосты через Волгу, Дон и Днепр. Штурмовал противника в районе Корсунь-Шевченковского.

Свой боевой путь лейтенант Пожидаева закончила в столице Венгрии — Будапеште. Более 200 боевых вылетов совершила она. Ее позывной был — «Сокол-41».

После войны супруги Столяровы приехали на Урал. Здесь, в Троицке, Зоя Михайловна работала в аэроклубе.

Я. Киммельфельд, В. Вьюнов

Самолеты летят к партизанам. Ф. Коржаков

Я из тех, кто с детства мечтал о небе. Не знаю, с чего это началось, тем более что в небе над Ашой самолеты пролетали не часто. Своего я добился. Окончив летное училище, служил в армии борттехником. Демобилизовавшись, перешел в гражданскую авиацию, сам стал водить воздушные корабли. К началу войны имел два серебряных знака «За полет». Первый получил за то, что налетал 300 тысяч километров, второй — за 500 тысяч. На «гражданке» свела меня судьба с летчиком Михаилом Ивановичем Поповичем.

Началась Великая Отечественная война. Ушел в военную авиацию М. И. Попович. Каждый из нас тоже рвался на фронт. И время пришло.

— Создается полк из летчиков Гражданского воздушного флота,— сказали мне.— Попович приглашает в свой экипаж борттехником. Командир полка — Валентина Степановна Гризодубова. Что думаете?

О каком тут раздумывании могла идти речь!

Оказалось: в полку триста мужчин и... одна женщина-командир. Все — опытные летчики, техники, радисты, до войны работавшие на воздушных трассах страны.

Авиационный полк дальнего действия под командованием Гризодубовой должен был доставлять партизанам оружие, боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозить на Большую землю тяжелораненых, детей, женщин, помогать нашим военным частям, отрезанным от основных сил.

В июне 1942 года части 2-й ударной армии вели упорные бои в окружении под Ленинградом. Для снабжения их боеприпасами и продовольствием командование выделило оперативную группу из транспортных самолетов ЛИ-2. В состав вошли шесть экипажей полка Гризодубовой, в том числе и наш.

Стояли белые ночи. Как они хороши в мирное время! И какими ненужными казались тогда: лишали возможности незаметно подходить к линии фронта. Тщетно надеялись наши экипажи на появление спасительной облачности. Но погода, как назло, весь июнь стояла ясная. А на маршруте и в районе выброски грузов патрулировали истребители противника. В первый же вылет из шести самолетов не вернулись с задания два.

Было решено маршрут к цели прокладывать над лесными массивами на малой высоте. Самолеты сверху казались невидимыми на фоне леса. А мы снизу в те белые ночи прекрасно видели истребители противника. Кроме того, из пулеметов ЛИ-2 удобнее было вести огонь по противнику, когда тот находился выше.

Выполнение важного боевого задания прошло успешно. Экипажи без потерь совершили более 100 вылетов, доставив в окруженные части десятки тонн боеприпасов и продовольствия.

В сентябре 1942 года полк поступил в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Каждую ночь десятки самолетов доставляли в брянские леса необходимые партизанам грузы.

В начале октября полк получил задание обеспечить боеприпасами бригаду широко известного Константина Заслонова. Сделать посадку на партизанском аэродроме Гризодубова приказала нашему экипажу.

Наш первый полет к Заслонову состоялся в самых неблагоприятных условиях. С трудом обнаружили площадку: четыре костра, головной костер дублировал мигающий фонарь. Приземлились на ржаном, раскисшем от дождя поле. Заслонов горячо благодарил экипаж за проявленный героизм. Дело в том, что на первых порах партизанам сбрасывались парашютные мешки, самолеты же садились здесь очень редко. По неумению готовились такие площадки, что и посадка на них, и взлет были небезопасны. У нас же все обошлось благополучно.

Фашисты сосредоточили против партизанской бригады большие силы, отряды вели тяжелые бои. И мы много раз летали туда.

Однажды при заходе на площадку нас обстреляли, но пули особого вреда не причинили. Мы быстро разгрузились, взяли 22 раненых. Между тем огонь по партизанскому «аэродрому» усилился. Бой шел совсем рядом. Наш самолет взлетел буквально на глазах у фашистов и скрылся в ночной темноте. За нами прочно закрепилось звание «Заслоновский экипаж».

Роковой вылет состоялся в ночь с 6 на 7 ноября. Мы должны были лететь к Заслонову, но получили известие, что он не может принять самолет: идут бои. Тогда Попович решил доставить боеприпасы другому отряду. Здесь и произошла катастрофа.

Когда я пришел в себя, увидел разбитый самолет, безжизненные тела командира М. И. Поповича и штурмана И. Г. Талалайкина. Остальные члены экипажа были ранены. В тяжелом состоянии находился второй летчик — А. М. Иванов. Он не мог двигаться, но как старший по званию принял командование на себя. Увидев приближающихся фашистов, приказал мне и радисту Андрею Талаеву уходить в глубь леса. Мы не хотели оставлять Иванова одного. Однако он был непреклонен. Пришлось подчиниться. Какое-то время оттуда слышали выстрелы. Потом все смолкло.

Почти шесть суток мы шли по лесным трущобам, порой теряя сознание от боли и голода. И вот повезло: встретились с партизанами «дяди Вани» — Патружанского — из соединения Ковпака. Врач А. П. Прищепа основательно занялась нашим лечением, которое продолжалось долгие три месяца.

Начав поправляться, мы с Андреем получили задание Патружанского: руководить работами по строительству аэродрома, чтобы принимать самолеты с Большой земли. Дело шло споро. Первым совершил посадку наш товарищ летчик Борис Лунц. С ним мы и возвратились в родной полк.

Еще находясь среди партизан, я дал себе клятву заменить за штурвалом самолета погибшего командира. В первые же дни после возвращения написал рапорт на имя командира полка. Просьбу Гризодубова удовлетворила, поручив мое обучение лучшим летчикам. Со второй половины 1943 года я начал совершать самостоятельные полеты. Всего произвел 160 боевых вылетов.

В мае 1944 года за участие в ликвидации блокады Ленинграда нашему полку было присвоено наименование Красносельского. Он был награжден орденом Красного Знамени и вскоре преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный Красносельский авиационный полк дальнего действия.

Экипаж моего самолета совершал полеты в тыл противника с тяжелыми бомбами на борту для разрушения укреплений и уничтожения живой силы, сотни бомб сбросил на военные объекты Берлина, Кёнигсберга и других гитлеровских твердынь.

Войну я закончил командиром отряда тяжелых бомбардировщиков в звании гвардии капитана. Снова занялся мирными полетами. Когда пришел срок расстаться с авиацией, которой отдал более четверти века, вернулся в родную Ашу.

Ф. Коржаков, капитан, 31-й гвардейский

авиационный полк

«Часовой ленинградского неба». П. А. Пилютов. А. Ушаков

Герой Советского Союза П. А. Пилютов

Великую Отечественную войну капитан Пилютов встретил под Ленинградом. Уже в первых боях с фашистскими летчиками он смело шел в наступление и выходил победителем над превосходящим противником. С июля по декабрь 1941 года, защищая Ленинград, он совершил 170 боевых вылетов, лично сбил 6 вражеских самолетов и 4 — в групповом бою. Имя Пилютова было хорошо известно. «Часовой ленинградского неба» — так любовно называли его ленинградцы.

...17 декабря 1941 года. Едва пробивался сквозь облака морозный рассвет, а на аэродроме уже кипела работа: готовились истребители к боевому вылету. На другом конце аэродрома шла посадка женщин, детей и стариков в транспортные самолеты «дугласы» для переброски на Большую землю. Заместителю командира 154-го истребительного авиаполка капитану Пилютову вместе с группой истребителей приказано сопровождать «дугласы». Вот они один за другим берут курс на Ладожское озеро. В последний момент получен приказ: истребителям немедленно вылететь навстречу вражеским бомбардировщикам, приближающимся к Ленинграду. С «Дугласами» пришлось лететь одному Пилютову.

«Дугласы» подходили к южному берегу Ладожского озера, когда он заметил, что на них кинулись шесть «хейнкелей». Самолет Пилютова бросился наперерез и дал очередь из всех пулеметов. Один стервятник, объятый пламенем, упал и взорвался. Фашисты, не зная, сколько истребителей их атакует, отступили. Пилютов дал полный газ и догнал их. Завязалась смертельная схватка. Гитлеровцы пытались зайти сзади, но Пилютов мгновенно развернулся и пошел навстречу, расчищая себе дорогу огнем. Фашистские самолеты взмыли вверх. Для Пилютова этого мгновения было достаточно, чтобы сразить одного из них.

Оставшаяся четверка поняла, что против них сражается один истребитель. Обозленные неудачей, фашисты стремятся зажать Пилютова в клещи. Он искусно маневрирует и продолжает отвлекать «хейнкелей», давая возможность «дугласам» уйти в безопасную зону. И все же численное превосходство врага сказалось — самолет подбит. Мотор быстро перегревается и дает резкие перебои. Упала скорость, падает высота. Фашистские самолеты кружат над Пилютовым, но он, снижаясь, ловко уходит от ударов и отстреливается.

Но вот мотор заглох. Пилютов мастерски сажает самолет на «живот». А фашисты вьются над ним и бьют из пушек и пулеметов. Пилютов ранен. С трудом выбирается из кабины, ему удается отползти в сторону. А гитлеровцы продолжают пикировать — машина горит.

...Пилютов полз, пока не потерял сознание. К раненому подбежали дети, потом подъехал на санях старый колхозник. Он и отвез летчика в госпиталь.

Уже в январе 1942 года он снова охранял ленинградское небо. Через год П. А. Пилютов был удостоен звания Героя Советского Союза.

А. Ушаков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: