Радирует Верный. П. Усынин




Ночной полет над морем, в Крым, в глубокий тыл врага. Наизусть Шура вызубрила задание:

«Добывать сведения о противнике, деморализовать его тыл, устраивать взрывы на железных и шоссейных дорогах в районах Джанкой—Симферополь и Джанкой—Керчь».

Темной ночью в сентябре 1943 года неподалеку от крымской деревни Тубенкой в кукурузном поле приземлились девять парашютистов, среди них одна девушка. По условному сигналу руководителя группы Верного все собрались вместе, зарыли в землю парашюты и пошли искать парашюты с грузами — продовольствием, взрывчаткой и комплектом питания для радиостанции. Эти грузы нашли в лощине уже на рассвете, когда в деревне пропели петухи. Целый день пришлось просидеть в кукурузе. С наступлением темноты вышли на поиски базы. Перед этим Шура передала первое донесение о благополучном приземлении.

Только через несколько дней разведчики нашли подходящее место для базы, назвали это местечко «сиреневым островком», потому что здесь, среди бурьяна, рос единственный куст сирени. Верный разделил разведчиков на две группы. Одну направил в район станции Сейтляр, другую — к станции Киличи. Через два дня Шура передала командованию:

«На дороге, ведущей в Джанкой, взорвано железнодорожное полотно. Поврежден паровоз, несколько вагонов с боевой техникой сошло с рельсов. Движение на линии приостановлено на 8 часов. Верный».

А вот донесение, переданное Шурой на другой день.

«На участке между Грамматиково и Киличи, вблизи моста через речушку Булганик, произведен взрыв полотна железной дороги. Выведены из строя паровоз и 14 вагонов с техникой и живой силой противника. Верный».

Прошел еще день, и Шура вручила Верному радиограмму от командования. В ней говорилось: «Поздравляем с первыми успехами. Желаем успехов в дальнейшей работе».

Донесения о взрывах следовали одно за другим. Но командование нуждалось и в сведениях о планах противника, о его намерениях. Верный послал людей в Симферополь, Феодосию, Керчь, Джанкой с заданием: с помощью местных патриотов осторожно выискивать подробные сведения.

Вскоре Шура могла сообщить в штаб:

«Симферополь минируется, население срочно эвакуируется. Базары закрыты. В городе облавы. Задержанных увозят в неизвестном направлении».

«С трех часов 15 сентября до 5 часов 16 сентября в сторону Джанкоя прошли 14 эшелонов с войсками и техникой противника, в сторону Керчи — 6 эшелонов. По шоссе на Джанкой прошли 400 крытых груженых автомашин. Скот эвакуируется на север. Охрана железных дорог усилена. Верный».

«Идет усиленная эвакуация населения из Симферополя в Николаев. Поезда на Джанкой забиты до отказа машинами. Верный».

Проводили диверсии в тылу врага и добывали сведения. Им помогали местные жители. Разведчики из группы Верного (Федор Илюхин) уже на второй неделе работы в тылу привлекли к активному участию в разведке 29 патриотов.

В этой трудной и рискованной работе отличилась и радистка Шура. В селе Тереклы-Шейх-Эли она познакомилась с Симой Кляцкой и ее мужем Алексеем. Когда стало опасно оставаться на «сиреневом острове», разведчики переселились в дом Кляцких, соорудив там укрытие. Разведчики днем прятались, а Шура, на правах родственницы, некоторое время жила открыто. Шура подружилась с Симой.

В конце сентября Верный получил приказ: во что бы то ни стало захватить «языка». В этой операции главная роль выпала на долю Симы и Шуры. Через деревню, где жили Кляцкие, часто проезжали немцы, порой останавливались ночевать. Верный решил использовать эту возможность. Непогожим осенним днем у колодца остановились две повозки. Четверо гитлеровцев решили напоить лошадей. Сима тотчас накинула на плечи коромысло с ведрами и пошла к колодцу. Вскоре Верный узнал, что среди четырех гитлеровцев — один штабной офицер.

— Это то, что нам нужно! — сказал командир группы. Он приказал Симе и Шуре задержать фашистов.

Сима накинула на голову праздничную шаль и снова с ведрами пошла к колодцу. Гитлеровцы встретили ее с улыбкой.

— Русская красавица. Я тебе помогу.— Один из солдат принялся наполнять ведра водой. С повозки слез офицер. Он бегло говорил по-русски и начал расспрашивать Симу, любезничать с ней.

По приказу офицера лошадей завели во двор Кляцких. Вскоре «гости» зашли в хату. Их приветливо встретила Шура, одетая в праздничный наряд. Сима и Шура принялись накрывать на стол.

Шура наполнила стаканы и произнесла первый тост. Когда стаканы были опорожнены, Шура предложила убрать оружие, а то «неприятно действует».

— А партизаны? — улыбнулся офицер.

— Какие уж тут партизаны,— Сима развела руками. «Гости» поставили автоматы. Сима еще раз наполнила стаканы, и, когда немцы пригубили их, произнесла громко:

— За наш успех!

В это же мгновение разведчики ворвались в комнату. Схватка была короткой. «Гостей» связали и увезли к Чонгравской балке. Шура достала из тайника рацию и сообщила командованию о результатах операции, указала координаты для посадки самолета. Через сутки, ночью, пленных немцев доставили в Краснодар. Они сообщили ценные сведения. Вскоре наша авиация совершила налет на станцию Сарабуз. О результатах этого удара Шура передавала:

«При налете на станцию Сарабуз уничтожено большое количество вагонов с живой силой и техникой противника. В городе паника. Склад боеприпасов дивизионного значения размещен в 500 метрах южнее станции Ислям-Терек. Верный».

...Александра Ивановна вспоминает последний из 220 дней, проведенных в тылу врага. Это было в середине апреля. Советская Армия стремительно наступала, освобождая города и села Крыма. Разведчики вышли из укрытия. Теперь они свободно ходили по родной земле, видели, как радовались люди своему освобождению.

После войны А. И. Поплавская-Скубенко заведовала библиотекой в поселке Зауральском.

П. Усынин


Тыл - фронту


 

 

Кузница воинских кадров

Воздушные штурманы. С. Шарманов

Директивой Генерального штаба Красной Армии от 4 марта 1936 года предусматривалось создание летного училища в Челябинске. Оно получило наименование «15-я военная школа летчиков-наблюдателей». В мае 1938 года школа была преобразована в военное авиационное училище летчиков-наблюдателей, затем в январе 1941-го — в военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, в мае 1943-го — в военную авиационную школу штурманов и стрелков-радистов, в июле 1944-го — в военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов. И наконец в 1960 году — в Высшее военное авиационное училище. Первоначально школа базировалась там, где находится сегодня автомобильное училище — в Красных казармах, но затем переведена в поселок Шагол.

В школу по специальному набору поступали комсомольцы по комсомольским путевкам. Первыми курсантами школы стали студенты первых курсов высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Днепропетровска, Киева, Свердловска, а также выпускники средних учебных заведений. Фамилии многих впоследствии стали широко известны в Военно-Воздушных Силах. Это Н. А. Гунбин, А. Ф. Петров, Л. Ф. Тюрин, Ф. С. Яловой, ставшие Героями Советского Союза; А. А. Башилов, В. А. Быхал, В. И. Кириллов, Г. Г. Клименко, ставшие генералами и видными учеными.

Создание школы, готовящей штурманские кадры,— дело кропотливое. Много труда и энергии в организацию школы, строительство авиагородка, обучение и воспитание курсантов вложили первые ее руководители: начальник школы Э. Ю. Лепин, комиссар школы полковой комиссар И. С. Правдин, начальник политотдела полковой комиссар А. И. Пудинов, начальник штаба полковник А. И. Ражковский, штурман школы капитан В. И. Бородулин и другие.

Непросто было наладить учебный процесс в новой школе. Необходимо было подобрать опытный преподавательский и летно-инструкторский состав. Эта проблема решилась за счет перевода преподавателей из других летных школ и училищ. В дальнейшем командный, преподавательский и летно-инструкторский состав подбирался из числа выпускников училища. Так, в 1938 году здесь досрочно выпустили 32 курсанта. Половина из них стала слушателями штурманского факультета Военно-воздушной академии. Другая половина была оставлена на преподавательской работе.

На первых порах в школе был только 1 самолет ПО-2, на котором поднимались в воздух лишь курсанты — отличники учебы. В конце 1937 года школа получила самолеты Р-5, позднее — ИБ-1 и ТБ-3, на которых производилось первоначальное летное обучение курсантов.

За короткий срок была подготовлена учебная база для теоретической подготовки, в ее создании приняли участие офицеры С. Н. Голенко, В. Ф. Григорьев, Н. И. Гудилин, А. Л. Кричевский, Н. А. Микулин, Н. И. Тараканов.

В 1938 году начальником школы назначается полковник Е. Ф. Емельянов, под руководством которого закончилось строительство аэродрома, учебного корпуса, жилых домов, казарм, столовой, начались полеты. Ежегодно увеличивался набор курсантов (с 475 человек в 1938 году до 640 человек в 1940-м).

В начале 1938 года на базе школы было создано отделение младших авиаспециалистов по подготовке механиков по приборам и вооружению. В течение трех лет было подготовлено 170 авиаспециалистов.

С первых дней Великой Отечественной войны школа перешла на обучение курсантов по программе военного времени. Срок обучения был сокращен с двух лет до шести месяцев. Учебная работа была перестроена применительно к требованиям войны. Курсанты занимались по 10—12 часов в сутки. Количество учебных часов полетов было увеличено с 30 до 40.

Очень много для того, чтобы училище было переориентировано на выполнение военных задач, сделал полковник В.П. Белов, назначенный в июле 1941 года начальником школы. Талантливый организатор, энергичный руководитель, он быстро завоевал любовь личного состава. Перед коллективом школы была поставлена задача создания учебной базы для подготовки штурманов и стрелков-радистов. Было оборудовано 5 лабораторий, 2 тренажера, 4 учебных класса, изготовлено 163 действующих макета, более 500 схем, наглядных пособий, созданы учебно-методические разработки и сборники задач по аэронавигации и бомбометанию, задачник по штурманскому расчету.

По-фронтовому трудились работники всех служб и отделов. Специалисты авиамастерских, возглавляемых инженером-полковником Д. И. Седько, в первый год войны восстановили более 70 самолетов и 100 авиамоторов. Коллектив автопарка подготовил автомашины для уходящего на фронт автомобильного батальона.

С октября 1941-го по сентябрь 1942 года школа приняла участие в формировании и подготовке летных экипажей пяти авиаполков, отправляющихся на фронт. Командирами полков были назначены подполковник В. Н. Кулаков-Павлов, майоры П. Д. Бондаренко, И. В. Селиверстов, капитаны М. Н. Афанасьев, К. В. Яровой. В состав авиаэскадрилий вошли летчики-инструкторы училища, а штурманами экипажей стали выпускники школы. За годы войны здесь было 25 выпусков штурманов, 18 выпусков стрелков-радистов, школа подготовила 7524 воздушных бойца. За большие заслуги в деле подготовки штурманских кадров для боевых частей авиации около 800 командиров, преподавателей и инструкторов были награждены орденами и медалями. В канун 1944 года училищу вручили боевой орден Красного Знамени.

28 выпускников училища стали Героями Советского Союза. Сотни воспитанников стали заслуженными военными штурманами СССР, штурманами-снайперами. Тысячи штурманов несли и несут ратную службу почти во всех авиационных гарнизонах России.

Старейшее военное училище, а ныне военный институт, продолжает готовить специалистов высшего класса для военной авиации России.

С. Шарманов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: