Александр Юликов оформляет книги Александра Меня




АЛЕКСАНДРОМ ЮЛИКОВЫМ

 

 

______________________________

 

 

_______________________

 

-тексты- -видео- -фото-

 

 

Артём Киракосов

 

сентябрь 2015 ~ ~ 2016 сентябрь

 

*

 

 

~ *** СЕЗА *** CAESAR ~

ЮЛИКОВ, Александр Михайлович, ХУДОЖНИК ИСКУССТВА КНИГИ

Первое Интервью 04 09 2015 Мастерская Художника

 

 

Помимо в с е г о ОСТАЛЬНОГО Россия -- КНИЖНАЯ СТРАНА! не только пишущая, редактирующая, читающая, печатающая, распространяющая, собирающая, НО и РИСУЮЩАЯ, СКЛЕИВАЮЩАЯ, ВЕРСТАЮЩАЯ, МАКЕТИРУЮЩАЯ, КОНСТРУИРУЮЩАЯ, МЫСЛЯЩАЯ книгу как искусство.

Думаю-надеюсь наши встречи с Сашей П_Р_О_Д_О_Л_Ж_А_Т_С_Я_...

ПЕРВАЯ длилась ЧАСАМИ! -- но показала: САША беспримерный РАССКАЗЧИК, -- особенность? -- так речь его ТОЛЬКО ИЗ ОТКЛОНЕНИЙ... ВЕТВИСТО и непрямо! О главном, но том, ЧТО СЕЙЧАС. Не выстроишь ни общей линии, ни логики, ни регламента. А мне НАДО от него:

 

-- отправные точки его биографии и творчества?.,

-- кто и что повлияло на его художественное и человеческое, духовное становление?.,

-- о Александре МЕНЕ, батюшке, ДУХОВНЫМ СЫНОМ, соработником, близким другом, родственником, профессиональным помощником, верным послежизненным оформителем и дизайнером книг которого Саша стал?.,

-- их совместная работа с отцом Александром МЕНЕМ над машинописными, рукописными макетами книг и трудов отца Александра?.,

-- 25 лет работы над художественным оформлением книг отца Александра уже после его жуткого убиения?.,

-- художники круга отца Александра МЕНЯ?.,

-- путь Александра Михайловича ЮЛИКОВА в ИСКУССТВЕ КНИГИ?.,

-- о творчестве, своём и других?.,

-- о друге, консультанте, духовной дочери отца Александра МЕНЯ, искусствоведе, КИТАИСТЕ Завадской, Евгении Владимировне, моём учителе по Суриковскому и далее., ЗНАКОВУЮ, наиболее известную книгу которой " ЦИ БАЙ ШИ " Александр Михайлович делал КАК ХУДОЖНИК КНИГИ, решив задачу ПО-НОВОМУ, великолепно-оригинально, изысканно; о других книгах Завадской, которые он и уже его ученики р-а-б-о-т-а-л-и?.,

-- НЕЧТО общее и вообще.

 

Александр Михайлович -- КЛАДЕЗЬ! сокровищница знаний, опыта, ощущений, навыка, эксперимента,мысли... (ХУДОЖНИКИ вообще КАК НАЦИЯ умницы!) Особенно это становится ЦЕННО, когда видишь, что рухнуло у нас всё, включая ВКУС, КАЧЕСТВО, ШКОЛУ к н и г и к а к и с к у с с т в а. ДУМАЮ, его рассказ -- БУДЕТ вос - ПРИНЯТ, он один из ТИТАНОВ БОЛЬШОГО ПЛАСТА (канувшей в лету истории) ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСССР, блиставший и продолжающий с современниками-друзьями-мастерами-художниками: Аникстом, Троянкером, Бархиным, Аввакумовым, Кабаковым, Красулиным... пласта, так тесно переплетающегося с всем другим, что происходило, повествователь-участник-автор, рассказывающий практически О ВСЁМ что (было и остаётся) важно! -- и тогда, и сейчас, и будет.

Итог?: и зачем я это всё... Думаем сделать ЧЕРЕЗ ГОД, к 9 сентября 2016 года ВЫСТАВКУ " Александр ЮЛИКОВ -- художник книг отца Александра МЕНЯ " в Семхозе, в Музее отца Александра МЕНЯ, где я нынче и тружусь, получившем В ЭТОМ ГОДУ статус " государственного ", а Издательство Московской Патриархии к юбилею пастыря, проповедника, писателя и богослова выпустила первый том планируемого многотомного собрания его сочинений, главную книгу жизни отца Александра МЕНЯ " СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ", над разными изданиями которой (в том числе с репродукциями в качестве иллюстраций серии картин " ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА " Василия Дмитриевича ПОЛЕНОВА) так много потрудился Александр Михайлович, ЮЛИКОВ; -- государственный статус Музея протоиерея Александра МЕНЯ у нас, в Семхозе Сергиева Посада,начало изданий трудов отца Александра Издательством Московской Патриархии -- а вот это уже ИНОЕ совсем, чем то, что было; с п у п е н ь ПРИЗНАНИЯ!

Вычленю УЗЛЫ, которые определились (мне показались) ЗНАЧИМЫМИ из беседы нашей:

 

-- детские впечатления ПРИРОДЫИ ИНТЕРЬЕРА дома в ВЯТСКИХ ПОЛЯНАХ...

-- наблюдения и зарисовки строительства сталинской высотки на Котельнической набережной Москвы, напоминающей (сейчас можно уже сказать) чикагские небоскрёбы той эпохи, желание стать АРХИТЕКТОРОМ...

-- интерес и тяга к ПОЭЗИИ, первые поэтические рукописные уникальные русские футуристические издания: Хлебников, Каменский, Маяковский, Кручёных, Бурлюк...

-- увлечение ИСТОРИЕЙ и занятия в рукодельном кружке макетирования на экспозициях и в запаснике Исторического музея...

-- выставки и альбомы репродукций тех лет, особенно -- "ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ" в Пушкинском...

-- АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА Московской Средней Художественной Школы при Академии Художеств СССР...

-- доброе отношение к талантливому начинающему художнику-подростку китов СОЦРЕАЛИЗМА Решетникова, Бубнова...

-- древнерусское искусство (иконопись особенно) в экспозиции и запасниках Третьяковки и в отдельных изданиях...

-- РУССКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ АВАНГАРД: Малевич, Кандинский, Татлин, Лисицкий, Родченко... в запаснике Третьяковки...

 

Что будет дальше? -- ну мы знаем! И УСЛЫШИМ, с п а с и б о, Саша. Мне думается: ХУДОЖНИКИ -- МЫСЛИТЕЛИ... я люблю слушать и читать их. Мудрые! Компетентные! Талантливые! Сдержанные! Да и сам жанр ДОЛГИХ БЕСЕД В МАСТЕРСКИХ (какими мы их знаем по славным советским временам) уходит куда-то. Да, в общем-то и сами мастерские и ТИП ХУДОЖНИКА -- уходящие ныне. Как ЛЮДИ! и... профессия. Во всяком случае, в том виде, СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, остатками которого мы всё ещё держимся В СВОИХ МАСТЕРСКИХ.

А отдельная ‘ ИСТОРИЯ ’ -- это рукописное издание ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА без названия " Бессонница. Гомер. Тугие паруса ", заснятая, где-когда художник читает любимые стихи построчно-постранично (там каждая строка -- своя ВОЛНА-СТРАНИЦА, которую надо произносить-переворачивать) (шестой авторский экземпляр из десяти).

В Саше? -- МУШКЕТЁРСТВО есть! Есть то благородство, --И ОБЛИКА И РЕЧИ, -- которое уже н е с п у т а е ш ь. НИКОГДА! Духовный сын, друг, помощник, родственник отца Александра МЕНЯ; семейное, ' древнее ' прозвище " СЕЗА " (от Цезарь? Юликов, наверное). КРАСОТА... и внутренняя и внешняя; ЗАЛЮБОВАТЬСЯ этим человеком. “ ~ ПАТРИОТ ~ ПРАВОСЛАВНЫЙ ~ ВОЦЕРКОВЛЁННЫЙ ~ ЕВРЕЙ ~ ХУДОЖНИК ~ ”, -- мне, Юликов, о себе, кратко.

-- Можно заменить слово ХУДОЖНИК словом ЕВРЕЙ, -- и рассказывает (смеясь, горько), как у него ОТОБРАЛИ и НЕ ОТДАЛИ (пока, официально) м а с т е р с к у ю ВОТ СЕЙЧАС! Надеюсь, семейство Меней НЕ ОСТАНЕТСЯ в стороне... Толстой помог, -- мы уже сидим в ней, в мастерской. Незаконно, правда. Но? -- Бог Есть + СИДИМ =! Отобрать у художника мастерскую? -- ПРИСТРЕЛИТЕ! л у ч ш е.

Ну и конечно: МЫПРОГОВОРИЛИ... ещё столько же. О чём? -- о ком скорее, ну о Путине. А о чём? А о ком --...Сирия, Украина, общие знакомые, друзья, коллеги, мнения, разногласия. О Завадской и её гениальной книге о гениальном китайском художнике " ЦИ БАЙ ШИ " и о гениальном макете этой книги, об оформлении и новаторском конструкторском решении Юликова, о бандеровских погромах евреев и поляков до Великой Отечественной Войны, о Майдане, Киеве, Одессе, Донбассе, РУСИ ВЕЛИКОЙ, о том, КАК У НЕГО СЕЙЧАС ОТОБРАЛИ-ОПЕЧАТАЛИ его детище-мастеркую! -- А ЧТО ДЛЯ ХУДОЖНИКА МАСТЕРСКАЯ? -- жизнь... жизнь... жизнь... Прошедшая Настоящая Будущая -- не меньше.

... Александр Михайлович ПОЧТИ меня выставил НАРУЖУ В ТЕМНОТУ УЖЕ, -- на фестиваль " В КРУГЕ СВЕТА " (мастерская у него у " Детского Мира "), оглушающий ещё и музоном своим, -- з-а-б-о-л-т-а-л-и-с-ь! Но ОЩУЩЕНИЕ СВЕТА осталось там, В МАСТЕРСКОЙ х у д о ж н и к а, хотя радостными я его полотна бы не назвал, честно?

МАНЕРЫ? и внешность-облик -- чарующе-изысканные! п о н я т н ы м с т а н о в и т с я тяга-страсть: ПОЭЗИЯ-МУЗЫКА; а может ли ХУДОЖНИК КНИГИ без этого?

Александр Михайлович ЮЛИКОВ -- ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА искусства книги, спасибо!

Продолжение ПО- следует. Будем ЖИВЫ! Ждите...

 

 

Первое Интервью 04 09 2015 Мастерская Художника

ЮЛИКОВ, Александр Михайлович, ХУДОЖНИК ИСКУССТВА КНИГИ

~ *** СЕЗА *** CAESAR ~

 

 

04 октябрь воскресенье ночь 2015 ~ ~ 2015 ночь четверг октябрь 08

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrTTdy9L1cTx6ehzpMo4J_x0

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/162676/

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/162675/

Александр ЮЛИКОВ

 

о

отце Александре МЕНЕ

Надежде МАНДЕЛЬШТАМ

своём духовном и творческом становлении

из Мастерской Художника 08 08 2016

 

 

З_А_С_Л_У_Ш_А_Е_Ш_Ь_С_Я...

Саша рассказывает НЕОБЫКНОВЕННО: хороший СЛОГ! точно, поучительно, остроумно, живо...

Интеллигентно, несбивчиво, широко, артистично, единым духом как бы! -- отчего наши педагоги не таковы?

Я всегда знал (и видел и чувствовал), что ХУДОЖНИКИ УМНИЦЫ, -- поди ж, останови их! РЕЧЬ...

Да, писать лень! но -- г о в о р и т ь...

ЗАСЛУШАТЬСЯ!

Встреча вторая (в преддверии его персональной выставки у нас, в Семхозе, к 9 сентября). Скорее всего, это будет выставка НЕ ПОСЛЕДНИХ РАБОТ (сейчас Александр Михайлович пишет серии абстракций большого формата -- и они, безусловно, -- найдут свои залы, площадки, галереи, музеи, поклонников, коллекционеров, собирателей, почитателей, покупателей), но холсты, связанные с библейской тематикой, что будет более естественно связано тематически с семхозским музеем отца Александра МЕНЯ, оригинал-макеты рукописных книг, созданные совместно с отцом Александром, и КНИГИ, изданные уже позже, после...

ХУДОЖНИК рассказывает о своём духовном (но и творческом, -- что неразрывно) становлении! Об отце Александре МЕНЕ, у которого Саша оказался, -- ещё школьник последнего класса МСХШ, -- наряду с искусствоведом 'Женей БАРАБАНОВЫМ' и генетиком 'Шурой БОРИСОВЫМ', чуть не первым учеником. Катехизировал отец Александр Юликова в том числе и на русской религиозной философии: СОЛОВЬЁВ, БЕРДЯЕВ, БУЛГАКОВ, ФЛОРЕНСКИЙ, ФРАНК...

Крестил отец Александр Юликова внезапно и вдохновенно, порывом и позывом, однажды в разговоре вдруг неожиданно испросив: -- А что Вам, Саша (всегда -- уважительно -- на " Вы " со мною, -- вставляет, добавляет Юликов), мешает креститься? -- НИЧЕГО... -- Тогда грех... (не креститься)!

Зашли в соседнюю комнату. Вдвоём. И отец Александр крестил Сашу, и стал крёстным ему, отцом (не готовились заранее, в комнате лишь двое...): СНЯЛ С СЕБЯ НАТЕЛЬНЫЙ СВОЙ КРЕСТ (и крестика тоже не приготовили), -- и надел на Сашу! В тот же вечер Саша ЮЛИКОВ уже стоял в алтаре храма ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ(село Петровское, станция Алабино, область Московская): молодой батюшка-настоятель пригласил-попросил помочь... Художник рассказал это впервые -- думаю, этот рассказ дополнит ЖИТИЁ отца Александра -- и как пример -- БОГОВДУХНОВЕННОСТИ!

-- С отцом Александром с самого начала была какая-то ОСОБАЯ, глубоко личная, действительно родственно-душевная связь! с самого начала, и до самого... /Юликов./

-- Мы теперь с тобою родня, Алик, РОДСТВЕННИКИ ДУХОВНЫЕ. /Мень./

Вскоре два Алика породнились и впрямь, наяву, жизненно! Наверное, это редчайше явление = такое ДУХОВНОЕ и со - бытийное со -РОДСТВО, и со- трудничество В ЖИЗНИ. Александр ЮЛИКОВ стал " главным художником " книг отца Александра МЕНЯ. Прижизненно! И после. И что важно -- Юликов состоялся, как один из НАШИХ СТОЛПОВ Искусства Книги, наряду со своими коллегами-друзьями-сверстниками, о которых С ТАКОВОЙ ЛЮБОВЬЮ, тактом, уважением, пониманием говорит... Бархин! Аникст! Попов! Перевезенцев! другие многие... ВРЕМЯ не расчленить на 'секции', на РАЗРОЗНЕННЫХ ЛЮДЕЙ, и не выделить в нём отдельные страницы и строки, слога, буквы, знаки и призраки его...

Дорогущий махеровый, модный тогда, свитер от самого великого Владимира НАБОКОВАбыл преподнесён супруге Александра Юликова самой Надеждой Яковлевной МАНДЕЛЬШТАМ, с которой у Александра Юликова тоже сложились особые, свои, доверительные, духовные, творческие отношения (она тоже начинала, как живописец, училась в Киеве у Александры ЭКСТЕР...). А Осипа Эмильевича Александр Юликов считает и называет ГЕНИЕМ, сам гениально читая его стихи!

Жизнь художника НЕЧЛЕНИМА... И рассказы текут, плавно -- СМЕШИВАЯСЬ НА ПАЛИТРЕ ЛЕТ! словно краски в п-р-е-д-л-о-ж-е-н-и-и без конца и края -- сложносочинённом!

РЫЦАРСКОЕ БЛАГОРОДСТВО и АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО -- таково общее ощущение и впечатление беседы, заворачивающейся плавно разнотемьем и необходимостью неизбежного расставания.

Я всегда знал (и видел и чувствовал), что ХУДОЖНИКИ УМНИЦЫ, -- поди ж, останови их! РЕЧЬ...

Интеллигентно, несбивчиво, широко, артистично, единым духом как бы! -- отчего наши педагоги не таковы?

Саша рассказывает НЕОБЫКНОВЕННО: хороший СЛОГ! точно, поучительно, остроумно, живо...

З_А_С_Л_У_Ш_А_Е_Ш_Ь_С_Я...

 

 

08 август понедельник утро 2016 ~ ~ 2016 утро вторник август 09

 

под видео - и фото - АЛЬБОМЫ" Александр ЮЛИКОВ художник книг "

 

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrQRTCgLUnw98gO-xx3NoDCT

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/165804/

 

 

Александр ЮЛИКОВ художник книг ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ 14 08 2016 воскресенье вечер

 

 

Встреча третья в его творческой мастерской с Александром ЮЛИКОВЫМ, одним из ведущих наших мастеров ИСКУССТВА КНИГИ, была посвящена д е т а л я м (какие ещё можно восстановить в памяти!) сотрудничества художника с отцом Александром МЕНЕМ (1935 -- 1990), Евгенией ЗАВАДСКОЙ (1930 -- 2002), духовной дочерью отца Александра МЕНЯ, как с авторами текстов, при создании оригинал-макетов их книг, а также художественному, человеческому и производственному опыту работы Александра ЮЛИКОВА в издательстве "ИСКУССТВО", глубоким личным переживаниям того, что происходило теми годами, нынешнему осмыслению пройденного жизнью пути.

Тридцать пять лет назад я, ещё будучи лаборантом Методического фонда кабинета живописи Института Сурикова посещал лекции ЗАВАДСКОЙ (с осени 1980), Евгении Владимировны, -- она читала " Искусство Древнего Мира ", " Искусство Средневековья ", -- поднялся к ней на Кафедру Истории Искусств подписать вышедшую только в издательстве "ИСКУССТВО" её книгу "ЦИ БАЙШИ" (Москва, 1982), произведшую некий фурор и среди нас, " художников ", и среди самого широкого круга интересующихся искусством не только воспроизведёнными в ней печатями, каллиграфией и живописью ЦИ БАЙШИ, но и оригинальным дизайнерским (как сейчас говорят) решением этой сложнейшей полиграфической задачи, автором макета был художник Александр ЮЛИКОВ.

Много добрых и искренних слов ею было сказано тогда в нашей краткой беседе в адрес издательства "ИСКУССТВО", его руководства, редакторов, художников, сотрудников, коллег, и, конечно, о художнике-оформителе книги -- Александре ЮЛИКОВЕ, с которым ей работалось удивительно плодотворно и легко, и с которым сложился на почве понимания и любви к КИТАЙСКОМУ ИСКУССТВУ доверительный личный и рабочий контакт! Спустя почти тридцать пять лет мне посчастливилось передать эти искренние слова благодарности и восторга от Евгении Владимировны художнику!

 

 

14 август воскресенье вечер 2016 ~ ~ 2016 ночь среда август 17

под фото- видео- альбомыАлександр ЮЛИКОВ художник книг ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ 14 08 2016 воскресенье вечер

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWiyxSup4vrSJpVBs8cGg6UUr3XJgRKxi

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/165859/

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/165857/

 

И поздравляем Александра Мизайловича с открывающейся сегодня в ЦДХ выставкой " КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ " | часть вторая 17 08 2016 зал № 5 17:00

 

МУЗЫКА ОДНОЙ НОТЫ

 

 

Александр ЮЛИКОВ "КРАСНЫЙ КВАДРАТ" 2012 холст масло 195 х 195 см

 

вечер четвёртый с художником Александром ЮЛИКОВЫМ

ЦДХ Москва 17 08 2016 вернисаж " КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ " часть вторая

 

 

А можно ли вообще " говорить " (после всего) с Малевичем? О чём?

Не конец ли было это: ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ, который, честно если, не повторить НИКОМУ, включая ИЗОБРЕТАТЕЛЯ Языка Абстракции? (Он пробовал, кстати...) Дыра! Пропасть... ТАР-ТАРА-РЫ!

Юликов добавляет ОСНОВНОГО ЭЛЕМЕНТА (Красного! Квадрата!) (а композиция -- это пропорции: ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ -- ко второстепенным, фону...), меняет пропорции, убирает (почти) окруживший знаменитый КВАДРАТ равнозначный ему (и съедающий его) ф-о-н! Поле не душит больше элемент. Квадрат-то на месте, параллельно... А вот подрамник пошёл... ВРАЩЕНИЕ началось...

КРАСНЫЙ становится почти Пасхальным!

Появляется д~в~и~ж~е~н~и~е! -- САМОЕ СИЛЬНОЕ: по оси своей, диагональное, по часовой...

Простой сдвиг! НО КИНЕТИКА ТЕКТОНИЧНА. Станковая, живописная, камерная, лирическая, цветная, личностная, трепетная, писаная, душевная атмосфера шедевра, картины Малевича уходит, сменяясь ПЛАКАТНОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ монументальной равномерной выкрашенности у Юликова!

Вообще -- для всех, кто родился в России, в Советской России -- для нас для всех: КУМАЧ дело особое! -- Флаг, с_и_м_в_о_л. И диалог: КРАСНОЕ -- ЧЁРНОЕ, -- особое состояние русской души ХХ -го, мелькнувшего только что, века. БОРЕНИЕ некое! ( КРОВЬ? ПРАЗДНИК? )

<...>

Мне кажется дело сдвинулось с безысходного состояния: СТОЯНИЯ В КВАДРАТЕ ЧЕРНОТЫ! Динамикою Усилий Воли... С точки! Со статики. Квадрат, окружённый равным со всех сторон фоном, -- начало! конца!

Казимир Малевич -- и прекрасный реалист, импрессионист, пуантилист, фовист, экспрессионист, футурист, лучист, кубист... (ну что, кто, ещё?), и не просто ГЕНИЙ, заговоривший впервые и в конце искусств СВОИМ БЕССМЕРТНЫМ ЯЗЫКОМ БЕСПРЕДМЕТНОГО! И у Юликова за прошедшие его творческие годы можно встретить в мастерской практически работы во многих направлениях второй половины ХХ -го века; отчего это люди изобрели ярлыки (и продолжают сортировать авторов по ним, 'ячейкам' и 'приходам', 'пропискам' и 'припискам'), всяческие - ИЗМЫ?

Работа Александра ЮЛИКОВА, "КРАСНЫЙ КВАДРАТ", 2012, холст, масло, 195 х 195 см, на мой взгляд, на открывшейся вчера в ЦДХ, Москва,17 08 2016, выставке “" КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ " часть вторая ”является Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Й, и говорит по-серьёзному с ИСКУССТВОМ Малевича (чуть не единственная), не продолжая, подражая, но полемизируя как бы! Юликов не боится ПОИСТИНЕ ПРИМИТИВИЗАЦИИ, находя сложное в решении... И повешена она также устроителями -- В САМОМ ЦЕНТРЕ экспозиции! И народ -- не дурак -- ЗНАЕТ! и выбирает на каком фоне и с кем, и как снимать SELFIE своё для " FB " и " ВК ". А?

А Россия -- ЛЕГЕНДАРНАЯ РОДИНА проигравшего по всем статьям многочисленным иным ' ИЗМАМ ' абстракционизма!

А я лично за Малевича отвечаю! И по физиономии мне всегда за него (заодно) достаётся. Особенно по дням ВДВ и ВМФ (‘ погранцы-- в этом смысле -- помягче и пообразованней): как с нерусского каждый спросит с меня (за и по внешности) за ТОТ ч-ё-р-н-ы-й-ч-ё-р-н-ы-й КВАДРАТ! За всё горькое! И непонятное в своей жизни... И добавят, что не понимают! И ответишь! САМ, расторопно и подробно, и бодро и кратко и ясно и чётко! ПО УСТАВУ, армейски по-полной: ЧТО В НЁМ, в квадрате, помножено... ЧЁРНЫЙ ПОЧЕМУ? Выслушаешь внимательно и вдумчиво-молчаливо: что они и их дети “ТОЖЕ ТАК МОГУТ”, но рисуют в студии лучше! И почему ОН, КВАДРАТ, стоит столько много? Миллион! Да не рублей... Тут если только и оправдываться пред гневным народом В НАЦИОНАЛЬНОМ СМЫСЛЕ то только тем, что самый ЛЮБИМЫЙ и ПОКУПАЕМЫЙ русский -- Хованес Кеворкович АЙВАЗЯН (тоже, как я, армянин) (ну как для французов -- Шахнур Вахинак АЗНАВУРЯН, примерно), выставка которого (там, за углом ЦДХ, в Новой ГТГ) уже смело перекрывает по текущим всем показателям прогремевшего только что пред этим (ещё и снесёнными в Галерею на входе дверями жаждавшим и заждавшимися любителями) СЕРОВА, Валентина Александровича!

ЮЛИКОВ, думается мне... -- е д и н с т в е н н ы й, ведущий СВОЮ ПЕРЕПИСКУ с великим КВАДРАТОМ искренне, не играясь в это! -- на собственном пределе размышлений! Также ТРАГИЧНО, по-мужски, как А-Д-Р-Е-С-А-Т. Изящным наклонным повесом картины создавая МУЗЫКУ практически о д н о й н о т ы... Смело! честно. НЕПРЯМОЛИНЕЙНО... Нет, не просто, но как бы выворачивая из пропасти книзу -- устойчиво удерживая само изображение В РАВНОВЕСИИ ~ на высоте парящим... Горизонт! Держи! РУКАМИ ОЧЕЙ...

РАЗГОВОР не кончен! Он продолжается. Прошло СТО ЛЕТ! После открытия Малевича, закрывавшего как бы ВИДИМОЕ, предметное, опознаваемо-называемое! Мы смело слетели в эту чёрную дыру в квадрате ускоряющегося времени = пространства. Россия страна эксперимента, и тут живут не те, кого удовлетворит пройденное, изведанное, безопасное... И -- один из таких самых решительных -- Александра ЮЛИКОВА "КРАСНЫЙ КВАДРАТ" 2012 холст масло 195 х 195 см (да и числа какие-то предельные! не делимые, нечётные, несговорчивые на подбор как -- " р а з м е р "), ПОПЫТКА о т в е т и т ь, отрефлекссировать великому Малевичу...

МУЗЫКА ОДНОЙ НОТЫ

 

 

17 август ночь среды 2016 ~ ~ 2016 четверга ночь август 18

под ФотоАльбом

 

Александр ЮЛИКОВ "КРАСНЫЙ КВАДРАТ" 2012 холст масло 195 х 195 см

 

вечер четвёртый с художником Александром ЮЛИКОВЫМ

ЦДХ Москва 17 08 2016 вернисаж "КРАСНОЕ И ЧЁРНОЕ" часть вторая

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/165866/

 

 

Александр ЮЛИКОВ

ПРАВИЛЬНО ЖИВЁТ ХУДОЖНИК

вечер пятый в мастерской

К его 75 (ЮБИЛЕЮ) готовится большая персональная ретроспектива в Музее современного искусства. Нету ни отдельного буклета, каталога, сайта, страницы... Ему посвящённого. Ни слова не сказал о себе сам! Вот только взялся писать, осознавая, что должен, да и читая, наверняка НАШУ АХИНЕЮ о себе (прости! Саш!): намучился, видать, править с нами нас о себе...

Правильно живёт художник. Ни каталога, ни буклета, ни сайта, ни страницы ПЕРСОНАЛЬНЫХ... -- ой. Хороший тон поведения, эксклюзив! Благородно, выдержанно, элегантно, аристократично, не временщик, как те, о которых мы плюёмся с ним в доверительном р а з г о в о р е на двоих.

Вышел на финишную прямую ”, -- говорит... “ Последние несколько лет...” Нет так это, конечно, и тут можно не согласиться, а вот с тем образом жизни, который стал с_т_и_л_е_м: ежедневно в мастерской, за работой, -- можно и нужно. В мастерской всегда музыка -- меломан -- и супруга -- музыкант! Рационально и регулярно, ПАШЕТ, STAYER словно, допотопный олимпиец астрономических художественных дистанций.

Для нашей готовящейся выставки в Семхозе сам отбирает ПО ТЕМЕ ( это моё алиби ), связанное с Библией, иногда и не впрямую. Всего несколько работ, разных лет, стилей, техник, оформления, формата и размера, художественных качеств и творческих ориентиров. Все другие идеи ЭКСПОЗИЦИИ рухнули (сами собою постепенно).

Не включаю камеру (фото- \ -видео) -- НАСЛАЖДАЮСЬ ВЕЧЕРОМ БЕСЕДЫ. Сам! Простите! (Больше не буду так, обещаю, разделю ЭТУ РАДОСТЬ ИСТИНЫОТКРЫТИЯ с вами, друзья, мои, милые.) С умным, компетентным, талантливым Юликовым. Смотрим его работы! И тут -- ба -- КЛАД: залежи пройденного, ~П~У~Т~И~. Открытие (новое) за открытием в ПАПКЕ ЗА ПАПКОЙ....Но особенно художник ЧУВСТВУЕТ БУМАГУ. Что тут особенного? -- он ХУДОЖНИК КНИГ! Касается любовно всем, что ДАЁТ СЛЕД, используя всё подручное к классическому. Но и рвёт, протыкает, клеит, лепит! Бумага -- не из неё ли леплен=сделан=сотворён МИР ОТЦОМ? если ли что пластичнее, чувственней, адекватней? Бумага В ЕГО РУКАХ -- материал, которым ВОЗМОЖНО ВСЁ, искомое и неистлеваемое.

Можно показывать и раннее и позднее и любое другое, отобрав, естественно. На указанные мною ориентиры (тут воздержусь от упоминаний метров и адресатов) художник парирует: Ну я же в не безвоздушном пространстве живу? И не знаешь даже, какой из разговоров с наследием предыдущих мастеров выйдет серьёзней: с натуралистами? с геометрами? с концептуалами? с древними? с возрожденцами? с классиками модерна и его пост-, с друзьями, сверстниками, с учениками, ставшими уже знаменитостями... -- Явно Юликов НЕ ВПИСАН - НЕ ВПИСАН - НЕ ВПИСАН туда, куда его " ставят " (какой в баню " минималист ", как мифологизируют о нём). Всё впереди у нас, осмысление, освоение, анализ...

Жалуется. Естественно. Понятно. И я бы добавил, что... Но кто-что, что-кто это -- м е н я е т? Он знает себе цену! Узнаем её и мы -- временем, годами, ретроспективами. Высший Суд ХУДОЖНИКА -- он сам себе. Не мы. Нет! не мы. И каждый, так. Из нас, землян. Не библейское, но мне почему-то так кажется, вспоминая Гадаевское, ВЕЛИКОЕ: Когда я сам себе сдаю работу, ну кто может быть строже ко мне?

И обиды. -- Ну не могу не сказать И о них, мне это так знакомо, так больно!...так искренне, слезами души прямо. И тот вакуум, что НАРАСТАЕТ с годами. Человеческий, творческий, да любой и другой, несмотря на то, что... “ Что будет дальше? Не знаю...

 

30 вечер август вторник 2016 ~ ~ 2016 среда август утро 31

 

Александр ЮЛИКОВ в своей мастерской 30 08 2016 фото Артём Киракосов

https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/165967/

 

 

Культурно-просветительский центр " Дубрава " имени протоиерея Александра МЕНЯ

 

 

ВЫСТАВКА

 

Александр ЮЛИКОВ --

художник книг протоиерея Александра МЕНЯ

Сразу при входе, на полках в специализированной большой витрине выставочного зала Музея протоиерея Александра МЕНЯ в Культурно-просветительском центре "Дубрава" (Семхоз, Сергиев Посад) имени протоиерея Александра МЕНЯ представлены авторские экземпляры изданных за все прошедшие годы " Фондом имени Александра Меня " книг, брошюр, буклетов протоиерея Александра МЕНЯ, оформленные полностью или участием известного российского художника Александра ЮЛИКОВА, авторские экземпляры изданий по искусству, дизайн которых разработан художником Александром ЮЛИКОВЫМ, ставших буквально знаковыми вехами для многих, интересующихся искусством: альбомы, каталоги, факсимиле, плакаты...

Оглядываясь назад, вдумываясь, всматриваясь в выставленное, подмечаешь и понимаешь, что Александр ЮЛИКОВ, -- как художник книги, -- прежде всего, своё дарование и усилия книжного оформителя связывал и связал не только и не столько с современным ему искусством, но, в подавляющей своей степени и мере отпущенного ему времени, мастерства и таланта с богатейшим наследием Православия, русского, прежде всего: русской иконописью, средневековой книжной миниатюрой, церковной пластикой, древнерусским лицевым шитьём.

Начиная работать в полиграфии с 1965- го, он сразу же попадает в круг очень интересных, уже тогда ярко проявивших себя его друзей-мастеров-сверстников -- книжников: Троянкер и Жуков! Бархин и Аникст! Юлий Перевезенцев... -- и его биография художника-полиграфиста органично и естественно, самым счастливейшим образом сплетается с лучшими издательствами страны того периода, среди которых можно выделить легендарное издательство " ИСКУССТВО " (художник сотрудничает с ним с 1968- го), которое собрало и аккумулировало в своём коллективе многих ведущих, лучших, наиболее квалифицированных, прогрессивно и амбициозно мыслящих, чувствующих и настроенных специалистов и руководителей, и издательство "КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ" // "Музеи МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ" "Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль". Полиграфические работы, выполненные художником в этих издательствах, можно назвать одними из самых профессиональных, знаковых, титульных, "креативных" (как сейчас выражаются), удачных, их значимость в деле российского книгопечатания быстро летящими годами видится только растущей, всё актуальней: " Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. Каталог " (Л.А. Щенникова, издательство "Красная Площадь", 2004, Москва), " Древнерусское лицевое шитьё " (Н.А. Маясова, издательство "Красная Площадь", 2004, Москва), " От символизма к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV -- XV веков " (Г.К. Вагнер, издательство "Искусство", 1980, Москва), " Памятники византийской миниатюры IX -- XV веков в собраниях СССР " (В.А. Лихачёва, издательство "Искусство", 1977, Москва), " Живопись и миниатюра Москвы середины XV -- начала XVI века " (Г.В. Попов, издательство "Искусство", 1975, Москва), " Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века " (М.В. Щепкина, издательство "Искусство", 1977, Москва), " Киевская Псалтирь" 1397 года из Государственной Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F6]" (Г.И. Вздорнов, издательство "Искусство", Москва, 1978), " Шедевры русской иконописи XIV -- XVI веков из частных собраний. Каталог " (издательство "Благотворительный фонд "Частный музей русской иконы", 2009, Москва).

Но даже спустя несколько десятилетий уникальным и поразительным представляется альбом живописи ("цветы-птицы" // "травы-насекомые"), каллиграфий, печатей, стихов великого китайского художника ЦИ-БАЙШИ (Е.В. Завадская, издательство "Искусство", 1982, Москва), издания, в котором мастер книги Александр ЮЛИКОВ проявил себя не только как новатор макетирования, оформления, дизайна, но и как вдумчивый соавтор идей и текста этого альбома Евгении ЗАВАДСКОЙ, друга и сподвижника, консультанта и духовной дочери отца Александра МЕНЯ.

Отдельной "строкой" главной витрины при входе демонстрируются вынесенные на верхнюю полку некоторые из книг, брошюр, материалов тех многочисленных издательств, связанных с верой, религией, церквями, культурой, с которыми также успешно успел посотрудничать художник Александр ЮЛИКОВ: " Свято-Троицкая Сергиева Лавра ", " Истина и жизнь ", " Российское библейское общество ", " Общедоступный Православный Университет, основанный протоиереем Александром Менем ", " Библейско-богословский институт имени Апостола Андрея ", Благотворительный фонд " Частный музей русской иконы ", " Храм святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине ", " Благовест ", " Путь ", " Никея ", " Ной ", " Ковчег ", " Гнозис ", " Мартис ", " Энигма ", " Согласие ", " Ваад ", " Гендальф ", " Подкова " и многие другие.

Специализированный, особый интерес представляет выставленная на главной стене экспозиции и в книжных витринах под планшетами на ней, с демонстрируемыми в них экспонатами, коллекция авторских оттисков титульных листов, корешков, обложек, эмблем, графических знаков, печатей, бланков, конвертов и других разнообразных графических материалов и дизайнерских разработок Александра ЮЛИКОВА, показывающая, сколь напряжённо, ответственно, кропотливо и влюблённо плодотворно шёл художник свой путь мастера графики и настоящего книжника все прошедшие предыдущие десятилетия.

Художник книги, главной темой жизни и труда которого стала православная вера, раскрывает её также и в серии чрезвычайно удачно дополняющих книжную часть экспозиции из 8, подобранных и специально оформленных для этой выставки графических листов, в сложной, различными материалами и инструментами, смешанной технике исполнения, не в прямую связанных с библейской тематикой.

Несколько очень скромно представленных личных фотографий, буклетов, каталогов, плакатов с прошедших выставок и творческих вечеров совсем практически ничего не говорят нам о пройденном художником почти за 75 лет жизни его творческом и человеческом пути к этому значимому в жизни каждого человека юбилею, но готовящаяся будущая его персональная ретроспективная выставка в "Музее современного искусства" и её каталог, над статьёй к которому трудится его друг с юности искусствовед Евгений БАРАБАНОВ, прихожанин отца Александра МЕНЯ, смеем надеяться раскроет наконец полно и палитру всей широты Юликова-станковиста, получившего блестящее, углублённое и полноценное художественное образование, в многокрасочном арсенале которой -- полный набор стилей конца XX -го -- начала XXI -го века: от гиперреализма, неоакадемизма, въедливой фигуративности... -- до экспрессионизма, геометрической абстракции, хеппенинга, соцарта, концептуализма... -- со множеством влияний и перекличек с искусством прошедшим и нынешним: от первобытных, древних, антики, возрожденцев, Леонардо, Тициана, Дюрера... -- до Малевича, Мондриана, Вазарелли, Филонова, Клее, Руо... и до перекличек с тем, что делают и сейчас друзья, коллеги, сверстники, близкие по духу и букве современные художнику Александру ЮЛИКОВУ персоны нашей и мировой художественной сцены.

А вот косвенно перечень отечественных и зарубежных музеев, собраний, коллекций, в которых хранятся и выставлены творческие работы Александра ЮЛИКОВА, говорит о нём, безусловно, как о по достоинству прижизненно оценённом: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей современного искусства, Государственный центр современного искусства, "Zimmerli Art Museum" Нортона Доджа (США), "Neue Galerie" -- "Sammlung Ludwig



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: