Истоки иконописного образа




Искусство Византии

Продолжая традиции античного мира, Византия также наследовала культурные достижения завоеванных народов. На этих традициях и основано главное достижение византийской архитектуры - создание типа купольного храма. Таковы купольная базилика, центрическая церковь с куполом на восьми опорах и крестово-купольная система

Византийские мастера разработали систему, когда купол опирается на четыре столба с помощью парусного свода.

Затем свод начинает опираться не на паруса, а на цилиндр - барабан, в котором оставляли проемы для освещения.

Собор Святой София в Константинополе (532 -537 г. Н.Э.)

Вершиной арочно-сводчатой конструкции в Византии стало создание зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета главного храма православной Византии - храма Святой Софии.

Тип купольной базилики. В плане прямоугольник со сторонами 74,8 на 69,7 м. Центральный купол (высота 55 м, диаметр 31,5 м) опирается на сорок арок. Основание купола опирается на четыре парусных свода. С востока и с запада основной купол подпирают грандиозные полукупола. С внешней стороны храм производит впечатление сурового нагромождения камней, как бы воплощающего трудность и греховность земной жизни, а внутри интерьер отличается богатством форм и отделки, символизируя небесный совершенный мир. Площадь храма почти 2000 м. Уже при входе верующему открывались стены, облицованные мрамором. В центре храма находился огромный амвон из серебра и драгоценных камней. Постепенно нарастало освещение, и,наконец, открывался главный купол храма, опирающийся на сорок арок. Купол изнутри был облицован голубой мозаикой с золотым крестом в центре. Современники поэтому говорили, что купол кажется подвешенным к небу на золотой цепи. Русские послы сказали, вернувшись из Константинополя: «Не знаем, где мы были: то ли на небе, то ли на земле».

Храм Софии символизировал идею могущества христианства, необъятность мироздания, его цельность и гармонию.

Крестово-купольный храм

В более поздние времена масштабы строительства падают. Строится множество небольших храмов в разных городах, возникает необходимость создать тип универсального храма. Таким храмом стал крестово-купольный храм.

В плане - греческий (равноконечный) крест, над центром которого - средокрестием возводится купол. Купол поднят на барабан. На восточной части - апсида. Кроме одного барабана иногда ставились еще два или четыре. В куполе изображался Христос - Пантократор (Вседержитель), на парусах - четыре евангелиста, а ближе к земле - земные избранники: Отцы церкви, мученики, святители, цари и епископы. Превосходя их своим размером, как связующее звено между земной и небесной жизнью в алтарной части располагалась фигура Богоматери с младенцем Христом на руках. В средневековой Сербии появились и закомары -полукруглые плоскости верхней части фасадов. Барабаны стали выше, углы ниже. Эту систему воспримет древнерусское искусство.

Иконопись

Вероятно, с 5 века начала развиваться иконопись. Икона (от греческого - образ) как предмет поклонения стала распространяться на востоке. Культ поклонения мощам и кресту в 4 веке подготовил восприятие икон.

Истоки иконописного образа

Погребальные портреты эллинистической эпохи (в технике энкаустики - изображение восковыми красками), яркий пример - портреты из египетского оазиса Фаюм. Такие портреты изображали умершего с широко открытыми глазами, в фас, как бы отрешенного от всего земного и с более темным лицом (влияние восковых красок). Икона объединила два культа - поминовение и почитание.

Постепенно сложился канон - правила, обязательные для иконописца.

Икона выполнялась на твёрдой поверхности, преимущественно на липовой доске. На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». В качестве краски используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение (ассист). По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой. Сюжеты и персонажи икон не могли быть выбраны художником по его желанию. Это в первую очередь сам Иисус Христос, богоматерь с младенцем, или в момент Благовещения, или у креста, или в момент смерти (Успение), св. Иосиф и другие персонажи Библии и Евангелия.

Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только ему кресчатым нимбом. Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий.

Характер иконописной манеры Византии: фигуры застыли в вечной неподвижности, постепенно исчезает всякий конкретный фон, его заменяет золотое вечное свечение. Фигуры обращены к зрителю и почти не общаются между собой. Они величественны и монументальны, над головами - нимб, то есть свечение божественности. Цвета символичны. Пурпурный — цвет божественного и императорского достоинства; красный — цвет пламенности, огня, как карающего, так и очищающего, он же — и цвет крови. Белый часто противостоит красному, как символ божественного света. Со времен античности белый цвет имел значение чистоты и святости, отрешенности от мирского (цветного), устремленности к духовной простоте и возвышенности. Черный цвет в противоположность белому воспринимался как знак конца, смерти. В иконописи только глубины пещеры — символа могилы, ада — закрашивались черной краской; зеленый цвет символизировал юность, цветение. Это типично земной цвет; он противостоит в изображениях небесным и «царственным» цветам — пурпурному, золотому; синий и голубой воспринимались в византийском мире как символы потустороннего мира.

На иконе главная фигура по размеру крупнее остальных, поэтому некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними. Святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами. Пропорции человеческого тела удлиняются, тянутся к небу. Такие иконы изображали Богоматерь, Иоанна Предтечу, архангелов и апостолов, в молении склонившихся к Иисусу, других персонажей Священного Писания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: