Институт конституционного контроля в зарубежных странах.




 

Под правовой охраной конституции понимается совокупность средств и способов, с помощью которых соблюдается соблюдение режима конституционной законности, и соответствие конституции всех правовых актов страны.

Есть несколько способов правовой охраны:

1. Непосредственный (правовой). Например некоторые конституции закрепляют, что народ вправе воспрепятствовать посягательствам на КС.

2. Ответственность должностных лиц за нарушение конституции (импичмент)

3. Применение репрессивных мер, в целях пресечения нарушений конституции (введение чрезвычайного положения по всей стране или в местностях где угроза КС, или запрещение судом деятельности политических партий, которые подрывают КС)

4. Конституционный контроль – это такая система отношений между органами публичной власти, при которой, контролирующий орган, может отменять акты подконтрольного органа. Это проверка проводимая по инициативе или по запросу контролирующего органа выборочно.

5. Конституционный надзор – это такая система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку, и вправе только приостановить действие его акта (например, прокуратура вправе обратить внимание министра, что его приказ не соответствует закону, и вправе приостановить действие этого акта на определенный период, а также внести предложение данному министру о изменении или отмене). Кроме того, конституционный надзор, это постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа.

 

«Парламент – это родильный дом законов» 0_о

 

Конституционный контроль впервые появился в 1803 году В США, когда верховный суд этого государства объявил что конституция высший закон государства.

 

Конституционный контроль подразделяется на неспециализированны и специализированный.

 

Неспециализированный: парламент, президент, суды и.т.д (на ней базируется американская система, и носит децентрализованный характер).

При такой системе конституционность законов и других актов рассматривают суды общей юрисдикции при рассмотрении уголовных или гражданских дел.

В отличии от таких стран где конституционность законов может проверить любой суд общей юрисдикции, на Мальте и др. странах, это право принадлежит только верховному суду страны, и только после того как дело поступит в него будучи рассмотренным судом общей юрисдикции.

Специализированный: учреждение специальных судебных или квазисудебных органов контроля – это конституционные суды (формируются при участии разных ветвей власти, судьи назначаются на один срок не более 12 лет. Одномоментной смены всех судей не бывает), палаты конституционной гарантии и К. правосудия. (Колубмия, Перу.), Квазисудебные органы судебного контроля. К ним относятся конституционные советы (Франция, Тунис, Казахстан) назначаются президентом или другим органом.

В исламских странах существуют конституционно-религиозные советы (в Иране – Охранительный Совет, он образован не только из обычных юристов, но и из правоведов ислама. Все законы направляются туда для рассмотрения конституции и Корану). Органы К. контроля могут обладать и другими полномочиями (во Франции они рассматривают обвинения выдвинутые против президента).

 

Конституции ЗС устанавливают, что туда обращатся могут высшие органы госдуарства и должностные лица, субъекты федерации, суб. Терр. Автономии, группы парламентарии установленной конституцией либо законом численности, омбудсмены, граждане (если нарушены их конституционные права, и как правило после рассмотрения дела в суде общей юрисдикции).

 

Порядок рассмотрения дел о Конституционности правововых актов.

Рассмотрение о конституционности правововых актов в судах происходит по правилам гражданского процесса, т.е. с участием сторон, вызовом экспертов, назначением докладчиков и.т.д.

В квазисудебных органах (К. советах) процесс проходит по правилам кабинетного процесса (на базе исследования имеющихся материалов) главную роль при этом – член совета, который по поручению председателя совета готовит не только доклад, но и проект решения совета. Во всех случаях когда К. контроль осуществляется коллект. Органом, решение большинством голосов. Резолютивная часть решения сразу после принятия.

 

Если вопрос решается в суде общей юрисдикции, решение выносится судьей единолично.

 

Виды К. контроля.

В зависимости от времени осуществления:

Предварительный – акт проверяется после принятия парламентом после подписания главой государства.

Не предварительный.

 

1. По обязательности проведения может быть факультативным или обязательным. Обязательным – не вступившим в силу, установленным конституцией или законом способом. Факультативный контроль только в случае завленной инициативы уполномоченного лица.

 

Можеты быть заявленным или абстрактным.

Заявленным – если судебное дело, при разрешении которого конкретная норма, либо акт оспариваемые с точки зрения конституционности. Абстрактный – проверка коснтитуционности акта или нормы вне связи с каким либо делом.

 

Формальный и материальный.

Формальный – входило ли издание акта в орган а также соблюдены ли процедурные требования, издан ли акт в надлежащей форме

Материальный – проверку соответствия содержания акта положениям конституции.

 

Диффузный и централизованный.

Диффузный – проверка соответствия актов основному закону вверяется каждому суду или судье (США).

Централизованный контроль характерен для европейской модели, и означает что органы К. контроля отделены от судов общей юрисдикции и действуют вне сферы деятельности других судов.

 

С точки зрения действия во времени КК может быть двух видов:

1. Решение которого о признании о неконстуционности акта имеют обратную силу. Т.е. норма или акт считаются недействительным с момента принятия или вступления в силу.

2. Решение которого обратной силы не имеют.

В целом, акты признанные неконституционными сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации, либо оставаясь в сводах законов не могут применяться судами и другими органами.

 

Как правило, решение органов конституционного контроля обжалованию не подлежит, кроме некоторых, где решение К. суда утверждается парламентом страны (Намибия, Эквадор).

 

Конституция Казахстана предусматривает, что президент может предложить К. совету Казахстана решение о конституционности закона повторно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: