Природа как объект философского познания




Природа - занимает первое из центральных мест в философии и культуре. В предельно широком смысле категория природа обозначает практически весь мир в целом. В данном случае понятие природа тождественна таким категориям, как бытие, реальность, Универсум, Космос и так далее. В более узком смысле категория природа обозначает естественную среду нахождения, обитания человека. Своевременное философское понятие природы включает в себя оба этих смысла, и в настоящее время под природой мы понимаем все существующее, внутреннюю сущность вещей, а также естественную, натуральную среду обитания человека.

Особенности современной жизни потребовали от философии более пристального внимания к теме природы. В философии активно развивается такой раздел, как философия природы, которая представляет собой синтетическое учение о взаимодействии человека и природы. Анализ истории и культуры человечества позволяет философии условно выделить четыре модели взаимоотношений природы и общества. Раскрывая историю данных взаимоотношений, следует подчеркнуть, что они в рамках той или Инной цивилизации имеют свою собственную специфику, особенности.

Первая модель сформировалась в самый ранний период истории человечества. В это время человек полностью зависел от природы, не изменял, но приспосабливался к ней. Отпечатки деятельности человека были вовсе незаметны и носили локальный характер. Тем не менее в этот период человек смог обрести первую власть под силами природы, создав простейшее орудия труда (лук, каменный топор, копье и другое), научился добывать огнь. Однако природа воспринималась им как множественная таинственная сила, часто вражеская человеку. Поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.

Вторая модель связана с появлением аграрной (земельной) цивилизации. Природа еще во многом воспринималась человеком как враждебная сила. Человек стремился жить в гармонии, с природой почти полностью подчинив свою деятельность природным закономерностям. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие, скотоводство, ремесло. Формирующиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека.

В средние века христианство уже "поставило" человека "царем" природы. В философии средних веков природа ставилась ниже, чем человек, так как последний понимался как образ и подобие Бога, как Венец творения и царь природы. При этом считалось, что в природе воплощен божественный план. Согласно христианству все природные объекты созданы для человека, его польза и ему представляется право изменять их по своему усмотрению. Но при этом бессмысленное уничтожение природы считалось грехом.

Третья модель, связанна с промышленной (индустриальной) цивилизацией, противопоставило человека природе, и обострила противоречия между ними. Одно из характерных черт философии эпохи Возрождения является усиление интереса к природе. Подчеркивалось единство человека и природы, но при этом в натурфилософии Возрождения постепенно закладывается идея о необходимости ее преобразования в соответствии с потребностями человека. Эти идеи были дальше развиты в философии и науке Нового времени. Природа начинает рассматриваться как объект эксперимента, как объект эксплуатации, как сила, требующая подчинения разумным человеком. Формировалось своеобразное психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы.

Четвертая модель характерная для современной науки и философии, показывает потребность подходить к природе как к своеобразному целостному образованию ("организму"), включающему в себя общество. Стали понимать необходимость рассматривать природу и общество как ничто единое и целое, необходимость естественно вписывать в жизнь природы лучшие достижения цивилизации и культуры. Попытки же одерживать победы над природой показали всю их ненадежность.

Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяются понятия "среда обитания", под которой понимают область бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека, литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосферу (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать совсем разветвленную "вторую природу", то есть мир вещей и процессов, которой нигде в естественной среде не существуют. Это же "очеловеченная" природа, которая живет по социальным законам. Одним из самых уникальных и важных явлений искусственной среды является техносфера. Она берет в себя многочисленные и разнообразные здания, технику, машины, орудия труда, коммуникации и так далее.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. Органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу - сферу жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами, образами их жизнедеятельности. В первые, термин "биосфера" был употреблен французским ученым Ж. Б. Ламарком в 1804 году. Философский смысл понятия "биосфера" получило благодаря работам советского ученого В. И. Вернадского. Он ввел в обиход термин "живое вещество", под которым понимал всю совокупность организмов, населяющих Землю, а биосферой назвал среду обитания этих организмов.

В 20-е годы 20 века. В. И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в наилучшее качественное состояние, для характеристики которого француз, философ и математик Э. Лера ввел слово, название "ноосфера". Огромный вклад в развитие учения о ноосфере был внесен крупным ученым и технологом 20-го века П. Тейяром де Шарденом.

Понятие "ноосфера", прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера - это качественно новое, лучшее состояние биосферы, процесс деятельности человека его плод знаний и труда. Ноосфера, которая названная Вернадским, своей концентрацией энергии человеческой культуры, стало мощной геологической и даже космической силой, фактором полных, глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Мир в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества.

В основе ноосферных представлений лежит принцип коэволюции, то есть совместного (партнерского) действия человека и природы, равенства всех форм, норм жизни на планете и равновесия в мощной системе (общество - природа). Этот принцип значит также, что человек как существо очень разумное и деятельное берет на себя право ответственности за сохранение биосферы на планете, и это должно стать его основной миссией в мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: