Методы профилактики панических реакций.




Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека

Важным условием высокой работоспособности является постепенность включения в работу. Человек быстрее включается в физическую работу, чем в умственную.

Для повышения эффективности трудовой деятельности работающий человек должен знать динамику работоспособности, ее различные фазы.

Фаза вырабатывания – организм приспосабливается, настраивается к режиму работы. Улучшается координация, точность и быстрота движения, вырисовывается оптимальная рабочая поза, устанавливается экономный режим дыхания и кровообращения.

Фаза устойчивого рабочего состояния, отличается наивысшей индивидуальной эффективностью работы. Через 3–4 часа работоспособность снижается. К этому времени предусмотрен перерыв, по истечении которого наступает фаза вырабатывания, но более короткая, чем в начале трудового дня. Устойчивое рабочее состояние длится меньше и переходит в фазу частичного утомления, требующую мобилизации ресурсов организма.

Большое значение имеет период постепенного «вхождения в работу». Надо начинать ее без излишней стремительности и торопливости. «Галоп с места» вреден не только в физическом, но и в умственном труде.

Всякая новая функция должна уравновеситься с системой уже имеющихся функций и навыков. Хорошо продуманная и отработанная привычная последовательность и определенная система в труде, плановая деятельность всегда более продуктивны.

Синдром менеджера.

Этому состоянию подвержены многие люди, что слишком много работает, зацикливается на делах и проблемах.Синдром менеджера родился в 80-х годах 20-го века в Америке.Имел несколько имен: болезнь Эпшейнобара – синдром хронической усталости, грипп Яппи.

Эти люди относились к прослойке молодых бизнесменов – трудоголиков.

Яппи не принимали наркотиков, заботились о здоровье, носили костюмы, с отличием заканчивали престижные университеты, уходили в работу.

Пережив депрессию и нервные срывы, они бросили бизнес и вернулись к семейным ценностям.

Это движение существовало около 10 лет.

Учитывая движение Яппи в России можно прогнозировать длительные эпидемии.

Яппи будет кость бизнесменов, доводя их до самоубийства.

Синдром – постоянная усталость

Она не проходит после сна, прогулов в работе.

Утомление сопровождается дипрессией.

Головная боль, боли в суставах, температура без признаков простуды, воспаление лимфоузлов.

Состояние усталость длится месяцами, годами – апатия

Потеря интереса у окружающим, к работу. На поздних стадиях потеря интереса к себе, к семье.

-отвращение к работе

-ощущение тупика

Первая медицинская помощь при травмах

1. При кровотечении

Различают артериальное, венозное и капиллярное кровотечение. Кровь из зияющей раны изливается светло-красного цвета ритмично, пульсирующей струей при артериальном кровотечении, а темного цвета сплошной непрерывной струей – при венозном. Капиллярное кровотечение – кровь из поврежденных мелких сосудов вытекает, как из губки.

При оказании первой медицинской помощи используется временная остановка кровотечения.

Способы временной остановки кровотечения

1)Остановка артериального кровотечения всегда должна начинаться с пальцевого прижатия артерии. Для этого прощупывается пульсация артерии, которая пальцем прижимается к кости на короткое время, необходимое для наложения давящей повязки, жгута или закрутки. Кровотечение из раны, локализующейся в области плечевого пояса, плеча и предплечья, останавливается прижатием подключичной артерии к I ребру в надключичной области, а плечевой артерии – к плечевой кости по внутреннему краю двуглавой мышцы. При артериальном кровотечении из ран нижней конечности следует прижать бедренную артерию в паховом сгибе к лобковой кости.

Возвышенное положение конечности, тампонада раны и тугая давящая повязка могут помочь остановить как проффузное, так и большинство артериальных кровотечений.

Форсированное сгибание конечности с фиксацией в чрезмерно согнутом положении передавливает артериальный сосуд. Этот эффект усиливается, если на подлоктевой сустав или коленный сустав положить тугой ватно-марлевый валик или любой другой предмет и затем прочно зафиксировать конечность в чрезмерно согнутом положении при помощи брючного ремня.

Для остановки кровотечения из подключичной области и верхней половины плеча валик вкладывают в подмышечные области.

Руки, согнутые в локтевых суставах, заводят за спину и плотно фиксируют одна к другой.

Наложение закрутки (жгута) применяется только тогда, когда с помощью простых и безопасных методов невозможно остановить кровотечение, и используется чаще при кровотечении из ампутированной культи.

При наложении закрутки (жгута) необходимо соблюдать следующие правила:

1) конечности придать возвышенное положение;

2) накладывать жгут выше раны и как можно ближе к ней;

3) жгут накладывается на одежду или какую-нибудь прокладку (платок, косынку, полотенце);

4) с помощью одного-двух туров остановить кровотечение;

5) наложенный жгут надежно закрепить;

6) недопустимо нахождение жгута на конечности более 2 ч летом и 1 ч зимой;

7) следует на видном месте (лоб пострадавшего) отметить дату и время наложения жгута;

8) в зимнее время конечность с наложенным жгутом следует укутать одеждой или толстым слоем ваты.

Пострадавших с временно остановленным кровотечением следует срочно доставить в хирургический стационар в горизонтальном положении на щите или носилках.

2. При закрытых повреждениях

К закрытым повреждениям относятся:

1) ушибы;

2) повреждение связок и сухожилий;

3) вывихи.

Ушибы – закрытые повреждения мягких тканей без нарушения целостности кожных покровов, которые возникают при ударе тупым предметом, при падении на твердую поверхность.

Первая помощь при травматических ушибах. В целях предупреждения кровоизлияния необходимо подержать холод на месте ушиба, обеспечить пострадавшему органу абсолютный покой и наложить давящую повязку. При ушибах головы, грудной клетки, живота, сопровождающихся сильными болями и ухудшением общего состояния, пострадавшего необходимо срочно показать врачу.

Растяжение или повреждение связочного аппарата сустава возникают при внезапных импульсивных движениях в суставе, значительно превосходящих пределы обычной подвижности в нем, или могут быть следствием непосредственного удара по напряженному сухожилию.

Наиболее часто встречаются повреждения связок голеностопного, межфаланговых, лучезапястного и коленного суставов, при этом определяется сглаженность контуров сустава, ограничение функции и боль в проекции поврежденных связок.

Первая помощь:

1) применение холода на область сустава;

2) произвести иммобилизацию сустава фиксирующей 8-образной повязкой;

3) дать выпить обезболивающие лекарственные средства;

4) отправить в травматологический пункт.

 

3. При переломах

Перелом (нарушение целостности кости) может быть закрытым и открытым (с повреждением кожных покровов).

 

 

7. При ожогах, обморожениях

Первая помощь при термических ожогах. Необходимо осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды. Нельзя отрывать от ожоговой поверхности приставшие к ней остатки одежды, их нужно обрезать ножницами по границе ожога и наложить повязку прямо на них.

Ожоги I степени обрабатывают 70%-ным спиртом. При ожогах II степени на обожженную поверхность после обработки спиртом наложить сухую стерильную повязку, при III – IV степени – наложить стерильную повязку. При обширных ожогах любой степени пострадавшего нужно обернуть чистой простыней, тщательно укутать одеялами и как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. При оказании первой помощи запрещается вскрывать пузыри, применять какие-либо примочки, промывания, мазевые повязки.

Для профилактики шока применяют покой, согревание и обезболивающие средства, обильное питье в виде содово-соленого раствора (1 ч. л. поваренной соли и 1/2 ч. л. питьевой соды на 1 л воды). При перевозке обожженных по возможности укладывают на неповрежденный участок тела и тщательно укутывают и как можно больше дают теплого питья.

При ожогах дыхательных путей от вдыхаемого раскаленного воздуха (при пожаре) или дыма наступает затрудненное дыхание, охриплость голоса, кашель. Необходимо срочно направить пострадавшего в больницу независимо от тяжести ожога кожи.

Химические ожоги чаще всего возникают при попадании на кожу или слизистые оболочки различных химических веществ: крепких кислот, щелочей, летучих масел, фосфора, а также от длительного воздействия паров бензина или керосина.

Первая помощь: немедленное и обильное обмывание в течение 5–10 мин пораженного участка водой, желательно под давлением. При ожогах известью или фосфором необходимо сначала сухим путем удалить остатки вещества и лишь после этого приступить к обмыванию. Пораженный участок обмывают нейтрализующими растворами: при ожогах кислотами или фосфором – 2% раствором двууглекислой соды или мыльной водой, при ожогах щелочами – 1–2% раствором лимонной, уксусной или борной кислоты. Затем накладывают сухую повязку, а при ожогах фосфором делают примочки из 2–5% раствора медного купороса или 5% раствора марганцовокислого калия. При ожогах фосфором нельзя применять масляных повязок.

Пострадавшего с любым видом отморожения помещают в теплое помещение. Больному дают горячий чай, кофе, вино.

Побелевшую часть тела растирают чисто вымытыми, увлажненными или смазанными стерильным вазелином руками, а лучше всего спиртом или водкой до тех пор, пока отмороженное место не покраснеет и не сделается теплым.

Нельзя выполнять растирание снегом, так как он охлаждает кожу. Грязные и острые льдинки могут повредить и загрязнить отмороженную кожу. По окончании растирания отмороженный участок высушить, обтереть спиртом и наложить на него чистую повязку с толстым слоем ваты.

Не следует смазывать отмороженный участок тела йодной настойкой или каким-либо жиром, так как это затрудняет последующее лечение. Если уже наступил отек или появились пузыри, то растирание делать нельзя.

Групповое поведение людей в ЧС. Паника.

- поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения.

Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Методы профилактики панических реакций.

1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:

- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;

- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствует познанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери).

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

 

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ, ШЕИ И ПОЗВОНОЧНИКА

Все ЧМТ делятся на две больших группы:

Закрытая ЧМТ, при которой отсутствует прямая связь между внешней средой и пространством.

Открытая ЧМТ, при которой повреждается твердая мозговая оболочка и наблюдается явление ликвореи - вытекание спинномозговой жидкости через канал или естественные отверстия (внешний слуховой проход, носовые хода). Опасность ОЧМТ состоит в возможности присоединения вторичной инфекции.

Основные формы ЧМТ:

Сотрясение головного мозга.

Забой головного мозга.

Сжатие головного мозга.

Сотрясение головного мозга характеризуется отсутствием морфологических изменений при гистологическом обследовании. Основные признаки - кратковременное нарушение сознания после травмы (не больше 10 минут), сразу после травмы возникают явления дезориентации, которые быстро исчезают. Характерным является возникновение амнезии (потеря памяти на события, которые происходили перед, во время и после травмы). Вскоре возникает головная боль, разная за интенсивностью, дурнота, часто рвота. Рвота особого облегчения больному не приносит. Наблюдается выраженная общая слабость, головокружение, эмоциональная лабильность.

Первая помощь - обеспечить больному полный покой, отстранить все возможные раздражающие агенты, симптоматичная терапия (анальгетики, седативные препараты). Обязательными являются осмотр пострадавшего врачом, при возможности - нейрохирургом. В случае возникновения подобных травм вы всегда можете пройтиобследование у невролога, а также у других высококлассных специалистов в нашем Медицинском центре. Медцентр «ЭКО» предоставляет широкий спектр услуг, который позволяет проводить диагностику и лечение пациентов на самом высоком уровне.

Забой головного мозга. Забой головного мозга делится на следующие формы:

Легкая

Средняя

Тяжелая.

Позвоночно-спинномозговая травма. При этом виде травмы нарушается целостность позвоночного столба, а в некоторых случаях страдает и функция спинного мозга. В зависимости от уровня повреждения различают:

Позвоночно-спинномозговую травму шейного отдела.

Позвоночно-спинномозговую травму грудного отдела.

Позвоночно-спинномозговую травму поясничного отдела.

В зависимости от нарушения функции спинного мозга различают осложненную и не осложненную позвоночно-спинномозговую травму.

Основные механизмы травмы:

1. Косвенный (при падении на ноги - переломы поясничного отдела, при нырянии вниз головой - переломы шейного отдела).

2. Прямой - непосредственный удар - переломы образовываются в месте прикладывания силы.

Клиническая картина. При не осложненных формах неврологическая недостаточность отсутствует. В месте перелома определяется резкая боль, которая увеличивается при физической нагрузке, пальпации. Определяется локальная гематома. При тщательном обследовании в некоторых случаях удается проявить выступание ростка над местом перелома.

Осложненная позвоночно-спинномозговая травма в большинстве случаев приводит к глубокой инвалидности. Полного восстановления функции не наступает практически никогда.

Первая медпомощь:

Адекватное обезболивание больного на месте (вводятся наркотические анальгетики)

При необходимости - остановка кровотечения, асептическая повязка

Борьба с нарушением жизненно-важных функций

Транспортная мобилизация. При подозрении на травму шейного отдела, одевается воротничок Шанца, при его отсутствии - делают импровизированный воротничок из подручных средств (например, заполняют носок песком) транспортируют больного на жестком щите с подложенным под шею г-образным валиком. При подозрении на травму поясничного отдела - больного транспортируют на щите, особое внимание уделяют уменьшению дополнительных повреждений во время транспортирования.

 

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно по-нимать:
1. психологические (индивидуально-психологические и социально-психологические) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимоген-ной деформации;
2. биофизиологические свойства человека, главным образом обусловлен-ные возрастом;
3. психопатологические особенности, что говорит о частичной социаль-ной дезадаптации, а в результате - развитии повышенно уязвимой лич-ности.
Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отно-шении жертвы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы кон-кретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлияв-ших не только на формирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, является особенность социализации личности, в том числе тип вос-питания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жес-токое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предос-тавлен самому себе (гипопротекции).
Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность сущест-вования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родите-лей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктим-ной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение - виктимным.
Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) си-туации. В силу этого в зависимости от характера ЧС (чрезвычайной ситуа-ции) можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктим-ности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отно-шение к опасности и отношение к риску.
Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в которой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать си-туативную виктимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о качестве личности.
Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И, наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа поведения. Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутвер-ждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. По-этому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рас-смотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном. Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедея-тельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что мо-жет привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться оп-ределенным уровнем психологической устойчивости и психологической го-товности к действиям в различных жизненных ситуациях. Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осозна-ние возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасно-стей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.
Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении безопасных способов само-реализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: взаимоотношения с государственными, административными и пра-воохранительными органами, служба в армии и др.
Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безо-пасного типа можно назвать:
1. общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
2. бережное отношение к окружающему миру;
3. грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятель-ности;
4. наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.
Содержание поведения личности безопасного типа определяется нали-чием трех основных компонентов, единство и реальность которых сущест-венно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека. Такими компонентами являются:
1. предвидение опасности;
2. уклонение от опасности;

3. преодоление опасности.

Инфекционные болезни

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного к здоровому. Такие болезни появляются в виде эпидемических очагов.
Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Пандемия – необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.
Среди многих эпидемиологических классификаций наиболее широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя. Все инфекционные болезни подразделяются на четыре группы:
первая – кишечные инфекции;
вторая – инфекции дыхательных путей (аэрозольные);
третья – кровяные (трансмиссивные);
четвертая – инфекции наружных покровов (контактные).
Широко применяется классификация инфекционных болезней по виду возбудителя: вирусные болезни, риккетсиозы, бактериальные инфекции, протозойные болезни, гельминтозы, тропические микозы, болезни системы крови.
Инфекционные заболевания людей и эпидемии подразделяют на []:
• единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний – карантинные и другие особо опасные инфекции (чума, холера, желтая лихорадка, другие вирусные гемморрагические лихорадки, оспа обезьян, легионеллез, бешенство, сибирская язва,\);
• групповые случаи опасных инфекционных заболеваний – заболевания людей опасными инфекционными болезнями (малярией, брюшным тифом, трихинеллезом, клещевым энцефалитом.);
• эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний – заболевания людей инфекционными болезнями: дизентерией, сальмонеллезом, гепатитом А;
• эпидемия – массовые заболевания людей болезнями: гриппом, острыми респираторными заболеваниями;
• заболевания людей не выявленной этиологии – заболевания людей с неустановленным диагнозом (лихорадочное состояние более 5 дней, рвота более 5 раз в сутки на протяжении 3 дней).
Отравления и токсические поражения людей подразделяются на:
отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания;
отравления людей токсичными и другими веществами.
Возникновение и поддержание эпидемического процесса возможно при наличии трех условий):
• источника инфекции,
• механизма передачи,
• восприимчивого человека..
Под механизмом передачи патогенных микробов понимается совокупность способов, обеспечивающих перемещение живого возбудителя болезни из зараженного организма в здоровый. Процесс передачи возбудителя инфекции состоит из трех фаз, следующих одна за другой:
выведение возбудителя из зараженного организма;
пребывание его в течение какого-то времени во внешней среде;
внедрение в организм другого (здорового) человека.
Под путями передачи возбудителя следует понимать определенные элементы внешней среды или их сочетание, которые обеспечивают перенос возбудителя от источника к окружающим людям. Основные пути передачи: воздушно-капельный, пищевой, водный, трансмиссивный, контактный.
Восприимчивость – это биологическое свойство тканей организма человека или животного быть оптимальной средой для размножения возбудителя и отвечать на его внедрение инфекционным процессом. Степень восприимчивости зависит от индивидуальной реактивности человека.
Активность эпидемического процесса меняется под влиянием природных и социальных условий. Влияние социальных условий более значимо. Под социальными условиями понимается все многообразие условий жизни: плотность населения, жилищные условия, санитарно-коммунальное благоустройство населенных пунктов, материальное благосостояние, условия труда, культурный уровень людей, миграционные процессы, состояние здравоохранения. К природным условиям относят: климат, ландшафт, животный и растительный мир, наличие природных очагов инфекционных заболеваний, стихийные бедствия.

Особо опасные инфекционные болезни людей

Чума – острое зоонозное инфекционное заболевание, которое вызывается чумными палочками – особо вирулентными возбудителями, способными распространяться по всему организму и приводить к образованию геморрагических очагов в различных органах и тканях. Клинически чума характеризуется явлениями сильнейшей общей интоксикации, тяжелым поражением настороженности.
Холера – острое инфекционное заболевание человека, вызываемое холерными вибрионами. Клинически выраженная форма холеры характеризуется внезапным возникновением обильного поноса и рвоты, приводящих к сильному обессоливанию организма, резкому нарушению кровообращения, прекращению мочеотделения, снижению кожной температуры, появлению судорог, цианоза, глубокому нарушению обмена веществ и угнетению функции центральной нервной системы вплоть до развития комы.
Естественный источник возбудителей холеры – люди, выделяющие холерные вибрионы во внешнюю среду главным образом с испражнениями, реже с рвотными массами. Главным путем распространения возбудителей является заражение воды выделениями здоровых носителей холерных вибрионов или больными со стертыми и латентными формами болезни, а также употребление загрязненной пищи, немытые руки и мухи.
Желтая лихорадка – острое инфекционное заболевание, вызываемое специфическим вирусом и передающееся комарами строго определенных видов. Клинически характеризуется резкими явлениями общей интоксикации, лихорадкой, желтухой, геморрагическим синдромом и поражением почек.
Дизентерия – инфекционное заболевание человека. Клинически характеризуется явлением общей интоксикации и симптомами поражения толстой кишки. Передается главным образом через зараженную пищу и воду. При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях дизентерия может принимать эпидемическое распространение.
Грипп – острое инфекционное вирусное заболевание. Клинически характеризуется лихорадкой, синдромом общей интоксикации и катаральным воспалением слизистых оболочек верхних дыхательных путей, особенно трахеи. Инфекция распространяется воздушно-капельны путем.
Психология толпы

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздей­ствием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмо­ции зачастую возникают и действуют на доведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состоятся при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, пани­кой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенно­стей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно фор­мировать в человеке черты, которые помогают ему эффективно противосто­ять чрезвычайным обстоятельствам. В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа.

Личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведе­нием жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и постави­ли ее в позицию жертвы:

● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, на­циональность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

● специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы раз­ноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов си­туации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Психопатологические последствия опасных ситуаций

чрезвычайные ситуации различного характера, вызывают у человека психическую реакцию, которая зависит от уровня его профессиональной и психологической готовности. В связи с этим ситуация будет различной по значимости для людей с различной подготовкой. И ситуация, к которой человек не подготовлен, для него является неординарной.

Неординарные ситуации – это ситуации, в которых противоречие внешнее или внутреннее в определенный момент развития предельно обострено и требует своего снятия. Более корректное название ситуаций, о которых идет речь, – эксвизитные.

Характеристики эксвизитных ситуаций:

1. Наличие нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависит от готовности человека разрешить опасную ситуацию.

2. Объективные параметры ситуации: неопределенность и не структурированность условий, средств, целей.

3. У человека есть опыт разрешения аналогичных ситуаций и возможность его переноса на вновь возникшие обстоятельства.

Выделим две главные характеристики эксвизитных ситуаций:

1. Человек, находясь в экстремальной ситуации, пере



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: