Современного одномерного общества.




Философский факультет

Исследовательская работа

Одномерный человек

Иванова Н.И.

 

 

Санкт - Петербург 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Основные черты современного одномерного общества. 5

ГЛАВА II. Одномерный человек и его место в системе. 10

ГЛАВА III. Одномерное мышление в рамках развитой цивилизации. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ20

 

 

Введение.

Герберт Маркузе – известный немецкий и американский философ и социолог. Родившийся в конце XIX века, он смог ощутить на себе влияние двух мировых войн, оказавших на него сильное влияние. В результате Маркузе обращается к исследованию развитого индустриального общества, анализируя пути его влияния и контроля над личностью, путём создания объективаций и поддержки постоянной опасности войны. В своей книге «Одномерный человек» он изображает общество, в котором нет личностей, нет индивидуального сознания, есть только индивиды, носители сознания перманентного потребления, которыми постоянно манипулируют, навязывают их желания через средства массовой коммуникации. Это люди с напрочь отсутствующими интенциями, они хотят только того, что звучит из динамиков радио и с экранов телевизора. В своей работе Маркузе изобличает пороки современного общества, осуществляющего контроль за каждым его членом через создание и навязывание ложных потребностей человеку, который становится их рабом. Он хочет открыть человеку глаза и добиться перемен в существующем тоталитарном порядке, угнетающем, отчуждающем человека и уничтожающем смысл его бытия.

Наверное, общеизвестный факт, что всё, что происходит имеет две стороны. Оборотной стороной научно-технической революции стало одномерное общество. Человек заключён в порочный круг потребления навязанных ему продуктов и услуг, когда потребности постоянно растут, и он вынужден всё время работать без оглядки для их осуществления. А малейшая возможность порвать этот круг пресекается обвинением в психических отклонениях.

Технический прогресс – мощный инструмент господства. Привычки, эмоции и реакции человека предопределены обществом. Оно превращает всё, в том числе и искусство, в товары, через которые общество контролирует человека, прирастающего всей душой к предметам своего потребления, создавая тем самым одномерное сознание, лишённое оппозиции. А самое ужасное заключается в том, что человеку достаётся роль инструмента, вещи в этой безликой машине, которая всё время пытается доказать рациональность своего иррационального порядка.

В своей работе мне хотелось бы рассмотреть основные тенденции существования и развития одномерного общества, проследив причины его возникновения. В этом отношении интересно место человека и его позиция в современном мире, то, чем он стал и то, чем его сделало общество.

 

 

Основные черты

современного одномерного общества.

Парадокс современного общества заключается в том, что оно поддерживает своё существование на тотальной опасности исчезновения. Но в принципе на деле оказывается, что данный факт является козырем, потому что постоянный страх гибели держит людей в молчаливом повиновении правительству, что способствует развитию общества и бизнеса. «…развитое индустриальное общество растет и совершенствуется лишь постольку, поскольку оно поддерживает эту опасность. Защитная структура облегчает жизнь многим и многим людям и расширяет власть человека над природой»[1]. Играя на страхе и бессилии людей, им же и внушённом, власть имущие и бизнесмены увеличивают своё богатство. Другие приверженцы направления технического пессимизма, как Хоркхаймер и Адорно, считали, что изначально просвещение, наука и как следствие техника должны служить освобождением человека от страха и предотвращением господства, однако, как показывает Маркузе, попав в руки к людям, из всего извлекающим пользу всё происходит с точностью до наоборот и техника становится орудием устрашения и манипуляций.

Главной тенденцией человека развитого индустриального мира является его бездумное существование, которое возможно благодаря гипнозу средств массовой информации, при помощи которых осуществляется управление им через создание и навязывание ложных потребностей, осуществление которых необходимо для благополучного развития мира. «Технический процесс, в который опредмечивает себя субъект после искоренения себя из сознания, свободен от многозначности мифологического мышления, равно как и ото всякого смысла вообще, ибо разум сам становится тут всего только подсобным средством всеобъемлющего экономического аппарата». [2]В итоге это приводит к стандартизации мышления, человек обезличивается. Ещё до Маркузе Н.А. Бердяев говорил о том, что техническая цивилизация забыла о том, что такое личность, она по своему существу имперсоналистична и не хочет быть иной. Человек должен просто быть активным, но от него не требуется рефлексии над своими действиями, не требуется быть личностью и ответственным за ту реальность, которую он творит. Благодаря всему этому им становится легко манипулировать, он становится лишь пешкой в игре политиков, выдающих свои интересы за индивидуальные потребности каждого при активном содействии масс медиа. Общество организуется определённым образом, оно создаёт потребности, чтобы направить человека на их удовлетворение. Тем самым оно убивает двух зайцев: с одной стороны развивается, с другой – тотально контролирует жизнь индивида, его мысли и желания, унифицируя их и создавая одномерное мышление. А так как человек прибывает в удовлетворении, а его мысли навязаны, а не автономны, оппозиционность как фундаментальное основание функционирование здорового (не одномерного) общества кануло в лету. У человека в данный момент отсутствует даже интеллектуальная свобода, и единственный способ её воссоздать устранить общественное мнение вместе с его создателями. Но формы контроля действуют настолько успешно, что лишают человека практически мизерных шансов на успех преодоления отчуждения. То, что человек вполне свободно выбирает осуществление внушённых ему стремлений доказывает успешность манипулирования. Здесь будем уместно вспомнить ещё раз Бердяева, он, конечно, не говорит о стандартизации мышления и отуплении человека, однако, он также подчёркивает, что техника, а с её приходом и массовое производство и потребление вместе со СМИ, работающим на поддержание установившегося порядка разрушает душу и «наносит страшные удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина по природе своей антигуманистична.[3]» Как и Бердяев, Маркузе призывает проявить силу духа, чтоб сломать ставшую нормой систему бездумного состояния «овоща», удалить как «опухоль» общественное мнение и его источник СМИ. Современных технический мир – это испытание на прочность для человека, в котором он может проявить себя как подлинная индивидуальная личность, если пользоваться терминологией Канта вышедшая из несовершеннолетия, т.е. способная к самостоятельному принятию решений, а не подчиняющаяся гипнозу рекламы, политиков и бизнеса, чтобы не стать их рабом. Это и есть та проверка на духовность и нравственность. «Господство оплачивается не просто отчуждением человека от порабощаемых им объектов: с овеществлением духа заколдованными становятся отношения самих людей, и даже отношение единичного к себе самому. Последний сморщивается до размеров узлового пункта конвенциональных реакций и способов функционирования, объективно от него ожидаемых. Анимизм одушевил вещь, индустриализм овеществляет души».[4]

Отвлекаясь, хотелось бы сказать, что сутью техники, искусства человеческой деятельности, имеющей как результат те блага, которые якобы призваны удовлетворять наши якобы потребности ещё со времён Аристотеля была эпистема, способ существования истины и открытия бытия, выведения из потаённости. Чтобы блага, достижимые с прогрессом техники, сохраняли свой подлинный смысл знания, необходимо знать причины создания вещи. И тут я подхожу к основополагающему моменту, современная цивилизация знает материальную причину, то, из чего создаётся та или иная вещь, знает движущую причину, грубо говоря, мастера, организующего процесс перехода из потенции в актуальность, т.е. процесс создания вещи, знает формальную причину, образ принятый материей, но не знает самого главного – то, ради чего, не знает конечной причины, она может и имеет представление как использовать ту или иную вещь, но не знает подлинную цель её создания и существования, потому что цель навязывается людям извне, они потребляют, не потому что существует объективная необходимость, а потому что так надо политикам и бизнесменам, реализующим свои цели при поддержке СМИ. Способ достижения успеха такого бизнеса гарантируется стандартизацией мышления, гипнотической рекламой и превращением человека в орудие производства товаров.

Технический прогресс следует рассмотреть подробнейшим образом, ввиду того, что он является важнейшим фактором развития индустриального общества и одномерного мышления. Прогресс – это идол развитой индустриальный цивилизации, обеспечивающий комфортную жизнь и эффективнейший способ контроля, техника же становится мощнейшим инструментом господства, которое осуществляется сначала через создание потребностей, а потом через их удовлетворение. А реклама здесь выступает посредником, создающим необходимые реакции и отношение к предметам потребления. Одной из тенденции современного одномерного человека стало прирастание к вещам его окружающим, они считают автомобиль, телефон чуть ли не продолжением себя. Хоркхаймер и Адорно так же выделяли подобную проблему и говорили о том, что вещи начинают распоряжаться и руководить поведением человека. При этом важно заметить, что технологический контроль постоянно оттачивает своё мастерство и приходит практически к совершенному своему воплощению, когда он мало того, что не замечается, но и выглядит как разумный способ достижения всеобщего блага и удовлетворения потребностей и интересов каждого, что опять же упраздняет оппозицию как иррациональную и бесполезную. Технологическая реальность не просто становится частью личности, она вытесняет личное пространство и полностью занимает одномерного человека.

Интересен также и следующий парадокс, связанный с техникой. На основе сделанных достижений в интеллектуальной сфере, в том числе научно-технических открытий, человек может достичь «умиротворения» как конца общества, организованного для разрушающих форм борьбы за существование, однако, все эти достижения используются для поддержания и продления нынешнего состояния политиками. Это иррационально, но выгодно определённой группе людей, которая не хочет терять свою власть и убеждает всех в рациональности своих действий. Поэтому технологический прогресс используется для усовершенствования политического господства, для создания тоталитарного универсума, где невозможна оппозиция. Политики каждой страны этого одномерного тоталитарного универсума направляют все свои силы, создавая мнимую опасность, потом создавая производство техники для защиты от неё, создавая тем самым уже реальную опасность. Это хорошо отлаженный бизнес, приносящий огромный деньги и контроль. В этом контексте становится ясно, каким образом, производительность, товары и удовлетворения потребностей становятся основополагающими тенденциями развитой индустриальной цивилизации, работающий на создание бездумной человекомашины с одномерным мышлением. «Мобилизация против врага действует как могучий стимул производства и трудовой занятости, тем самым поддерживая высокий уровень жизни».[5]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: