Тема: ЛУЧЕВЫЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ




Тема практического занятия № 2-3: Физические основы лучевой диагностики. Основные принципы и методы получения изображений для медицинской диагностики (рентгеновский, ультразвуковой, радионуклидный, магнитно-резонансный, тепловизионный).

Цель занятия: познакомиться с видами получения изображения, основанными на ис­пользовании электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных полей, применяемых в лучевой диагностике (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный, магнитно-резонансный, тепловизионный); изучить достоинства и недостатки каждого метода; приоб­рести умение самостоятельно распознавать основные виды изображений.

Конкретные задачи

Студент должен знать:

- виды ионизирующих и неионизирующих излучений, применяемых в лучевой диагно­
стике;

- принципы защиты и меры охраны труда при диагностическом использовании излуче­
ний;

- регламентацию лучевых диагностических исследований;

- основные методы получения изображения в медицинской диагностике; их принципы,
достоинства и недостатки:

 

1) рентгенологический метод исследования (источник излучения, объект исследования,
приемник излучения); естественная контрастность и искусственное контрастирование объекта
исследования; общие (рентгенография, рентгеноскопия), частные (флюорография, рентгенов­
ская томография, рентгеновская компьютерная томография) и специальные (инвазивные и не-
инвазивные методики с применением искусственного контрастирования) методики рентгено­
логического исследования;

2) ультразвуковые исследования (А-режим; М-режим; В-режим; Доплеровский метод)

3) радионуклидные исследования; радиофармацевтические препараты, методики радио-
нуклидного исследования;

4) магнитно-резонансная томография;

5) термографические методы исследования.

Студент должен уметь:

- самостоятельно распознавать основные виды изображений с указанием объекта
исследования.

Мотивация: изучаемая тема знакомит с принципами основных методов лучевой диагно­стики, их достоинствами и недостатками, что позволит в дальнейшем обоснованно выбирать для исследования пациента наиболее информативные, несущие минимальную лучевую на­грузку методики лучевой диагностики.

Литература для самоподготовки

Основная

Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник.- М: Медицина, 2003.- С. 7-133.

Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология: Учебник.- М.: Медицина, 1986.-С. 5-65, 228-232.

Дополнительная

Габуния Р.И., Колесникова Е.К. Компьютерная томография в клинической диагностике. - М.: Медицина, 1995.- 352с.

Клиническая* рентгенорадиология: Руководство/Под ред. Г. А. Зедгенидзе.-T.l и 4. - М.: Медицина, 1985.

Линденбратен Л.Д. Методика чтения рентгеновских снимков,- М.: Медицина, 1971.-362с.


Линденбратен Л.Д. Очерки истории российской рентгенологии.- М- Видар, 1995.- 288с.

Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Методы рентгенологического исследования органов и систем человека: Краткое руководство для врачей.-Т.: Медицина, 1976.-420с.

Общее руководство по радиологии: юбилейная книга NICER 1995 года под ред. Проф. Holger Pettersson, MD, T.I и 2. Москва, РА «Спас» 1996

При подготовке к занятию студенты используют конспекты лекций

 

Тема практического занятия: ЛУЧЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цель занятия: познакомиться с особенностями применения лучевых методов исследо­вания опорно-двигательной системы, с особенностями лучевой анатомии скелета; изучить лучевую семиотику воспалительных, дегенеративно-дистрофических и опухолевых заболеваний костно-суставного аппарата (КС А); научиться самостоятельно выявлять травматические повреждения КСА.

Конкретные задачи

Студент должен знать:

- достоинства различных методов лучевой диагностики повреждений и заболеваний КСА;

- возрастные особенности скелета;

- лучевую семиотику повреждений КСА.
Студент должен уметь:

 

- составлять алгоритм лучевых исследований при воспалительном, опухолевом, дегенера­
тивно-дистрофическом поражении скелета и оценивать результаты лучевого исследования;

- распознавать травматические повреждения и признаки их заживления;

- назначать лучевое исследование пациенту с подозрением на травматическое поврежде-
ниеКСА.

Мотивация: изучение методов лучевой диагностики и семиотики заболеваний и повреж­дений КСА позволит в дальнейшем обоснованно выбирать наиболее информативные методы исследования; правильно выбранный алгоритм обеспечит своевременную диагностику при минимальной лучевой нагрузке.

Литература для самоподготовки

Основная

Линденбратен Л.Д., Короток И.П. Медицинская радиология и рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник.- М.: Медицина, 1993.- С. 324-387.

Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология: Учебник.- М.: Медицина, 1986.-С. 207-213.

Дополнительная

Зубовский Г.А. Гаммасцинтиграфия. - М.: Медицина, 1978. - С.7-92,183-196. Садофьева В.И. Нормальная рентгеноанатомия костно-суставной системы у детей. - Л.: Медицина, 1990. - 216 с.

Рейнберг С.А. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов. - М.: Медицина, 1964. -Т. 1и2.

Клиническая рентгенорадиология: Руководство/Под ред. Г. А. Зедгенидзе. - Т. 3. - М.: Ме-дицина,1985. - 464 с.

Используются конспекты лекций

 

Тема. МЕТОДЫЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ. ЛУЧЕВАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНО­СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ

Цель занятия: познакомиться с особенностями применения лучевых методов исследо­вания заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Изучить особенности лучевой анатомии и физиологии заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Конкретные задачи.

Студент должен знать:

- достоинства различных методов лучевой диагностики заболеваний дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем

- лучевую анатомию и физиологию легких

- лучевую анатомию и физиологию сердца
Студент должен уметь:

- распознавать различные методы лучевого исследования дыхательной и сердечно­
сосудистой систем

- анализировать нормальное изображение органов грудной клетки

Литература для самоподготовки

Основная

Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология и рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. - М.: Медицина, 1993. - С. 188-227. С. 137-187.

Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология: Учебник. - М.: Медицина, 1986. - С. 129-157. С. 93-128.

Конспекты лекций-

Дополнительная

Александрова А. В. Рентгенодиагностика туберкулеза органов дыхания. - М.: Медицина, 1983. - 214 с.

Гинзбург М.А. Синдромная рентгенодиагностика заболеваний легких. - Киев, Здоровье. 1987.-320 с.

Ищенко Б К, Бисенков Л.Н., Тюрин И.Е. Лучевая диагностика для торакальных хирургов. СПб, "Деан" 2001. - С. 33-57.

Ковач Ф., Жебек 3. Рентгеноанатомические основы исследования легких. Будапешт: изд-во АН Венгрии. -1962.

Клиническая рентгенорадиология: Руководство /Под ред. Г. А. Зедгенидзе. - Т. 1 и 4. - М.: Медицина, 1985.

Линденбратен Л.Д., Наумов Л. Б. Рентгенологические синдромы и диагностика болезней легких: Программированное руководство для врачей, - М.: Медицина, 1972. - 472 с.

Розенштраух М.С., Рыбакова Н.К, Виннер M.R Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания. - М.: Медицина, 1987. - 640 с.

Иваницкая М.А. Рентгенодиагностика заболеваний сердца и крупных сосудов. М.: Меди­цина, 1970. - 340 с.

Шиллер К, Осипов М.А. Клиническая эхокардиография. -М.: Мир, 1993. - 347с.

 

Тема: ЛУЧЕВЫЕ СИМПТОМЫИ СИНДРОМЫПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ

Цель занятия: изучить лучевую семиотику заболеваний органов грудной клетки, нау­читься дифференцировать норму от патологии и выделять ведущий лучевой синдром. Конкретные задачи: Студент должен знать:

- рентгеновскую семиотику заболеваний легких;

- рентгеновскую семиотику заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Студент должен уметь:

- выявлять ведущий рентгенологический синдром заболеваний легких;

- выявлять ведущий рентгенологический синдром заболеваний сердца;

- проводить описание рентгенологической картины в форме протокола.

Литература для самоподготовки

Основная

Линденбратен Л.Д., Королюк И. П. Медицинская радиология и рентгенология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. - М.: Медицина, 1993. - С. 188-227. С. 137-187.

Линденбратен Л.Д., Лясс Ф.М. Медицинская радиология: Учебник. - М.: Медицина, 1986. - С. 129-157.'С. 93-128.

Конспект лекций

Дополнительная

Александрова А. В. Рентгенодиагностика туберкулеза органов дыхания. - М.: Медицина, 1983.-214 с.

Гинзбург М.А. Синдромная рентгенодиагностика заболеваний легких. - Киев, Здоровье, 1987.-320 с.

Клиническая рентгенорадиология: Руководство / Под ред. Г. А. Зедгенидзе. - Т. 1 и 4. -М.: Медицина, 1985.

Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Рентгенологические синдромы и диагностика болезней легких: Программированное руководство для-врачей. - М.:' Медицина, 1972. - 472 с.

Розенштраух М.С., Рыбакова Н.И., Виннер М.Г. Рентгенодиагностика заболеваний орга­нов дыхания. - М.: Медицина, 1978. - 640 с.

Иванщкая М.А. Рентгенодиагностика заболеваний сердца и крупных сосудов. М.: Меди­цина, 1970.-340 с.

Шиллер К, Осипов М.А. Клиническая эхокардиография. - М.: Мир, 1993. - 347с.

При подготовке к занятию студенты используют конспекты лекций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: