Основные тенденции в развитии конституционного (государственного) права зарубежных государств.




Применительно отуровня социально-экономического развития (экономически высокоразвитые государства и высокого уровня демократического развития, страны со средним уровнем экономического развития и политической нестабильностью, развивающиеся страны- страны с низким уровнем социально-экономического развития и зоной повышенного политического риска) современным государствам к каждой из этих трех групп государств характерны свои особенности конституционно-правового развития.

- экономически высокоразвитые государства и высокого уровня демократического развития эти государства первой группы образуют, как правило, зону политической стабильности и высокого уровня демократического развития.

- страны со средним уровнем экономического развития и политической нестабильностью, т.е. в странах второй группы наряду с демократическими институтами и режимами порой утверждаются и откровенно диктаторские режимы (в недавнем прошлом Испания, Португалия, Греция периода правления "черных полковников", ряд латиноамериканских государств). Весьма распространены в этой группе государств конституционно-авторитарные режимы (ряд стран СНГ). Риск политической нестабильности в этих странах относительно высок.

- развивающиеся страны- страны с низким уровнем социально-экономического развития и зоной повышенного политического риска - третья группа государств чрезвычайно пестра по своему составу. Тем не менее можно констатировать, что развитые демократические режимы здесь встречаются крайне редко. В этих странах преобладают авторитарные, а нередко и откровенно деспотические и монократические режимы правления. Конституционная законность порой полностью отсутствует. Все эти страны составляют зону повышенного политического риска.

Приведенная классификация носит в определенной мере условный характер. Существует огромное множество нюансов в общественной и государственной жизни отдельных стран. Существу-ют разнообразные переходные формы общественного развития. С этим связаны и многочисленные изменения в конституционно-правовом развитии: особенно — государств второй и третьей группы. Все это необходимо учитывать при характеристике основных тенденций конституционно-правового развития современных государств.

Тема 2. Система источников конституционного права зарубежных стран.

Цель лекции: Изучить определение системы конституционного права зарубежных стран

Вопросы к теме.

1.Основные группы источников конституционного права зарубежных стран.

2.Нормативно-правовые акты.

3.Обычай как источник конституционного (государственного) права зарубежных стран.

4.Судебный прецедент в конституционном (государственном) праве зарубежных государств.

5.Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры

6.Общие принципы права и конституционное право

 

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно вычленяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, в-третьих, судебные прецеденты. Эта схема вполне приложима и к конституционному праву зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые специфические особенности, которые становятся особенно заметны в последнее десятилетие. В частности, речь идет, во-первых, о та-ких явлениях, как признание в качестве источника права общих принципов права, и, во-вторых, о все возрастающем значении норм, создаваемых вне пределов национального государства, и даже не всегда с его решающим участием, но тем не менее обязательных для того или иного конкретного государства.

Речь в последнем случае идет не только о международно - правовых актах, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право Европейских Сообществ) или право Совета Европы. Право ЕС, имея наднациональный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств — участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством. В результате начинает выстраиваться довольно своеобразная и несколько непривычная картина системы источников национального конституционного права в зарубежных странах, или во всяком случае в определенной части суверенных государств, которые являются участниками межнациональных интеграционных объединений, обладающих определенными чертами наднационального характера.

Своеобразие складывающегося положения заключается в том, что казалось бы незыблемый постулат о верховенстве основного закона государства, о том, что конституция — это высший по своей юридической силе нормативно-правовой акт, коему соответствуют или должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты, отныне должен восприниматься с некоторыми оговорками, а зачастую и вообще ставиться под сомнение.

Эта ситуация требует некоторых пояснений. Дело в том, что создание в Западной Европе интеграционных объединений, известных под наименованием Европейских Сообществ, и их объединение затем в рамках Европейского Союза, учрежденного в 1992 году, привело к тому, что в рамках Сообществ сложилась особая автономная правовая система. Она не может быть идентифицирована ни с национальным, ни с международным правопорядком. Нормативно-правовые акты, которые служат непосредственным источником этой правовой системы, создаются по большей части путем осуществления нормотворческой деятельности институтов Сообществ. Даже учредительные акты Сообществ, которые в значительной мере напоминают международные договоры, имеют весьма существенное юридическое отличие от последних. Это отличие заключается в том, что если обычный международный договор и, соответственно, нормы международного права адресованы суверенному государству, то нормы учредительных актов Сообществ наделяют правами и обязанностями не только, а порой и не столько государство, сколько непосредственно физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников этих соглашений. Что же касается категорий нормативно-правовых источников европейского права, создающихся институтами Сообществ, то специфика их правового режима заключается в том, что их нормы являются нормами прямого действия и обладают верховенством по отношению к нормам национального права, даже если речь идет о конституционно-правовых нормах.

В последние годы в решениях национальных судов, особеннов высших инстанциях судов общей юрисдикции и в решениях наднациональных судебных органов, все чаще встречается ссылка в мотивировочной части решений на общие принципы права, коим следует суд при вынесении конкретного решения по конкретному делу. Уже сегодня становится очевидным, что общие принципы —это такая юридическая категория, которая выступает в роли ведущего источника права вообще и конституционного права в особенности.

Таким образом, выстраивая систему источников конституционного права зарубежных стран, можно выделить следующие основные группы источников: во-первых, национальные нормативно-правовые акты; во-вторых, обычай; в-третьих, судебный прецедент; в-четвертых, нормативно-правовые акты наднационального характера и международные договоры; в-пятых, общие принципы права. Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: