ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио достижений обучающихся
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
Советом Учреждения Протокол от ___2016 № Председатель _____О.Ю. Ласунова | Директор МБОУ «Морозовская СОШ» _________С. С. Герасимова Приказ от ____2016 № |
Омск – 2016
Общие положения
1.1.Настоящее Положение регулирует требования и нормы к построению и действию Портфолио учеников начальных классов МБОУ «Морозовская СОШ» как способа накопления и оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах, определяет порядок его формирования, структуру и систему оценивания.
1.2. В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
1.3. Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов.
1.4. Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.
1.5. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Цели и задачи
2.1. Цель формирования Портфолио – системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Функции Портфолио
Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
· оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
· диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
· целеполагания – поддерживает учебные цели;
· мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
· содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
· развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
· рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Порядок формирования Портфолио
4.1. Период составления Портфолио - 4 года (1-4 классы начальной школы).
4.2. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.
4.3. Пополнять Портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя).
4.4. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
4.5. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
4.6. Родители оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
4.7. Портфолио хранится в школе в течение всего срока пребывания в ней ребенка. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
4.8. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.
4.9. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Структура, содержание и оформление Портфолио
5.1. В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
5.2. Портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны быть включены следующие материалы:
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ»
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Я умею, я могу" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции.
РАЗДЕЛ «МОИ УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ»
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется результатами написанных контрольных и проверочных работ, тестов; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Рекомендуется дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);
*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
*занятия в учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
*иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
РАЗДЕЛ «КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ»
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования;
*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также свидетельства об участии в конкурсных мероприятиях все уровней.