Разрезные траншеи и котлованы служат для создания первоначального фронта работ и проводятся на каждом горизонте. Разрезные траншеи делятся на собственно траншеи и полу траншеи (проводятся на косогорах). Разрезные траншеи имеют трапециевидное сечение а полу траншеи треугольное. Они характеризуются длиной, шириной по низу, глубиной, углами наклона бортов. Разрезные траншеи могут проводится: по залежи полезного ископаемого, по породам висячего и лежачего бока залежи, на всю длину уступа или только часть его. Глубина разрезных траншей равна принятой высоте уступа или подуступа. Углы откосов бортов разрезных траншей и котлованов обычно равны углам откосов рабочих уступов (60-80 градусов). Длина разрезной траншеи зависит от размеров карьерного поля и условий залегания месторождения. При разработке горизонтально и полого залегающих месторождений (угольные, фосфоритовые, марганцевые) разрезная траншея обычно сразу проводится на полную длину или ширину карьерного поля. Длина траншеи при этом соответствует длине фронта работ уступа. При разработке крутопадающих и наклонных месторождений при большом количестве уступов разрезную траншею обычно проводят на 0,4-0,6 длины карьера (горизонта), в дальнейшем эта траншея наращивается по мере развития горных работ.
Подавляющее большинство месторождений вскрывается траншейным вскрытием. При траншейном вскрытии капитальные траншеи по их характеристике и назначению различают согласно классификации капитальных траншей по Е.Ф. Шишко.
Признак разделения | Основные различия | Наименование траншей |
Расположение траншей относительно контура карьера | Расположение вне контура карьера Расположение внутри контура карьера | Внешние Внутреннее |
Число уступов обслуживаемых системой траншей | Один уступ Несколько групп уступов Все уступы карьера до конечной глубины | Отдельные Групповые Общие |
Основное назначение траншей | Для движения гружёных и порожних поездов (маятниковое движения) Для движения только гружёных или только порожних поездов | Одинарные Парные |
Стационарность траншей | Постоянное расположение за контуром или на бортах в конечном положении Временное расположение на бортах внутри конечных контуров, подлежащих разработке | Стационарные Скользящие (временные) |
6. Вскрытие рабочих горизонтов карьера общими траншеями.Условия применения и недостатки вскрытия общими траншеями.\
Вскрытие общими, внутренними траншеями характеризуется -тем, что все уступы карьера вскрывают одной общей траншеей. Общие траншеи внутреннего заложения применяют для вскрытия глубоких (глубиной до 400 м и более) месторождений с любыми условиями залегания. Внутреннее заложение траншей возможно при достаточной устойчивости бортов.
Форма трасс общих внутренних траншей может быть простой, тупиковой, петлевой и спиральной.
Схему вскрытия горизонтов внутренней общей траншеей с простой формой трассы в чистом виде применяют в неглубоких карьерах с достаточно большими размерами карьерного поля, позволяющими разместить съезды одинакового направления на одном борту карьера. Примыкание пути к рабочим горизонтам чаще всего устраивают на горизонтальных площадках.
Основным достоинством съездов простой формы является их большая пропускная способность.
Сущность вскрытия общими внутренними траншеями тупиковой формы заключается в следующем. Первоначально с земной поверхности или с определенного горизонта карьера, вскрытого ранее другим способом, проводят наклонную траншею до вскрываемого рабочего горизонта. На этом горизонте устраивают горизонтальную тупиковую площадку. Площадку оборудуют маневровыми путями для разминовки груженых и порожних составов и перемены направления их движения. По мере развития работ на данном горизонте с тупиковой площадки первой траншеи проводят (в обратном направлении) новую траншею, вскрывающую следующий горизонт карьера, где снова устраивают тупиковую площадку и т. д.
При вскрытии тупиковыми траншеями наклонного пласта со значительным простиранием тупиковые площадки устраивают не на каждом рабочем горизонте, а через несколько (3—5), в зависимости от длины карьера. В этом случае уменьшается число горизонтальных тупиковых площадок и объем маневровых работ при движении поездов, благодаря чему увеличивается пропускная способность траншей.
Достоинствами способа вскрытия общими внутренними траншеями с тупиковой трассой являются его универсальность, надежность в эксплуатации, возможность производства горных работ одновременно на многих горизонтах, возможность достижения высокой производительности карьера. Недостатки: большая протяженность транспортных коммуникаций, уменьшение пропускной способности, сложность управления движением поездов.
При вскрытии месторождений общими внутренними траншеями с петлевой трассой вместо, горизонтальных ~ тупиковых площадок устраивают закругление путей в виде петли, которая позволяет, не прерывая движения поездов, менять направление движения на 180° Горизонтальную площадку для железнодорожного транспорта (колеи 1524 мм) делают шириной 180—240 м и для автомобильного транспорта — шириной 40—60 м. Объем горных работ при сооружении площадки может достигать больших размеров. Поэтому при железнодорожном транспорте петлевые трассы применяют только на пологих бортах карьеров. При автотранспорте эта задача значительно упрощается.
Достоинства способа вскрытия общими внутренними траншеями с петлевой трассой: более высокая пропускная способность, возможность одностороннего развития горных работ в карьере.
Недостатки: необходимость создания дорогостоящей горизонтальной площадки для размещения петли, ограниченные условия применения.
При вскрытии месторождений общими внутренними траншеями со спиральной трассой траншею располагают на бортах карьера, находящихся в своем предельном положении С поверхности по проектному контуру карьера проводят первую траншею с уклоном, зависящим от принятого вида транспорта. По достижении основания первого уступа въездная траншея переходит в разрезную, от которой начинают развивать горные работы на вскрытом горизонте. Для вскрытия нового горизонта с разрабатываемого уступа по проектному контуру карьера проводят следующую въездную траншею до основания нового уступа и т. Д. Горные работы на каждом горизонте начинают в различных участках периметра карьера и поэтому получается веерное перемещение фронта работ Вскрытие общими внутренними
траншеями со спиральной трассой при железнодорожном транспорте
обеспечивает одновременную отработку трех-четырех уступов, что
для мощных карьеров недостаточно.
Траншеи со спиральной трассой применяют для вскрытия месторождений, имеющих в плане округлую форму,
Достоинства способа вскрытия общими внутренними траншеями со спиральной трассой: непрерывность движения поездов без маневром аа площадках, позволяющая увеличить пропускную способность путей, возможность использования мощных локомотивов и большегрузных нагонов. Недостатки: ограниченные условия применения, большой; объем вскрышных работ в начальный период эксплуатации, невозможность одновременной работы на большом числе уступов, что ограничивает производственную мощность карьера.