Траншейные работы занимают 10-15% объёма горных работ. Они определяют сроки строительства карьера и сроки освоения проектной мощности карьера. Траншейные работы выполняются теми же видами оборудования, которые применяются при разработке карьера. Однако они выполняются в более трудных условиях и при меньшей производительности. Все способы проходки траншей можно классифицировать:
I) В зависимости от величины вынимаемого по высоте слоя различают:
а) Проходку траншей сразу на полную глубину (полное сечение);
б) Послойную проходку траншей;
II) В зависимости от конструкции траншейного забоя различают:
а) Проходку торцовым (лобовым забоем); б) Проходку боковым забоем;
III) По использованию транспорта:
а) Транспортные способы проходки траншей; б) Бестранспортные способы проходки траншей; в) Комбинированные способы проходки траншей;
IV) В зависимости от физико-механических свойств пород:
а) С применение буровзрывных работ; б) Без применения буровзрывных работ;
Проходку траншей с высокой производительностью, простой организацией работ, производительным использованием экскаваторов на погрузке можно обеспечить за счёт применения автотранспорта. Производительность при этом может быть в 1,5-2 выше, чем при железнодорожном транспорте. Коэффициент использования экскаватора может быть доведён до 0,6-0,7. особенно рационально применять автотранспорт в период строительства карьера и освоение проектной мощности, даже тогда когда он не является основным видом транспорта. Применяется две основные схемы подачи автосамосвалов под погрузку: кольцевую и тупиковую.
Ширина траншей находиться:
14.Строение нерабочего и рабочего борта карьера. Определение углов откосов бортов карьера
Углы откоса бортов карьера определяются проведением расчётов по двум направлениям. С одной стороны борт отстраивается по чисто геометрическим правилам с учётом факторов, которые можно учесть;
А с другой стороны после предварительного построения контуров борта карьера производится его расчёт оп условиям устойчивости горных пород в пределах борта карьера. В этом случае расчёты ведутся по методике принятой в механике грунтов.
Если правильно выбрать параметры обеспечивающие устойчивость нерабочих уступов карьера (альфан, Ну). Число и параметры предохранительных и транспортных берм на нерабочих бортах карьера с учётом правил безопасности ведения горных работ и технологии ведения горных работ, то конструкция нерабочего борта карьера не представляет особой сложности.
tg γн =∑Hy / (∑bt + ∑bп + ∑Hyctgα)
где btи bп — ширина соответственно транспортных и предохранительных берм, м; Hy - высота уступа, м; а — угол откоса уступа, градус.
Аналогичным выражением характеризуется угол заложения (градус) рабочего борта карьера (рис. 3.5,6):
tg γp = ∑Hy / (∑Шр.п +∑Hyctgα),
где Шр.п — ширина рабочей площадки уступа, м.
При одинаковых величинах Шр.п, Hy и а по глубине карьера угол γp приближенно определяется параметрами одного рабочего уступа.