Бестранспортные системы разработки




При бестранспортных системах разработки породы экскавируют, переваливают в выработанное пространство и размещают на внутрен­нем отвале вскрышными экскаваторами без применения транспорт­ных средств. Бестранспортные системы применяют обычно при раз­работке горизонтальных или слабонаклонных (под углом 5—10) пластов.

 

Бестранспортные системы просты в организационном отношении, отличаются низкой стоимостью работ, высокой производительностью труда.

Простая бестранспортная система разработки включает несколько схем экскавации. При использовании механиче­ской лопаты экскаватор устанавливают на кровле пласта полезного ископаемого и разрабатывают всю толщу покрывающих пород одним уступом (рис. 182). Вслед за подвиганием породного уступа добы­вают полезное ископаемое.

Рис. 182. Схема экскавации меха- Рис. 183. Схема экскавации драглайном,
нической лопатой. установленным на промежуточном горизонте.


Допустимую мощность вскрыши определяют в зависимости от радиуса разгрузки экскаватора, мощности пласта полезного ископа­емого и ширины заходки.

При использовании драглайна для непосредственной перевалки пустых пород в выработанное пространство его можно располагать на кровле вскрышного уступа или на промежуточном горизонте.

В зависимости от размеров вскрышного экскаватора и мощности покрывающих пород возможно большое количество вариантов системы разработки с кратной перевалкой породы в отвал.

Схему с кратной перевалкой породы в отвал применяют в тех же условиях, что и с непосредственной перевалкой, но при большей мощ­ности покрывающих пород и пласта полезного ископаемого. Пласт ископаемого разрабатывают обычно одним уступом механической лопатой. Карьерное поле вскрывают преимущественно комбинирован­ным способом: бестраншейным — породные уступы и траншейным — добычные.

Основные достоинства систем с экскаваторной перевалкой породы в отвал: низкая стоимость вскрышных работ, обусловленная отсут­ствием затрат на их транспортирование; высокая производительность оборудования; простая организация работ. Недостатки: жесткая вза­имосвязь между вскрышными и добычными работами; невозможность создания больших запасов полезного ископаемого, готовых к выемке; ограниченная область применения.

Транспортные системы разработки

Различают технологические схемы транспортной системы разработки с при­менением железнодорожного, автомобиль­ного, конвейерного и комбинированного транспорта.

Системы разработки с железнодорожным транс­портом применимы как при внешних, так и внутренних отвалах пустых пород. Расстояние транспортирования вскрыши достигает 10—15 км и более.

Производственная мощность карьеров может быть высокой, величина ее обычно ограничивается провозной способностью вскрывающих траншей. Мощность локо­мотивов, тип и грузоподъемность ваго­нов для транспортирования горной массы, ширину колеи, тип рельсов выбирают в зависимости от масштаба работ и размеров перевозок.Тип и мощность экскавато­ров, в свою очередь, зависят от масшта­бов работ и физико-механических свойств пород.Основные элементы системы разра­ботки: высоту уступа, ширину заходки, длину блока, длину фронта работ, углы откосов рабочих уступов и другие уста­ навливают с учетом горно-геологических и технических условий разработки место­рождений.

Транспортные системы разработки с вывозкой по­роды на внешние отвалы широко применяют в усло­виях разработки пластов и залежей с наклонным и крутым падением Карьеры при этом могут иметь глубину разработки 500 м и более.

Породные и добычные уступы разрабатывают по­следовательно в нисходя­щем порядке. На каждом новом горизонте (уступе)
проводят въездную и разрезную траншеи. Развитие фронта работ обычно параллельное. В одновремен­еной разработке находится
несколько уступов, что достигается вскрытие месторождения внутренними траншеями сложной формы.

При многоуступной разработке карьера обеспечивается независимость производства вскрышных и добычных работ и возможность создания значительных запасов вскры­того полезного ископае­момого.

Система разработки с внутренними отвалами заключается в том, что вскрышу перевозят в думп­карах на внутренние от­валы и размещают в выра­ботанном пространстве карьера. Применяют эту систему при разработке пласта полезного ископае­мого на полную его мощ­ность.

Если по каким-либо причинам вся порода не может быть размещена во внутренних отвалах, применяют систему разработки с перевозкой породы на внешние и внутренние отвалы.

Системы разработки с автомобильным транспортом применяют при разработке залежей с ограниченными размерами в плане, а также крутопадающих штокообразных месторождений со значительной глубиной залегания, при разработке месторождений сложной конфигурации и необходи­мости селективной добычи и других случаях.

Комбинированные системы разработки

Комбинированные системы разработки представляют собой сочета­ние бестранспортных, транспортных и транспортно-отвальных систем. Их применяют на месторождениях, на которых вся вскрыша не может быть отработана по одной, наиболее экономичной системе — бес­транспортной или транспортно-отвальной. При этом толщу вскрыш­ных пород разбивают на две зоны с таким расчетом, чтобы нижнюю зону можно было разрабатывать по бестранспортной или транспортно-отвальной системе, а верхнюю — по транспортной системе. Усред­ненные технико-экономические показатели при комбинированной системе получаются лучше, чем при одной транспортной:

С = С0V0 + CцVп \V0 + Vп, руб/м3 (217)

 

где С — себестоимость вскрышных работ при комбинированной

системе разработки, руб/м3; С0, Сп — себестоимость разработки вскрыши соответственно ниж­ней зоны (основной уступ) и верхней зоны (передовой уступ), руб/м3; V0, Vn — объем вскрышных пород соответственно на основном и передовом уступе, м3. Верхняя зона вскрышных пород, разрабатываемая по транспорт­ной системе, может иметь два или несколько уступов.

 

19.Транспортные системы разработки. Основные параметры.

Транспортные системы разработки

Различают технологические схемы транспортной системы разработки с при­менением железнодорожного, автомобиль­ного, конвейерного и комбинированного транспорта.

Системы разработки с железнодорожным транс­портом применимы как при внешних, так и внутренних отвалах пустых пород. Расстояние транспортирования вскрыши достигает 10—15 км и более.

Производственная мощность карьеров может быть высокой, величина ее обычно ограничивается провозной способностью вскрывающих траншей. Мощность локо­мотивов, тип и грузоподъемность ваго­нов для транспортирования горной массы, ширину колеи, тип рельсов выбирают в зависимости от масштаба работ и размеров перевозок.Тип и мощность экскавато­ров, в свою очередь, зависят от масшта­бов работ и физико-механических свойств пород.Основные элементы системы разра­ботки: высоту уступа, ширину заходки, длину блока, длину фронта работ, углы откосов рабочих уступов и другие уста­ навливают с учетом горно-геологических и технических условий разработки место­рождений.

Транспортные системы разработки с вывозкой по­роды на внешние отвалы широко применяют в усло­виях разработки пластов и залежей с наклонным и крутым падением Карьеры при этом могут иметь глубину разработки 500 м и более.

Породные и добычные уступы разрабатывают по­следовательно в нисходя­щем порядке. На каждом новом горизонте (уступе)
проводят въездную и разрезную траншеи. Развитие фронта работ обычно параллельное. В одновремен­еной разработке находится
несколько уступов, что достигается вскрытие месторождения внутренними траншеями сложной формы.

При многоуступной разработке карьера обеспечивается независимость производства вскрышных и добычных работ и возможность создания значительных запасов вскры­того полезного ископае­момого.

Система разработки с внутренними отвалами заключается в том, что вскрышу перевозят в думп­карах на внутренние от­валы и размещают в выра­ботанном пространстве карьера. Применяют эту систему при разработке пласта полезного ископае­мого на полную его мощ­ность.

Если по каким-либо причинам вся порода не может быть размещена во внутренних отвалах, применяют систему разработки с перевозкой породы на внешние и внутренние отвалы.

Системы разработки с автомобильным транспортом применяют при разработке залежей с ограниченными размерами в плане, а также крутопадающих штокообразных месторождений со значительной глубиной залегания, при разработке месторождений сложной конфигурации и необходи­мости селективной добычи и других случаях.

При работе механических лопат и драглайнов применяют нижнюю и верхнюю погрузку автомашин; наиболее производительной яв­ляется нижняя погрузка с расположением -автомобилей на одном уровне с экскаватором. Верхняя погрузка целесообразна при неболь­шой высоте уступов и хорошей площадке для подъезда машин, при­меняется она в основном при проходке траншей. По сравнению с си­стемами разработки с железнодорожным транспортом, при автотранс­порте появляется возможность концентрации выемочно-погрузочных работ за счет сокращения в два—три раза протяженности экскаватор­ного фронта работ. При этом производительность экскаваторов увели­чивается на 20—25% благодаря уменьшению простоев в ожидании автосамосвалов. Темп углубления горных работ при такой организа­ции выполнения выемочно-погрузочных операций увеличивается до 30 м/год. Кроме того, применение автотранспорта допускает вскрытие

 

месторождения временными съездами, что обеспечивает его раз­работку с минимальным текущим коэффициентом вскрыши.

Системы разрабо т к и с конвейерным транс­портом применяют в основном при разработке мягких пород вскрыши, обычно на угольных карьерах. В настоящее время ведутся работы по изысканию возможностей применения конвейерного транс­порта на карьерах со скальными породами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: