Описание интерфейсных дуг в стандарте IDEF0




 

Интерфейсные дуги изображаются в виде стрелок, ориентация которых отображает направление потоков объектов. Объекты мо­гут быть различной природы: материальные, финансовые, инфор­мационные.

Стрелка формируется из одного или более отрезков прямых (сегментов) и наконечника на одном конце. Если стрелки форми­руются из нескольких отрезков, то эти отрезки должны быть либо горизонтальными, либо вертикальными. Горизонтальные и верти­кальные сегменты стрелок сопрягаются друг с другом закруглен­ными линиями.

Синтаксические правила для интерфейсных дуг:

1. Стрелки могут состоять только из вертикальных или горизонтальных отрезков.

2. Вертикальные и горизонтальные участки ломаных стрелок соединяются при помощи закруглений.

3. Концы стрелок должны присоединяться к внешним границам функционального блока и на его сторонах; присое­динение в углах блока не допускается.

4. Стрелки должны быть нарисованы сплошными линиями.

5. Цвет и толщина линий для различных стрелок (или их фрагментов) могут быть различными.

 

Стрелки не представляют последовательность событий, как в традиционных блок-схемах. Они лишь показывают потоки объек­тов. Потоки объектов однонаправленны, т.е. на интерфейсной дуге может быть только одна стрелка. Графические правила изображе­ния стрелок представлены на рис. 14.

Дуги помечаются текстовыми метками. Так как метки изобра­жают объекты, то

метки должны быть именами существительными или суще­ствительными с определениями.

Рис.14. Интерфейсные дуги в стандарте IDEF0

Метки размещаются либо непосредственно на дугах, либо на сво­бодных местах диаграммы и связываются с дугами при помощи вы­носных зигзагообразных линий рис. 15.

Рис.15. Метки интерфейсных дуг в стандарте IDEF0

Подписи после разветвления или слияния уточняют объекты на соответствующих дугах. Особенности обозначения дуг после слияния или разветвления показаны в таблице (таблица 4).

Варианты правильного и ошибочного обозначения дуг после раз­ветвления или слияния показаны в таблице (таблица 5).

По характеру использования в функциональных блоках объекты могут быть:

- входными;

- выходными;

- управляющими;

- механизмами (исполнителями).

Входные объекты преобразуются в функциональных блоках в вы­ходные. При этом выходной объект — это вновь созданный объект или преобразованный старый объект. В последнем случае новое каче­ство объекта, как правило, обозначается прилагательным, например «принятый заказ», «отложенный заказ», «удаленный заказ», «выпол­ненный заказ» и т.д.

 

Таблица 5

Варианты представления на диаграммы IDEF0 разветвлений и слияний дуг

Управляющие объекты соответствуют нормативным актам (зако­нодательным актам, инструкциям, планам, приказам), на основе кото­рых выполняются процессы. Кроме того, управляющие объекты рас­сматриваются как ограничения, обстоятельства, условия выполнения процесса, например, «номенклатура — ценники», «списки клиентов и поставщиков», «состояние запасов», «состояние расчетного счета», «загруженность производственных мощностей» и пр.

Управляющие объекты должны обязательно отражаться в функциональной модели, а входные объекты — не обяза­тельно.

В случае отсутствия входного объекта какой-либо управляющий объект одновременно является и входным, например, заказ, на основе которого выполняется работа, преобразуется внутри функционально­го блока в готовый продукт.

Механизмы — это объекты, которые исполняют процессы (ис­полнители). К механизмам относят структурные подразделения предприятия, персонал, автоматизированные рабочие места, обо­рудование.

Интерфейсные дуги в соответствии со своим типом должны со­единяться с соответствующими сторонами функциональных блоков (см. рис. 13, стр. 63):

· входные дуги — с левой стороной блока;

· выходные дуги — с правой стороной блока;

· управляющие дуги — с верхней стороной блока;

· дуги механизмов (исполнителей) — с нижней стороной блока.

Объекты могут выступать в различных блоках в разных ролях, на­пример, выходной объект одного блока является входным объектом, или управляющим объектом, или механизмом для другого функцио­нального блока. Правила графического изображения взаимосвязей между блоками представлены в таблице (таблица 6).

Объекты, связанные с границами диаграммы, выступают только в одной роли. Дуги этих объектов являются интерфейсами между диа­граммой и остальной частью модели.

Граничные дуги диаграммы должны быть согласованы с дугами родительского блока. Это означает, что интерфейсные дуги диа­граммы должны иметь тот же тип и наименование, что и соответст­вующие им дуги у декомпозируемого блока. В SADT принята коди­ровка IСОМ, позволяющая точно идентифицировать и проверить связи по дугам между диаграммами. ICOM — это аббревиатура слов Input (вход), Control (управление), Output (выход), Mechanism (меха­низм).

Принцип кодировки IСОМ иллюстрирует рис. 16.

 

Таблица 6

Варианты графического изображения прямых и обратных взаимосвязей в стандарте IDEF0

Использование IСОМ-меток позволяет быстро проверять согла­сованность внешних дуг диаграммы с граничными дугами соответ­ствующего родительского блока. IСОМ-метки формируются в соот­ветствии с типом дуги (стороной функционального блока) по сле­дующему правилу:

- I1,I2, I3,... — последовательно обозначаются входные объекты;

- О1,О2, ОЗ,... — последовательно обозначаются выходные объекты;

- С1,С2, СЗ,... — последовательно обозначаются управляющие объекты;

- М1, М2, МЗ,... — последовательно обозначаются механизмы.

 

В ряде случаев нецелесообразно передавать объекты с одного уровня декомпозиции на другой. Например:

- важные объекты системы, не показанные ранее на более высо­ких уровнях описания модели, могут появляться при описании новых деталей. В то же время эти новые объекты не всегда яв­ляются столь значимыми, чтобы их показывать на более высо­ких уровнях модели;

- некоторые объекты могут быть необходимы лишь для описания верхних уровней модели. Их передача на более детальные уров­ни загромоздит диаграмму.

Если дугу нецелесообразно передавать на другой уровень детали­зации, то ее помещают в «туннель».

Помещение дуги в «туннель» является способом скрыть ее источник (приемник).

Существуют два вида помещаемых в туннель дуг:

1. Со скрытым источником — дуга как бы появляется «из туннеля».

2. Со скрытым приемником — дуга как бы уходит «в туннель».

Дуга со скрытым источником помечается круглыми скобками у своего начала. Дуга со скрытым приемником помечается круглыми скобками у своего конца (у стрелки).

Результат «скрытия источника» представлен на рис. 17, а «скры­тия приемника» — на рис. 18.

Можно туннелирование трактовать и по-другому. Так, если круг­лые скобки стоят у «внешнего» края блока, то дуга не передается на следующий уровень детализации; а если у «внутреннего», то не появ­ляется на предыдущем уровне детализации.

Результаты такого туннелирования представлены на рис. 19 и рис. 20 соответственно.

 

Таким образом, туннельные изображения используют в двух слу­чаях:

1. Для предотвращения заполнения нежелательными подробно­стями диаграмм высших уровней.

2. Для запрета передачи обобщенных описаний объектов в диа­граммы нижних уровней.

Помещение дуг в туннели — это важный инструмент регулиро­вания сложности модели. Но пользоваться этим инструментом не­обходимо аккуратно.

Важным инструментом регулирования сложности диаграммы являются сами названия дуг. Здесь необходимо активно использо­вать правило агрегирования, когда одно дуга может обозначать не­которую совокупность объектов, которые могут сходиться / расхо­диться.

От одной стороны функционального блока не рекоменду­ется отводить/присоединять более 5-7 дуг.

 

Итоги по теме

1.Все взаимодействия в функциональной модели происходят посредствам потоков объектов.

2.Потоки объектов в функциональной модели представляются в виде интерфейсных дуг.

3.Интерфейсные дуги изображаются в виде направленных стре­лок и подписываются.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: