Учебный пример описания бизнес-процесса в стандарте IDEF0




 

Рассмотрим пример построения модели некоторого бизнес-процесса. Наш учебный пример будет настолько обобщенным, что мы даже не будем давать этому процессу названия. Не будем также уточ­нять и названия его элементов (объектов). Не будем рассматривать и итерации (уточнения) модели. Вместе с тем все основные элементы построения модели мы выполним.

Итак, все начинается с построения диаграммы верхнего уровня рис.21.

Рис. 21. Диаграмма верхнего уровня в стандарте IDEF0 — диаграмма А-0

 

На этой диаграмме должны быть обязательно представлены цель и точка зрения моделирования. Как видно из диаграммы верхнего уровня модели (см. рис.21), на ней представлен лишь один блок — это собственно и есть моделируемый БП. Интерфейсные дуги обозначают взаимосвязи моделируемого БП с внеш­ним окружением.

После того как построено графическое описание, строится вер­бальное (текстовое). Текстовое описание, как правило, включает общее описание и описание всех объектов. Общее описание долж­но включать краткую характеристику моделируемого процесса или общую логику взаимодействия процессов (для диаграмм-декомпозиций). Описания объектов содержат краткую характери­стику (определение) и более подробное описание (комментарии) по каждому из блоков или интерфейсных дуг, помещенных на диа­грамме.

Затем для продолжения моделирования определяют состав де­композиции моделируемого процесса. Результаты структурной де­композиции, как правило, представляют в виде иерархического де­рева рис. 22.

Рис. 22. Структура декомпозиции бизнес-процесса в стандарте IDEF0

 

После того как определен состав системы, приступают к декомпо­зиции ее элементов. Декомпозицию проводят сверху вниз. В нашем случае первой необходимо провести декомпозицию блока А0.

В начале декомпозиции производится «подготовительная работа»:

- необходимо на новую диаграмму перенести все интерфейсные дуги декомпозируемого родительского блока (без учета тун­нельных);

- поместить на новую диаграмму в порядке доминирования блоки с выделенными функциями, на которые предполагается деком­позировать родительский блок.

Это достаточно простой и формальный этап составления новой диаграммы декомпозиции. Его результаты представлены на рис. 23.

Получив такой «шаблон» (или «форму»), необходимо его запол­нить — построить взаимосвязи блоков с внешним окружением, а также внутренние взаимосвязи. Может существовать множество различных вариантов и последовательностей выполнения этого по­строения даже для одной и той же диаграммы.

В качестве одного из возможных вариантов предлагаем рас­смотреть последовательное построение взаимосвязей для каждого блока в порядке их расположения на диаграмме. Этот вариант и по­следовательность его реализации представлены на рис. 24.

Здесь (см. рис. 24) мы видим, что вначале были построены взаимо­связи для блока А1. Затем на диаграмму были добавлены взаимосвязи для блока А2. Затем — для блока А3. При построении взаимосвязей для очередного блока могут уточняться взаимосвязи остальных блоков.

 

Построив все взаимосвязи, нам необходимо привести диаграмму к читаемому виду. Для этого следует:

o устранить, по возможности, пересечение дугами надписей;

o максимально разнести параллельно идущие линии дуг;

o изменяя топологию, снизить количество пересечений дуг;

o выполнить другие графические преобразования, облегчающие визуальное восприятие диаграммы.

Результаты построения диаграммы по нашему учебному примеру представлены на рис. 25.

Теперь необходимо сформировать вербальное описание диаграм­мы — дать текстовые описание логики процесса и всех элементов (блоков и дуг). С дугами, которые идут от границы диаграммы, про­ще — их описание можно взять из вербального описания диаграммы А-0. Описание же по всем остальным вновь введенным объектам, а также по логике внутренних взаимодействий необходимо создать. Текстовое описание диаграммы и ее объектов помогает однозначному восприятию модели различными людьми, которые в той или иной степени могут использовать модель.

После того как создано графическое и текстовое описание, необхо­димо решить, нужно ли дальше проводить декомпозицию или представ­ленной детализации процессов достаточно. В нашем примере мы решили, что блок А2 должен иметь декомпозицию. Поэтому для этого блока необходимо продолжить процесс моделирования.

Для того чтобы из самой диаграммы было видно, какие блоки под­вергаются последующей декомпозиции, а какие — нет, левый верхний угол блоков, которые декомпозиции не подвергаются, перечеркивается чертой. Соответственно, если такой черты нет — блок имеет декомпози­цию. В нашем примере блоки А1 и А3 имеют черту в верхнем левом уг­лу, и значит, они в дальнейшем (или пока) декомпозироваться не будут. А если будут, то черта в левом верхнем углу этих блоков должна быть убрана

Ну вот, декомпозиция и ее описание закончены! Но может найтись эксперт, который скажет, что он видит систему по-другому, или в ходе обсуждения варианта построения системы могут возникнуть альтерна­тивные предложения, или может потребоваться выделить некоторые наиболее важные компоненты сложной диаграммы описания. Для того чтобы иметь возможность включать различные варианты в рассмотрение или представлять отдельные элементы системы, может быть использова­но представление специального типа, так называемая FEO-диаграмма (For Exposition Only - только для изображения). Пример FЕО-диаграммы для построенной ранее диаграммы А0 учебного примера (см. рис. 25) представлен на рис. 26.

Рис. 26. Диаграмма FЕО, иллюстрирующая только внутренние взаимосвязи функциональных блоков

 

Диаграмма на рис.26 сосредотачивает внимание на внутренних взаимодействиях и взаимодействиях по входам-выходам, что по­зволяет, например, оценивать необходимость и достаточность функциональных преобразований или проверять состав внутрен­них потоков, генерируемых процессом.

Итоги по теме

1. Функциональная модель начинается с построения общего опи­сания процесса и его взаимодействия с окружающим миром, которое представляется в диаграмме нулевого уровня или контекстной диа­грамме. На контекстной диаграмме также должна отражаться цель моделирования (например, сокращение длительности выполнения процесса, или сокращение издержек при повышении качества обслу­живания, или разработка нового процесса и т.д.) и точка зрения, с по­зиции которой рассматривается модель (директор организации, IT-менеджер, отдел логистики и т.д.).

2. Диаграммы следующих уровней детализируют функции про­цесса каждого предыдущего уровня. Детализация продолжается до уровня элементарных действий, которые уже не нужно подвергать декомпозиции для получения ответов на поставленные перед моде­лью вопросы.

3. На каждом уровне рекомендуется размещать не менее двух и не более семи функциональных блоков. Число уровней декомпозиции не ограничено. Критерием окончания декомпозиции является дости­жение цели моделирования — получение ответов на поставленные вопросы с требуемой точностью.

4. Все объекты и логика диаграммы должны иметь текстовые описания.

5. Построение декомпозиции — процесс многовариантный и творческий.

6. Различные варианты декомпозиции могут быть представлены с помощью диаграмм специального вида — FЕО-диаграмм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: