Часть 1. История изучения сексуальности человека




Список литературы

Основная учебная литература:

1. Доморацкий В.А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств. -М.: Академический проект, 2013. -470с.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире: ‐ М.: Академический Проект; Культура, 2011. –326 с.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Интимность: - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. – 239 c.

Дополнительная учебная литература:

1. Билич Г.Л. Справочник по сексологии. - М.: Оникс, 2012. - 624 с.Бостанджиев Т.А. Секс и сексуальная культура населения. - София, 1983.-51с.

2. Володин В.С. Основы медицинской сексологии (курс лекций): Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 240с.

3. Кон И.С., Введение в сексологию, М. «Медицина», 1990 – 3336 c.

Лекция по теме 1. Понятие о сексуальности. Психосексуальные стадии развития личности.

План лекции

Методические рекомендации по изучению темы 1

Цель и задачи изучения темы: раскрыть суть и содержание феномена сексуальности личности и детерминант сексуального поведения человека.

В данной теме изучаются основные теоретические положения сексуальности человека, раскрываются представления о психосексуальных стадиях развития человека. Делается исторический обзор становления знаний в области теории сексуальности. Иллюстрируются с помощью примеров положения о роли и значении знаний о сексуальном развитии человека в контексте необходимых профессиональных компетенций психологов.

Изучение данного материала позволит обучающимся постичь базовые теоретические положения курса, начать накопление терминологического аппарата (глоссарий курса). Для освоения первой темы необходимы знания, полученные при изучении таких курсов, как Философия и Возрастная психология и психология развития.

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.

1. Что такое сексуальность человека и каковы ее составляющие?

2. Укажите периоды становления сексологии как науки.

3. Перечислите психосексуальные стадии развития личности по З.Фрейду и раскройте их значение в развитии здоровой сексуальности и сексуальных нарушений.

Часть 1. История изучения сексуальности человека

Проблема сексуальности выступает одной из актуальных в современном мире. Это связано, прежде всего, с изменением социокультурных условий, в контексте которых трансформируются и нормы сексуального поведения. Перемещение проблематики сексуальности из природного мира в социальный, а также понимание сексуальности как свойства личности, выступающего связующим звеном между телом, самоидентичностью и социальными нормами, определило актуальность психологических исследований, раскрывающих закономерности формирования сексуальности в процессе социализации. Однако в психологическую науку понятие «сексуальность» вошло сравнительно недавно. Сексуальность следует понимать не в качестве продолжения телесного естества, а как совокупность формируемых и переживаемых человеком культурных и ментальных концепций.

Сексуальность - это аспект самосознания, с одной стороны, отражающий физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида, и с другой стороны — его представления о себе, своей гендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях. Сексуальность формируется в процессе многостороннего научения и координации физиологических, психологических и социальных элементов жизнедеятельности человека. Суть этого процесса в интериоризации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве «сексуального» собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.

Сексуальное поведение — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью. Сексуальное поведение это важная сфера общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая сексуального поведения включает параметры половой конституции, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности центральной нервной системы, генетические детерминанты. Сексуальное поведение человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования той или иной функции выделяют разные виды отношения к сексуальности, причём, чем выше уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления сексуального поведения. Интимная близость может быть:

1. средством релаксации, разрядки полового напряжения;

2. прокреации, деторождения;

3. рекреации, чувственного наслаждения как самоцели;

4. познания;

5. коммуникации;

6. самоутверждения;

7. достижения внесексуальных целей;

8. поддержания определенного ритуала;

9. компенсации (И. С. Кон).

Социализация сексуального поведения проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты сексуального поведения объединены в теории «сексуального сценария» — разновидности поведенческой программы, которая предопределяет возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Автономизация сексуального поведения от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру, оно становится более избирательным как в отношении объектов, так и в отношении условий и способов осуществления.

Становление сексуальности как предмета научного исследования прошло сложный путь от древних трактатов, которые носили описательный и рекомендательный характер до научного объективного изучения сексуальности человека. Этическая сторона сексуальности была осознана еще в древнегреческий период Платоном, Аристотелем и другими философами. В период средневековья сексуальность человека подавляется, поскольку сексуальные функции связаны с тяжелыми заболеваниями и оценивались как нечистые и греховные. После донаучного периода проблема сексуальности была поднята в трудах родоначальником психоанализа З. Фрейда, который впервые заговорил о психологическом контексте сексуальности человека, определив ее как движущую силу развития личности. Публичный дискурс сексуальности заложен в исследованиях И. Кона и С. Голода проводившиеся с начала 70-х годов прошлого века, сделавшие доступными результаты западных исследований российской аудитории. В 90-х годах XX века американские исследователи сексуального взаимодействия L.Segal, J. Holland и L. S. Chancer актуализировали феномен властвования в сексуальном наслаждении. Авторы, развивая идеи символического интеракционизма Г. Мида рассматривают господство и подчинение в сексуальном взаимодействии как ролевую игру, увеличивающую эротическое наслаждение обоих партнеров.

В этом контексте ролевых интерпретаций сексуального поведения актуальным становится обращение к основным ролевым диспозициям личности. В работах Дж. Мид, и др. дается определение роль как системы ожиданий относительно поведения человека, представление субъекта о модели собственного поведения и соответствие поведения занимаемому положению или статусу. Таким образом, человек при сексуальном взаимодействии может принимать на себя различные роли. В то же время в наших ранних работах показано, что глубинные представления субъекта, сформированные в процессе культурно-исторического опыта, становятся материалом для формирования возможной интерпретации символов в ситуации взаимодействия, на основе которой, бессознательно складывается подходящий социальный сценарий образа ролевого поведения как формы структурирования межличностных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

Через призму теоретических концепций К.Г. Юнга, Э. Нойманна, Дж. Хилмана и других исследователей в области аналитической психологии, предполагающих наличие глубинного слоя в структуре личности, который содержит прототипы образов, сюжетов, ролей, имеющих культурно-историческое происхождение и относящихся к ситуациям, принципиально значимым для любого сообщества людей (рождение, брачный союз, материнство, утрата, смерть, мы пришли к определению ролевых импозитов (impositio лат, первичный, основной) как глубинных основ ролевых моделей, задающих направленность поведения личности и проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности.

Получить достоверные сведения о характере сексуальности и гендерных ролей на ранних этапах человеческой истории практически невозможно. Доступная нам информация фрагментарна и подчинена искаженной интерпретации историков, находящихся во власти своих собственных культурных предпочтений.

В доисторический период и на ранних этапах развития человеческой истории (приблизительно от 7000 года до н. э. до 599 года н. э.) существовали религии, в которых люди поклонялись великим богиням, дарующим жизнь и наделенным другими важнейшими функциями. Практически во всех уголках мира женские божества превозносились как целительницы.

Но с течением времени люди все в большей степени стали осознавать роль мужчины в продолжении рода. В древних обществах начало преобладать родство по мужской линии. В результате религии поклонения верховным женским божествам стали притесняться более новыми религиями, во главе которых стояли боги-мужчины. В итоге навязывания и последующего принятия религий поклонения мужчинам изменилось и само восприятие женщины.

Представление о сексе как о средстве продолжения рода связывается обычно с иудейской и христианской традициями. Деторождение имело огромное значение для древних иудеев. История рабства и преследования вселила в них решимость сохранить свой народ, чтобы «плодиться и размножаться и наполнить землю» (Бытие 1:28) Однако «познание» своего сексуального партнера в браке также рассматривалось и как глубочайший физический и эмоциональный опыт (Carswell, 1969; Haffner, 1997).

В развитии сексологии можно выделить шесть условных периодов:

1. Период первобытных ритуалов и мифов.

2. Период наблюдений и описаний.

3. Клинический период.

4. Статистический период.

5. Психоаналитический период.

6. Психофизиологический период.

В отечественной литературе не существует специальных монографий, посвященных истории сексологических знаний, и лишь некоторые работы, такие, как публикации Г. С. Васильченко (1977,1989,1990), И. С. Кона (1988), Л. М. Щеглова (1996), содержат разрозненные сведения на эту тему.

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщина в интимной сфере. Прежние моральные, эстетические, правовые регуляторы поведения в сексуальной сфере отмирают, а вместо них постепенно и противоречиво утверждаются новые, требующие пристального изучения психологов, демографов, культурологов, социологов.

Следует отметить, что на Западе различные стороны современной сексуальной культуры различных групп населения очень активно исследуются. В нашей же стране только последние 10-15 лет стали появляться работы, посвященные анализу данной проблематики. В них чаще всего рассматриваются лишь отдельные явления, происходящие в нашем обществе в связи с либерализацией половой морали, утверждением некоторых, пришедших с Запада, норм поведения в интимной сфере. При этом результаты отечественных и западных исследований не сравниваются, а закономерные глобальные процессы объясняются сугубо российскими специфическими трудностями. Низкий уровень жизни, общая криминализация жизни в стране, разрушение общественного здравоохранения, угроза эпидемии СПИДа и инфекций, передаваемых половым путем, нечувствительность россиян к факторам социального и личного риска и угрозы смерти, связанная с такими культурно-историческими диспозициями, как фатализм, социальный мазохизм и беспомощность признаются как факторы, влияющие на отдельные стороны современной сексуальной культуры россиян, но специально не изучаются (Пичугина Т.А. 2003).

Между тем, в условиях возрождающегося сексуального дискурса стало очевидным не только определенное отставание нашей страны от других цивилизованных государств мира, но и то, что главные тенденции в динамике изменения сексуального поведения, содержании сексуальных установок населения России и многих западных стран совпадают. В России также происходит изменение отношения к детской сексуальности, снижение возраста сексуального дебюта, автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, эмансипация сексуальной мотивации от матримониальной, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы секс-индустрии. Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора.

Многие исследователи отмечают особенности развертывания сексуальной революции в нашей стране, начавшейся примерно на 15 лет позже, чем в странах Запада. Сексуальная революция в России совпала с глубинной трансформацией общества при переходе от социализма к рыночной экономике. В результате возникло определенное своеобразие проявления ее основных характеристик, связанных с либерализацией половой морали, с распространением внебрачных связей, с формами осуществления сексуального просвещения.

Все эти процессы требуют специального изучения с учетом особенностей их развертывания в ходе утверждения новых экономических, социально-политических отношений, тех духовных ценностей, которые регулируют повседневную жизнь человека.

Зрелая сексуальная культура брачных партнеров предполагает формирование и развитие способностей к сохранению тех чувственно-эмоциональных переживаний, которые когда-то побудили их создать семейную пару. Следовательно, в сфере коммуникации брачной пары возникает проблема развития культуры любви, как элемента сексуальной культуры (Пичугина Т.А. 2003).

Кросскультуральный подход позволяет рассмотреть вариативность сексуальной культуры, так как каждая культура устанавливает свой нормативный эротический код сексуальных отношений между мужчиной и женщиной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: