Часть 2. Психосексуальные стадии развития человека




Раздел психосексуального развития имеет ключевое значение в системе классических психоаналитических концепций. В развитии детского эротизма выделяется несколько стадий (фаз), соответствующих различным возрастным периодам (таблица 1).

Таблица 1-Стадии психосексуального развития по З.Фрейду.

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду (Freud S., 1905)
I Оральная (лат.: oris - рот) продолжается в течение первого года жизни
II Анальная (лат.: anus – задний проход) возрастной период примерно от одного года до трёх лет
III Фаллическая (Эдипальная) (греч.: phallos - половой член) примерно с трёх лет и заканчивается в шесть
IY Латентная (лат.: latentis – скрытый) начинается в шесть – семь лет и заканчивается в одиннадцать – тринадцать
Y Генитальная (лат.: genitalia – половые органы) продолжается с 11-13 лет до 18 лет

 

Freud считал, что слизистые оболочки тела могут быть физическим источником, исходящих из id импульсов. Они становятся эрогенными зонами (зонами получения удовольствия), на которых фиксируется либидо. Эти зоны крайне чувствительны и «ассоциируются с повышением и снижением напряжения, соответственно требованиям модели либидо» (Cloninger, 1996). В процессе созревания различные эрогенные зоны приобретают главенствующее значение в разном возрасте.

Для взрослых эрогенной зоной является область гениталий. В ранних периодах жизни центральное место занимают другие зоны: для младенцев – область рта, для ребенка после одного года – область анального отверстия.

Первой стадией психосексуального развития является оральная. Сексуальное удовольствие в этой стадии связано главным образом с возбуждением полости рта и губ, что происходит во время питания. Процесс питания имеет здесь особое значение, посредством него происходит организация объектных отношений. Например, любовные отношения с матерью «базируются на значении поедания и возможности быть съеденным» (Laplanche, Pontalis, 1988). Стадия возникает сразу после рождения и продолжается приблизительно до 12 месяцев.

Вторая - анальная стадия следует за оральной и длится ориентировочно от одного года до трех лет. В этой стадии происходит становление нейромышечного контроля над сфинктерами, в особенности над анальным сфинктером, что позволяет осуществлять волевой контроль над дефекацией или задержкой стула. Для анальной стадии характерно сочетание либидинозных стремлений с садистическими. Конфликты обусловлены «туалетным тренингом» над удержанием или выделением кала, включающим элемент сопротивления родителям и появлением желания противостоять их указаниям. Возникающие ситуации активизации амбивалентных мотивов способствуют развитию сепарации, выхода из симбиотических отношений.

Фиксация или депривация на оральной или анальной стадиях психосексуального развития приводит к развитию патологических черт характера. Причем «оральный характер» отличается от «анального». Оральный характер может включать чрезмерный оптимизм, сменяющийся пессимизмом в депрессивном состоянии; нарциссизм; зависимость от других, наряду с нереальными требованиями к ним; зависть и ревность.

Анальный характер проявляется, прежде всего, в триаде: аккуратность, скупость, упрямство. При отсутствии достаточных психологических защит усиливается амбивалентность, появляются неряшливость, беспорядочность, поведение приобретает вызывающие оттенки. Типична легко провоцируемая ярость. Обычно присутствуют садомазохистские и навязчиво-компульсивные особенности.

Уретральная стадия четко не описывалась Freud`ом, видимо потому, что она является переходной от анальной к фаллической стадии. Freud (1905) считал, что удовольствие, получаемое при мочеиспускании, имеет эротическое значение. Задержки мочеиспускания также, как и задержки дефекации сопряжены с сексуальным удовольствием. Потеря уретрального контроля в случаях энуреза часто является регрессией, реактивирующей состояния анального конфликта. Abraham (1920) обращал внимание на то, что при акте мочеиспускания у детей возникают фантастические представления всемогущества, обладания неограниченной силой созидания и разрушения.

Третья - фаллическая стадия иногда начинается уже в течение третьего года жизни и продолжается приблизительно до конца пятого начала шестого года. Фаллическая стадия характеризуется тем, что первичные сексуальные интересы смещаются в зону генитальных органов. Тем не менее, в противоположность генитальной стадии пубертатного периода, дети обоих полов в фаллической стадии осознают наличие только мужского полового органа. Разница между полами воспринимается в границах фаллической организации и организации, подвергшейся кастрации. Фаллическая стадия соответствует периодам кульминации и разрешения Эдипального комплекса. Во время этой стадии обнаруживаются переживания, характерные для комплекса кастрации. Страх кастрации может быть обусловлен как эдипальными желаниями, так и чувством вины в связи с мастурбацией.

Патологические черты, происходящие из фиксационной привязанности к фаллической стадии, многообразны, включая «почти все невротическое развитие» (Kaplan, Sadock, 1991), в то же время они в большей мере привязаны к страху кастрации у мужчин и зависти к пенису у женщин.

Эдипальный комплекс наиболее выражен в фаллической стадии, в возрасте трех – пяти лет. Исчезновение Эдипального комплекса обозначает окончание фаллической стадии и вход в латентную фазу психосексуального развития.

Четвертая - латентная стадия - с тадия относительной инактивности сексуального драйва. Захватывает период от пяти-шести до 11-13 лет.

В латентной стадии за «занавесом» спокойствия происходит интегрирование и консолидация более ранних приобретений психосоциального развития, обучение эффективной адаптации к среде. Ребенок обучается способности пользоваться различными объектами; формируется чувство уверенности в себе. Создается основа зрелой личности, способной получать удовлетворение от любви и работы.

По мнению некоторых аналитиков, в этом периоде могут проявляться элементы гомосексуальных аффилиаций, что, очевидно, является результатом слишком широкой трактовки. Здесь может наблюдаться стремление девочек и мальчиков к лицам своего пола. Обычно эти отношения не носят сексуализированного характера и объясняются классическими психоаналитиками имеющей место сублимацией – подменой либидинальной и агрессивной энергии аутодеструктивного драйва другими активностями, в число которых входят стремление к обучению, познанию нового, любознательность, креативность, стремление к игровой деятельности.

Интерес к исследованию окружающего мира, формирование важных навыков и обучение приводят к тому, что действия человека в контактах с окружающим миром и людьми становятся боле успешными и умелыми. Проблемы этого периода трактуются следующим образом. Возможное расширение сферы подавления драйвов может быть связано с вмешательством superego. Чрезмерное усиление регулятивных механизмов контроля способствует закладке паттернов поведения, которые в дальнейшем могут мешать развитию и качеству жизни человека. К таким паттернам относится стремление «уходить» из зоны познания и усвоения нового и склонность к повторению одних и тех же ригидных стереотипов, которым человек уже ранее обучился. Это повторение может иметь оттенки навязчивости, обусловленные возникновением сверхконтроля.

Проблема этого периода связана также с опасностью недоразвития в достаточной степени внутреннего контроля. Возникающие в дальнейшем личностные отклонения могут иметь разнообразные проявления. Отсутствие должного контроля отражается на снижении успеваемости, потере интереса к обучению, к самосовершенствованию, снижению интереса к формированию навыков.

Пятая - генитальная (подростковая) стадия занимает период от начала пубертатного возраста (11-13 лет) до раннего взрослого возраста. Стадия является продолжением фаллической фазы, прерванной латентным периодом. Физиологическое созревание, развитие гормональной системы приводит к интенсификации сексуального функционирования. Усиление либидо влияет на всю личностную организацию, происходит регресс, обостряющий конфликты предшествующих стадий. В то же время появляется возможность разрешения этих конфликтов на фоне формирования зрелой интегральной идентичности.

Интенсификация сексуального драйва происходит на предшествующем фоне подавленности этого драйва в латентной стадии, что может приводить к регрессии, имеющей большую степень выраженности, по сравнению с регрессией предшествующих стадий. Представленная на этой стадии регрессия затрагивает всю личностную организацию, что может выражаться в проявлении конфликтов, характерных для предшествующих стадий психосексуального развития (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В 2011).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: