Часть 7. Миф о суперженщине




Представляется возможность выделить несколько ос­новных мифологических подходов, с которыми постоян­но встречаются работающие женщины. К ним относятся мифы о слишком эмоциональной женщине, о неуверен­ной женщине, о женщине — рабочей лошади, о непро­фессиональной женщине и, наконец, о суперженщине. Краткое содержание приведенных мифов сводится к следующему.

Миф о слишком эмоциональной женщине гласит, что женщины «по своей природе» чересчур эмоциональ­ны, легко возбудимы, ранимы. Будучи во власти эмо­ций, они не способны рационально оценить ситуацию, принять правильное решение. У женщин страдает логи­ческое мышление, они не способны воспринимать крити­ку, склонны к истерикам.

Влияние этого мифа трудно переоценить. Достаточно обратить, например, внимание на то, что общество зна­чительно более терпимо к проявлению мужчинами бур­ных эмоциональных реакций, это редко вредит их про­фессиональной карьере. Женщина в то же время должна быть все время начеку, чтобы не сорваться, не проявить свой (даже обоснованный) гнев, так как это сразу же дискредитирует ее в глазах окружающих, будет в луч­шем случае рассматриваться в качестве признака ее сла­бости. Проявление эмоций работающей женщиной возможно в основном с глазу на глаз в личных отношени­ях, если таковые она устанавливает с кем-то из коллег, миф о чрезвычайной эмоциональности женщины мешает, естественно, проявлению ассертивного поведения, когда рациональная постановка вопроса, требование изменений, улучшении в организации труда, предложение новой идеи должны сопровождаться адекватной и иногда сильной эмоциональной реакцией. Миф о чрезмерной женской эмоциональности подавляет функционирование женской интуиции и снижает возможности творческого самовыражения.

Миф о неуверенной женщине проявляет свое влия­ние в исходном недоверии к женскому постоянству, в сформированном убеждении, что женщина всегда может подвести, что на нее нельзя полагаться в серьезных де­лах, что она не обладает достаточной сдержанностью. Многие женщины, находясь под давлением этих пред­ставлений, сами начинают верить в их правдивость и перестают доверять самим себе. В производственных отно­шениях миф способствует подозрительности к качеству работ, выполняемых женщинами, и приводит к ненужным многочисленным проверкам, контролю над деятельностью, в значительной мере снижая самостоятельность, затрудняя принятие независимых решений.

Часть 8. Миф о Дон Жуане

Мы рассмотрели одну сторону интересующей нас проблемы — проблему мифологизации женщины. Что мож­но сказать о другой, мужской стороне проблемы? Как обстоит дело с имиджами мужчин? Существует ли мужская мифология? Если да, то какое влияние она ока­зывает на общество, на сферу отношений между по­лами?

Попытаемся разобраться в этих, недостаточно осве­щенных в литературе вопросах.

Обратимся вначале к средствам массовой информа­ции. Как изображаются «типичные» мужчины в кино и на телевидении, в прессе?

Анализ показывает, что современный мужчина изо­бражается, как правило, поверхностно и упрощенно, несмотря на внешнее разнообразие описаний. Во многих посредственных кинофильмах и сериалах мужчин изображают лишенными черт мужественности — как недалеких, упрощенных, оторванных от дейст­вительности и к тому же неотесанных индивидуумов. В то же время в вестернах, приключенческих фильмах, де­тективах, фильмах ужасов мужчины изображаются без­жалостными, находящимися во власти хищных инстинк­тов, преследующими женщин, или мужественными, всег­да побеждающими суперменами. В произведениях ком­мерческой художественной литературы мы часто встре­чаемся с образом мужчины, находящегося во власти необузданных сексуальных желаний.

Упрощенный и односторонний характер изложения не может быть случайным, он всегда отражает систему представлений, основанных на мифологических образах, мифологическом мышлении. В связи с этим следует обратить внимание на одно, с нашей точки зрения, интересное обстоятельство. В литературе, касающейся во­просов мужественности и женственности, о мужчинах со­держится значительно меньше сведений, чем о женщи­нах. Более того, казалось бы «исчерпывающие» исследо­вания по вопросам мужской сексуальности (Kinsey et al., 1948; и др.) фиксируются в основном на вопросах сексуальной состоятельности и ее нарушениях, остав­ляя в стороне проблему психологии секса, интеллекту­альное и эмоциональное отношение мужчин к вопросам сексуальности. Такое явление тоже не случайно, так как отражает влияние на сознание находящихся в подсозна­нии категорических мифологически окрашенных пред­убеждений типа: для мужчины главное — получить сек­суальное удовлетворение любой ценой, все мужчины одинаковы, они только притворяются. Подобные пред­убеждения действуют как на мужчин, так и на женщин.

Одним из широко распространенных мифов о мужчине является, несомненно, миф о Дон Жуане, его мужской ненасытности, стремлении вступать в сексуальную связь с каждой привлекательной женщиной, встретив­шейся на его пути. Этот миф поддерживается в созна­нии женщины начиная с раннего детского возраста: ма­терью, отцом, а затем в более старшем воз­расте подругами. В воображении формируется образ сатира с жи­вотными низменными страстями. Как относятся мужчи­ны к этому мифу? Исследования показывают, что такое представление может вызывать положительные, хотя и скрываемые, эмоции и льстит самолюбию. В то же время исследования Pietropinto, Simenauer, (1978) показали, что 80% мужчин не считают для себя секс наиболее важ­ным удовольствием в жизни. Однако, находясь под вла­стью мифа о сексуальной ненасытности, мужчины, «чув­ствуют себя обязанными» соответствовать этой схеме, что сопровождается постоянной сексуальной озабочен­ностью, мыслями о необходимости сексуальных отноше­ний и об улучшении своей сексуальной жизни, изучении новых возможностей, применении новых вариантов отно­шений, сексуальных практик и др. У многих мужчин в сознании присутствует идея о необходимости иметь определенное количество сексуальных отношений, например, в неделю. Это коли­чество совершенно не отражает биологического желания, а обусловлено представлением о сексуальной «норме» сочетается со страхом показаться недостаточно мужественным, не соответствовать «идеалу».

В результате влияния мифа мужчины подвергаются риску развития импотенции, обусловленной подсознательным страхом оказаться не на уровне предъявляемых требований. Каждая неудачная попытка может привести к несостоятельности в последующих случаях, так как усиливается страх возможной неудачи. Фиксация внимания специально на половой функции часто приводит к драматическим результатам – полному исчезновению эрекции и к серьезной психической травматизации.

Часть 9. Миф о мачо

В данном случае речь идет об особом стиле, иногда даже говорят об осо­бой этике мачо. Она заключается в акцентировании средневекового представления о том, что женщина под­чиняется во всем мужчине, который «руководит ею», до­биваясь выполнения своих желаний. Согласно этике мачо все женщины — «низшие существа», которых нельзя серьезно брать в расчет при принятии каких-либо реше­ний. Презрительное и унижающее отношение к женщинам не распространяется лишь на одну из них — собственную мать, которая возводится на пьедестал и воспринимается как святая. Мужчина с комплексом мачо может иногда переносить свое отношение к матери на женщину, обычно, когда она уже в пожилом возрасте, что не мешает ему постоянно изменять ей.

В основе этики мачо лежит как раз отношение к женщине как к сексуальному объекту, желаемому и в то же время презираемому. Отношение к женщине как к личности для мачо мало возможно лишь в случае исключения сексуальных отношений. Мачо постоянно подчеркивает свою мужественность. Для него типично «жесткое» поведение, соответствующее имиджу сильного мужчины. Он интересуется всеми атрибутами, подчеркивающими его мужские качества и достоинства, включая стиль одежды, манеру разговора, курение, употребление алкоголя. Мачо считает для себя «позорным» проявить сентиментальность, участие, сопереживание с женщиной, находящейся с ним в сексуальной связи. Он стремится как можно чаще менять сексуальных партнерш и любит демонстрировать это поведение перед своими знакомыми и друзьями.

Мужчины с комплексом мачо избегают контактов с психологами, стараются уходить от любых попыток разобраться в своих переживаниях и межличностных проблемах.

Этика мачо в настоящее время свидетельствует, как правило, о наличии серьезных психологических проблем, о выраженности комплекса ангела-проститутки, в частности, поскольку она представляет собой защитную реакцию на этот комплекс, скрывающую чувство тревоги перед осознанием содержания своих переживаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: