ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ




С. Д. Забрамная Е. Ф. Сегалевич

МГПИ имени В. И. Ленина

ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Глубокое и всестороннее изучение учащихся необходимо для повышения эффективности учебно-воспитательного про­цесса. Зная индивидуальные особенности каждого школьника, педагог имеет возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия. Систематическое и целенаправленное изучение позволяет проследить динамику развития детей, своевременно находить новые направления ра­боты с ними, прогнозировать их состояние, дать рекомендации в выборе профессии, обеспечить их максимальную реабилита­цию.

Важно соблюдать выработанные советской дефектологией принципы изучения ребенка: комплексность изучения, преду­сматривающую участие в этой работе специалистов-врачей, пе­дагогов, логопеда; всестороннее и целостное изучение, исследо­вание всех сторон личности ребенка: познавательной и эмоцио­нально-волевой деятельности, поведения, физического разви­тия. Очень важным является принцип динамического изучения, который предусматривает исследование ребенка в разви­тии.

Началу занятий в школе предшествует ознакомление педа­гогов с личными делами детей (медицинской и педагогической документацией). Следует обратить внимание на состояние слуха, зрения, чтобы правильно определить место ребенка в классе. Если он уже учился в школе, то проанализировать его письменные работы, установить характер ошибок. Из характе­ристики педагог получит сведения о личностных качествах ре­бенка, особенностях поведения, которые необходимо учитывать с первых дней обучения. Если возможно, необходимо побеседо­вать с матерью и родными ребенка.

С первых дней пребывания ребенка в школе начинается его целенаправленное изучение всеми педагогами, работаю­щими с ним (учителями класса, учителями музыки и пения, физкультуры, ручного труда, воспитателями). Важно, чтобы изучение школьников органически включалось в учебно-воспи­тательный процесс. Оно не должно быть самоцелью, но о нем следует постоянно помнить, чтобы учитывать все изменения, которые происходят в развитии ученика, определять пути и средства дальнейшей работы с ним.

В детских учреждениях для умственно отсталых детей (са­дах, школах, детских домах) принято вести дневники наблю­дений. На первых страницах дневника записываются общие сведения о ребенке, домашний адрес, место работы родителей, данные из истории развития, диагноз, данные детского сада, школы, семьи (после обследования педагогом условий домаш­него воспитания). Все эти сведения должны быть всегда под рукой у педагогов. Затем начинаются записи текущего изуче­ния детей.

Обязательным требованием к ведению дневника является регулярность записей и анализ наблюдений. Записывается не все подряд, а лишь то, что характеризует личность и особен­ности ученика, отражает продвижение в его развитии или сви­детельствует об ухудшении состояния. Записи должны быть точными и объективными. Фиксируется сам факт, а не обоб­щенное мнение педагога о нем. Нельзя откладывать записи.

Частота записей в дневнике определяется потребностями изучения ребенка. Обычно записи делаются 2—3 раза в месяц. В тех случаях, когда необходимо уточнить решение медико-пе­дагогической комиссии или у детей отмечаются какие-то изме­нения в поведении и т. п., записи должны быть более частыми, даже ежедневными (по мере проявления тех или иных имею­щих значение особенностей личности). Анализ этих материа­лов позволяет своевременно принять соответствующие меры медицинского и педагогического воздействия.

В дневник вносятся не только личные наблюдения классно­го руководителя, но и наблюдения других педагогов, технического персонала, родителей других учеников и т. п. В этом слу­чае обязательно следует отметить, с чьих слов сделана запись и какова была реакция наблюдавшего на поступок ученика, его отношение к ребенку.

Очень полезно фиксировать в дневнике (в тех случаях, ког­да это необходимо) приемы педагогического воздействия и ре­акцию ученика на это воздействие, наблюдать и фиксировать отдаленные результаты педагогического воздействия.

Интересной и полезной формой изучения учащихся являет­ся «малый педсовет» (по Ю. К. Бабанскому — «медико-педаго­гический консилиум»). Это совещание всех педагогов, рабо­тающих в данном классе (воспитательской группе), с участием логопеда и врача. Его организует классный руководитель.

На первом совещании на основании анализа документов классный руководитель дает краткую характеристику каждому ученику, выделяя сведения, необходимые для правильной ор­ганизация учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы. Намечается система единых требований к ученику.

«Малые педсоветы» собираются 1 — 2 раза в четверть. Их цель — выявить эффективность педагогического воздействия на ученика, динамику его развития, изменения в поведении и успеваемости для определения путей и средств дальнейшей ра­боты с ним. В ходе обсуждения используются материалы дневника наблюдений.

Очень коротко обсуждаются особенности личности, позна­вательной деятельности, характер, поведение каждого учени­ка, его взаимоотношения с одноклассниками, учащимися дру­гих классов, взрослыми в школе, положение и отношения уче­ника в семье.

Дневники наблюдений оказывают большую помощь при подготовке к медико-педагогическим конференциям. Эти кон­ференции проводятся 2 раза в учебном году.

Цели конференций зависят от уровня дефектологической подготовки, квалификации и опыта педагогического коллекти­ва школы. В школах, где нет дефектологов и опыт работы пе­дагогов с умственно отсталыми школьниками невелик, на пер­вых конференциях рассматриваются типичные случаи всех форм слабоумия (осложненные и неосложненные формы оли­гофрении, травматическое слабоумие и т. п.) и пути работы с умственно отсталыми каждой категории.

В тех школах, где дефектологическая квалификация педа­гогического коллектива достаточно высока, на медико-педаго­гических конференциях анализируются характеристики наибо­лее сложных в обучении и поведении учащихся, сложные для диагностики случаи или редкие формы слабоумия.

Фамилии 2—-3 учащихся, намеченных для обсуждения на очередной медико-педагогической конференции, объявляются коллективу в начале полугодия, с тем, чтобы все педагоги на протяжении нескольких месяцев могли вести целенаправлен­ное наблюдение за этими детьми в учебное и внеучебное время.

Одноврменно педагоги получают список литературы, посвя­щенный особенностям данной формы слабоумия. Это помогает им в теоретической подготовке к конференции.

Педагоги, непосредственно работающие с учащимися, наме­ченными для обсуждения на конференции, ведут особенно тща­тельные наблюдения, фиксируемые в дневнике наблюдений. В случае необходимости проводится специальное психолого-педа­гогическое обследование с использованием экспериментально-психологических методик. Врач и логопед проводят углублен­ное обследование этих учеников.

Классный руководитель (в интернате — вместе с воспита­телями) составляет подробную характеристику ученика, кото­рая вместе с медицинским заключением, логопедической кар­той и заключением логопеда зачитывается и обсуждается на медико-педагогической конференции.

На конференции подчеркиваются те особенности личности умственно отсталого школьника, которые обусловлены формой его слабоумия, а также его индивидуальные черты. Это помога­ет педагогам-дефектологам разобраться как в типичных фор­мах слабоумия, так и в их конкретных проявлениях и путях помощи ученикам. С этой целью, готовясь к конференции, пе­дагоги, врачи и весь персонал, работающий с ребенком, анали­зируют его успехи и неудачи, а также результаты оказанной ребенку помощи. На конференции каждый из специалистов вы­сказывает свое мнение. В случае необходимости обследуют ребенка.

Одна из задач медико-педагогических конференций — вскрыть причины и наметить пути коррекции имеющихся у де­тей отклонений в развитии, выработать пути единого педагоги-чеекого подхода с учетом индивидуальных особенностей ре­бенка.

Медико-педагогические конференции — прекрасная школа повышения профессиональной квалификации дефектологов.

Педагогическая характеристика — итог определенного эта­па изучения ученика. Первая детальная психолого-педагогиче­ская характеристика ученика составляется после полугодового пребывания его во вспомогательной школе и внимательного пе­дагогического изучения учителями и воспитателями.

План характеристики

1. Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Дата рождения. Диагноз. Посещал ли дет­ский сад. Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился.

2. История развития

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в до­школьном возрасте.

3. Семья ребенка

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи. Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение чле­нов семьи к ребенку.

4. Физический статус

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост, упитанность и т. д.). Состояние моторики. Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навяз­чивые движения). Координация движений. Состояние анализиторов (зрение, слух и т. д.). Наличие хронических заболеваний. Утомляемость.

5. Особенности познавательной деятельности

5.1. Внимание.Объем. Устойчивость. Переключаемость. Осо­бенности произвольного и непроизвольного внимания.

5.2. Восприятия. Скорость, объем, полнота, точность, осмысленность. Особенности зрительных, слуховых, тактильных восприя­тий. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени.

5.3. Память. Быстрота, полнота, прочность запоминания.
Особенности запоминания цифрового, фактического и словес­ного материала. Особенности и объем преднамеренного и не­преднамеренного запоминания. Осмысленность, точность, полнота воспроизведения. Ис­пользование приемов запоминания и припоминания. Наличие и особенности логической (смысловой) памяти. Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, сме­шанная). Индивидуальные особенности памяти.

5.4. Особенности речи.Уровень речевого развития. Темп и
ритм речи. Дефекты произношения. Особенности голоса. Эмо­циональная окраска речи. Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря. Грамматический строй речи. Состояние диалогической и повествовательно-описательной речи. Особенности письменной речи.

5.5. Мышление.Особенности анализа и синтеза. Сравнения:
правильность, полнота. Наличие многоступенчатого анализа и
сравнения. Особенности сравнения зрительно воспринимаемых объектов и словесного материала. Особенности обобщения и конкретизации. Уровень развития мышления (наглядно-образное, нагляд­но-действенное, словесно-логическое). Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Умение устанавливать причинно-следственные зависимо­сти. Понимание главного в тексте, сюжете. Способность делать самостоятельные выводы.

6. Эмоционально-волевая сфера

Глубина, устойчивость чувств. Преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости. Наличие аффективных вспышек. Особенность воли. Подчиняемость. Внушаемость. Проявле­ния негативизма. Наличие дружеских я родственных чувств. Наличие патологических влечений.

7. Общеучебные умения и навыки

Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебни­ком, тетрадью. Умение планировать свою деятельность, работать по плану. Навыки самоконтроля. Особенности и трудности усвоения новых знаний, формиро­вания умений и навыков, применения усвоенных знаний и уме­ний. Самостоятельность в усвоении и применении знаний. Уме­ние подбирать собственные примеры к изученным правилам, объяснять свои действия. Наличие и особенности переноса знаний и навыков в новую ситуацию.

8. Особенности усвоения отдельных учебных предметов

Отношение к учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и порицанию. Особенности овладения трудовыми умениями и навыками. Отношение к урокам труда и трудовой деятельности. Самостоя­тельность.

9. Особенности личности

Направленность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. По­ведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоя­тельность поведения. Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Ме­сто и роль в коллективе. Наличие конформизма. Социализация личности.

10. Педагогические выводы и рекомендации

В конце каждого учебного года составляется дополнение к характеристике. В нем отмечается учебная деятельность уче­ника за прошедший учебный год, изменения в его поведении и положении в коллективе, новые личностные качества. Обяза­тельно указывается достижение намеченных целей и эффектив­ность приемов коррекционно-воспитательного воздействия на ученика и намечаются цели и пути индивидуальной работы с ним на новый учебный год. Для удобства работы и выявления динамики развития уче­ника хорошо как первую подробную характеристику, так и все ежегодные дополнения к ней оформлять в одной тетради, за­вершая каждую запись датой ее составления и подписями клас­сного руководителя и воспитателей, коллективно составивших характеристику. Характеристика хранится в личном деле уче­ника.

Четкая, целенаправленная система изучения учащихся вспомогательной школы помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способ­ствует повышению его эффективности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: