СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНАНИНОВ (ЛИЧНОСТЬ И СБОРНИК «ОТЕЧНИК») - ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.




Г - 210 лет со дня рождения и 150 лет со дня смерти святителя Игнатия (Брянчанинова).

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНАНИНОВ (ЛИЧНОСТЬ И СБОРНИК «ОТЕЧНИК») - ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

В статье затронута история становления личности неординарного человека 19 века, аристократа, любимца императора Николая I, впоследствии ставшего святителем Игнатием (Брянчаниновым). В своем сборнике «Отечник» он переложил с греческого и латинского языков на русский изречения и жизнеописания древних святых отцов. «Отечник» является ярчайшим примером и подражанием для сохранения и гармоничного развития человека в современном обществе.

Ключевые слова: святитель Игнатий (Брянчаниновым), Отечник, святые отцы, Бог, божественное учение, духовная жизнь.

Manukhina Svetlana Yurievna

St. Ignatius Bryanchaninov (personality and book «Otechnik») - a way to preserve the harmonious development of man in the modern society.

The article touches upon the history of the formation of the personality of the extraordinary man of the 19th century, the aristocrat, the favorite of Emperor Nicholas I, who later became Saint Ignatius (by Brianchaninov). In his book «Otechnik» he shifted from Greek and Latin into Russian sayings and biographies of the ancient Holy fathers. «Otechnik» is the clearest example and imitation for the preservation and harmonious development of man in the modern society.

Keywords: St. Ignatius (by Brianchaninov), Otechnik, the Holy fathers, God, doctrine, spiritual life.

Аристократ, блестяще образованный молодой человек, любимец императора Николая I, неожиданно для всего светского окружения и родителей, пишет прошение об отставке, чтобы уйти на служение в монастырь. Речь о Дмитрии Александровиче Брянчанинове, ставшего впоследствии святителем Игнатием, имя которого золотыми буквами вписано в русское свято-отеческое наследие.

Какое отношение его персона имеет к homo loquens? Как показывают исследования его жизни и творений, самое прямое. Латинский термин homo loquens означает - человек, участвующий в речевой коммуникации.

Согласно Аристотелю речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего.

Так кто же он Игнатий Брянчанинов? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Кратко остановимся на личности самого святителя Игнатия.

В Вологодской епархии он родился, начал духовную жизнь, принял монашеский постриг и первые монашеские послушания.

В Санкт-Петербурге случилось то, отчего он резко изменил свой образ мыслей, а впоследствии и жизни.

Святитель Игнатий был незаурядным человеком. Он был родственником Алексея Николаевича Оленина - российского государственного деятеля, историка, археолога, члена Российской академии, Академии художеств, директора Императорской Публичной библиотеки.

Юнкер Дмитрий Брянчанинов, учащийся Военно-инженерного Училища, посещал знаменитый оленинский кружок. Салон Оленина считался одним из самых модных в Петербурге. В художественных и литературных кругах его называли «Ноевым ковчегом», Постоянными посетителями вечеров в салоне были Пушкин, Крылов, Гнедич, Кипренский, Грибоедов, братья Брюлловы, Батюшков, Стасов, Мартос, Федор Толстой и многие другие выдающиеся люди того времени.

Именно там, под влиянием знаменитостей молодой человек учился писать. Его первые опыты до нас не дошли. Но то, что святитель Игнатий Брянчанинов подготовил к печати уже в зрелые годы является настольной книгой людей, живущих духовной жизнью.

Так, что же все-таки произошло, когда от жизни, о которой миллион людей и мечтать не смеют, он уходит в жизнь монашескую?

В своем произведении «Плач мой» он пишет:

«Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих. Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии, но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвой и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою. Когда я был пятнадцатилетним юношей, несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моем. Но я не понимал ее, я полагал, что это — обыкновенное состояние всех человеков.

Таким вступил я в военную и вместе ученую службу, не по своему избранию и желанию. Тогда я не смел, не умел желать ничего: потому что не нашел еще Истины, еще не увидел Ее ясно, чтоб пожелать Ее! Науки человеческие, изобретения падшего человеческого разума, сделались предметом моего внимания: к ним я устремился всеми силами души; неопределенные занятия и ощущения религиозные оставались в стороне. Протекли почти два года в занятиях земных: родилась и уже возросла в душе моей какая-то страшная пустота, явился голод, явилась тоска невыносимая — по Богу. Я начал оплакивать нерадение мое, оплакивать то забвение, которому я предал веру, оплакивать сладостную тишину, которую я потерял, оплакивать ту пустоту, которую я приобрел, которая меня тяготила, ужасала, наполняя ощущением сиротства, лишения жизни! И точно — это было томление души, удалившейся от истинной жизни своей, Бога. Вспоминаю: иду по улицам Петербурга в мундире юнкера, и слезы градом льются из очей!.. 1»

Ни в императорском военно-инженерном училище, ни в самом высшем светском обществе Дмитрий Брянчанинов не нашел покоя.

«Я спрашивал у наук: «Что вы даете в собственность человеку? Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Науки! Дайте мне, если можете дать, что-либо вечное, положительное, дайте ничем не отъемлемое и верное, достойное назваться собственностью человека!» — Науки молчали 1 ».

Но молодой человек не сдавался. Он искал истину.

«Ах, в каком тяжком недоумении плавала душа моя! Как она томилась ужасно! Какие на нее восставали волны сомнений, рождавшиеся от недоверчивости к себе, от недоверчивости ко всему, что шумело, вопило вокруг меня, — от незнания, невидения истины.

И начал я часто, со слезами, умолять Бога, чтоб Он не предал меня в жертву заблуждению, чтоб указал мне правый путь, по которому я мог бы направить к Нему невидимое шествие умом и сердцем. Внезапно предстает мне мысль... сердце к ней, как в объятия друга. Эта мысль внушала изучить веру в источниках — в писаниях святых отцов. «Их святость, — говорила она мне, — ручается за их верность: их избери себе в руководители». — Повинуюсь.

Нахожу способ получать сочинения святых угодников Божиих; с жаждою начинаю читать их, глубоко исследовать. Прочитав одних, берусь за других, читаю, перечитываю, изучаю. Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви? — Это их согласие, согласие чудное, величественное. Осьмнадцать веков, в устах их, свидетельствуют единогласно единое учение, учение Божественное! 1 »

В учении святых отцов он нашел истину в том, что единственным путем к спасению, является следование, подражание наставлениям святых отцов. Мысль эта все тверже и тверже укреплялась в нем.

Она «соделалась камнем основным для духовного созидания души моей! Эта мысль соделалась моею звездою путеводительницею! Она начала постоянно освещать для меня многотрудный и многоскорбный, тесный, невидимый путь ума и сердца к Богу. — Взглянул на религиозный мир из этой мысли и увидел: причина всех заблуждений состоит в неведении, в забвении, в отсутствии этой мысли…Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу. С этим намерением начал рассматривать монастырское и мирское духовенство » 1.

И наступила развязка, которая грянула, как гром среди ясного неба. Брянчанинов пишет прошение об отставке.

Он рассчитывал на то, что свою жизнь посвятит на «исследование и искание Его (Бога), на служение Ему, всю земную жизнь мою! … Бог, Сам Бог, мыслью благою уже отделил меня от суетного мира » 1.

«Это решение,- пишет он,- научило меня, что жизнь земную должно проводить в приготовлении к вечности, как в преддвериях приготовляются ко входу в великолепные царские чертоги. Оно показало мне, что все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества — пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети » 1.

Таким образом, произошло превращение внешнего, великосветского, молодого человека в человека внутреннего. Таким является для нас оратор духовных произведений. На одном из них «Отечнике» остановимся и поразмыслим.

Игнатий Брянчанинов, помимо своего основного епископского служения, как только выпадало время, всегда писал. Согласно учению Аристотеля о речи, зададимся его вопросом: почему он это делал? О чем он писал? Для чего?

Во - первых, Святитель Игнатий сам это объясняет: «Времена чем дальше, тем тяжелее. Христианство как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, удаляется... » 1.

«Скажу здесь о монастырях российских мое убогое слово, слово — плод многолетнего наблюдения. Может быть, начертанное на бумаге, оно пригодится для кого-нибудь! — Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская» 1.

Во- вторых, сам пройдя суровую школу в выборе наставника, он приобрел опыт, который он хотел раскрыть всем.

«Я желал быть под руководством наставника, но не привелось мне найти наставника, который бы вполне удовлетворил меня, который был бы оживленным учением отцов » 1.

В - третьих, святитель Игнатий в «Отечнике» выступает, как субъект филологии. Это означает, что в своем произведении он проявляется не только, как филолог - исследователь и, как «потребитель» филологических знаний, добытых другими филологами-исследователями. То есть Игнатий Брянчанинов не переводил с греческого и латинского языков, а перелагал учения святых отцов. Это является особенно ценным.

Вот далеко не все авторы, которые были переложены на современный русский язык святителем: Антоний Великий, Авва Арсений, Авва Аполлос Великий, Авва Афанасий, Александр, патриарх Антиохийский, Григорий Богослов, Авва Евлогий, пресвитер Авва Исаия, отшельник, Авва Исаак Сирский, Авва Иоанн Колов, Авва Макарий Великий, Авва Пимен Великий, Авва Сисой Великий, Святитель Тихон Воронежский. Список этот включает более 50 имен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: