Матери, не способные в силу тех или иных жизненных обстоятельств, заботиться о ребенке, составляют группу риска по девиантному материнству.




Игровой этап и взаимодействие со сверстниками в дошкольном возрасте.

Развитие родительства в игровой деятельности, в процессе сюжетно-ролевой игры в «Дочки-матери», в «Семью». Происходит отождествление куклы с младенцем, формирование положительного эмоционального отношения к образу ребенка (к кукле). Это характерно и для мальчиков, они при помощи взрослых с удовольствием и важностью берут на себя роль «отца семейства». Это маленький опыт и примеривание на себя «семейных ролей».

3) Этап няньчания. Контакт ребенка с младенцем братиком, сестричкой, родственником, соседским малышом. В этот период происходит освоение навыков и стилей взаимодействия с живым ребенком; закрепление на живом младенце всех сформированных прежде компонентов родительства; появление индивидуального переживания от осуществления взаимодействия с ребенком; участие во взрослой деятельности; формирование основы развития потребности в будущем СОБСТВЕННОМ родительстве; формирование понимания и отношения к ребенку как к ценности, потребность в его охране и заботе о нем. После удачного опыта пропадает чувство страха и брезгливости к малышам.

4) Этап полового созревание и воспитания. Какие установки, знания, опыт приобретает подросток в пубертатный период, как относится к ранней половой связи, контрацепции, ранней беременности, абортам, сохраняется ли желание в будущем быть матерью или отцом, появляются ли конкурирующие ценности – карьера, материальное благополучие, нежелание менять образ жизни и телесные контуры?

5) Появление своего ребенка, отработка полученных знаний, этап конкретизации развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

6) Сепарация -завершающий этап развития родительской сферы. Умение «отпустить» повзрослевшего ребенка от себя, дать ему возможность получать самостоятельный жизненный опыт.

Каждый этап является фундаментом построения и формирования родительской компетенции.

 

Что понимается под родительской готовностью?

В такой готовности можно выделить пять основных блоков:

1. личностный ресурс;

2. эмоциональный ресурс;

3. когнитивный ресурс;

4. операциональный;

5. психофизиологический.

Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвязано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической профилактической и коррекционной работы.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному (отказ) родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции.

При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется не просто оказание социальной помощи, а оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком.

Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля принятия и воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества.

Матери, не способные в силу тех или иных жизненных обстоятельств, заботиться о ребенке, составляют группу риска по девиантному материнству.

Цель работы с матерями группы риска – оказание поддержки женщинам в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.

Принципы работы с матерями группы риска:

· соответствие содержания поддержки потребностям матерей, которые представляют собой крайне разнородную группу,

· избегание стигматизации матерей группы риска,

· поддержка переживания собственной компетентности матерей,

· гибкость в применении методов воздействия, избегание прямого давления.

Задачи сопровождения матерей:

Личностный ресурс:

· Содействие формированию положительного отношения к ребенку с начала его жизни.

· Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).

· Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.

Эмоциональный ресурс:

· Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.

· Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.

· Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.

· Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).

Когнитивный ресурс:

· Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.

· Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».

· Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.

· Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.

· Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.

· Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.

· Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.

Операциональный ресурс:

· освоение практик обращения с младенцем

· обучение взаимодействию и занятиям с ребенком

Психофизиологический ресурс:

В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери:

· ознакомление с рациональной организацией труда и рабочего пространства при уходе за младенцем,

· формирование практических навыков применения различных методов саморегуляции,

ориентация семьи на оказание поддержки матери.

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства.

В практике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; освоение элементарных навыков ухода за ребенком.

Но теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях: повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком; оптимизация мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетентности; коррекция онтогенетического развития материнской сферы. Именно эти факторы будут являться профилактикой социального сиротства.

Попробуйте сами себе задать несколько вопросов: Что Ваша мама рассказывала о своей беременности, родах, о раннем периоде Вашей новорожденности? За что мама ругала в детстве, а за что хвалила? Как жалела? Часто ли заглядывала в глаза, прикасалась к Вам? Вспомните, любили ли играть в куклы в детстве, как и с кем играли, принимала ли мама и папа участие в этих играх? Когда Вы впервые увидели младенца, что Вы делали, какие получили впечатления? Как протекало Ваше физическое взросление, первый опыт интимных отношений? Как сейчас складываются Ваши взаимоотношения с ребенком???

Эти вопросы сформулированы не случайно, давайте представим, что через несколько лет мы их зададим нашим детям, им будет что рассказать? Получат ли они, пройдя опыт формирования родительского онтогенеза, возможность стать хорошими родителями? Или расскажут о том, что мама и папа не часто вспоминали и рассказывали о том, какими чудными малышами они были, редко заглядывали в глаза и обнимали. Что куклы были дорогими и красивыми, но играть в них в дочки-матери было не с кем, да и трудно себе представить Барби и Винкс в виде малыша, которого можно поняньчить, уложить, покормить. А над мальчишками смеялись при их желании поучаствовать в «девчачьей» игре? Что новорожденных они не видели, т.к. выросли единственным ребенком в семье, да и во дворе не было мамочек с колясками, а при редкой возможности увидеть в гостях малыша взрослые к нему не подпускали? Что взрослели они самостоятельно, черпая сомнительную информацию о половом созревании и интимной жизни от подружек и друзей, в СМИ, а откровенного разговора с близкими или специалистами не было? А самое главное, что потребности стать мамой и папой у них не возникает, есть интересная жизнь, возможность заниматься карьерой, не лишать себя удовольствий и впечатлений. И организм реагирует на этот подсознательный «заказ» проблемами в репродуктивной сфере. А вот это уже страшно!

Так что, вспомним еще раз о том, что родительство - это опыт трех поколений и вы - сейчас важное звено в формировании у наших детей адекватного опыта, желания и потребности в свое время принять в этот мир с радостью нового малыша!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: