Сложение художественных культур на территории Древнего востока.




 

I. Основные этапы формирования художественных культур на территории Месопотамии и соседних с ней стран.

Начало сложения Месопотамской цивилизации относят к середине 6-го тысячелетия (заселение началось между реками Тигр и Евфрат).

Особенности:

- появляются ирригационные системы;

- на территории нижнего течения Евфрата формируются отдельные каналы и возникают самостоятельные и самодостаточные поселения (в связи с особенностями разливов Евфрата не требующих единой системы);

- самодостаточность города-государства приводит к специфическому строению города (храм, посвященный богу-покровителю города, самостоятельная власть, соответствующий пантеон). Миром управляет совет богов, и тот бог выступает председателем пантеона, чей город является своеобразной столицей;

- зависимость бога от судьбы – Ме (благодать). Все зависит от судьбы. Первые тексты – космогонического характера (заговоры для привлечения благодати). Царь – богоизбранный, смертный, обретение царской власти возможно лишь при приобретении сакрального брака.

Урук – единственный город, находящийся под покровительством самодостаточного божества женского пола, Инанны (Женские божества были в основном или ипостасью мужского божества, или их супругами). К концу 4-го тысячелетия складывается противоречивая система: Инанна, будучи замужем могла оставаться незамужней. Именно в этом городе возникает процедура сакрального брака. Такой процесс получения власти не предусматривал передачу власти по наследству.

Загробный мир представляется, как мир, обнесенный семью стенами, в котором темно, не хватает еды и воды, вне зависимости от социального статуса при жизни. Только в середине III тысячелетия до н.э. формируется праздник предков, один день в году, во время которого умершие могут подняться на землю, увидеть свет, поесть и попить вволю. Эта особенность восприятия загробной жизни ориентировала на обретение земной славы, что, в результате, составит львиную долю искусства Месопотамии.

Основным текстом (в начале II тысячелетия до н.э.) становится эпос – сказания о настоящих, реально живших людях, обрастающие мифологическими подробностями и (первый героический эпос – эпос о царе Этане). В нем формулируется принцип отношений между смертными и богами. Под действием эпоса формируются понятия:

- сильной личности;

- бесстрашия;

- эпос становится основным иллюстрационным моментом, материалом для тиражирования, во время обучения письменности;

Письменность складывается на рубеже 4-3го тысячелетий, и получает развитие в первую очередь в храмах. Письменность изначально была системой ведения счета, поэтому обучение письму было более доступным, нежели в Древнем Египте, где это было сакральным мастерством. Учились писать, переписывая эпос и биографии царей (основные тексты культуры). Центральным героем культуры становятся царь-воин и его деяния. По-другому складываются иные каноны, сформировавшиеся в конце 3-го тысячелетия, фиксирующий представления о том, каким должен быть царь.

II. Основные центры и этапы сложившейся культуры на территории Месопотамии.

 

Основные процессы – заселение, сложение культурных основ, моделей мироздания.

1. Этап додинастического шумера (середина 6 – конец 4 тысячелетия до н.э.).

Фиксируются два культурных компонента:

- шумеры (расселяются в нижнем течении Евфрата, язык не имеет аналога);

- семитские племена (на севере Евфрата);

Они сосуществуют с местным, автохтонным населением (носители «бананового» языка). Формирование гетерогенной культуры (основанной на трёх компонентах, при отсутствии приоритета какого-либо из них, открытость к заимствованию, отсутствие столкновений между культурами).

Для шумера характерно формирование однородной культуры в связи с вышеуказанным.

Перед культурой Месопотамии встает вопрос о том, как же сохранить свою собственную культуру при огромном потоке и влиянии других. Этому (сохранению) способствовал идеологический эпос, свой канон (первые храмовые постройки, типы статуй и приоритетные формы).

2. Протописьменный период (3 – 2 тысячелетия до н.э.)

Укрепление городов, расцвет искусства, он подготовил почву для этапа наиболее высокого расцвета культуры.

3. Период раннединастического шумера (2570 – 2340 (10) гг. до н.э.)

А) Традиция сакрального брака;

Б) Искусство около 2500г. до н.э.: постепенно, на смену представления о правителе-жреце, приходят представления о правителе-военачальнике. Это связано с укрупнением городов нижнего Евфрата, наивысшая фаза экономического развития. Возникновение централизации (из-за развития торговли). Формируются 2 центра – юг (Ур) и север (Акада). Около 2300г.: конфликты между югом и севером. Побеждает север, XXIV-XXIIвв. На территории Месопотамии возникает Аккадское царство.

Программа Аккадского царства:

- единоличная власть правителя;

- культ правителя;

- агитационная идеология;

Аккадское царство пало под натиском Кутий, с середины XXIIв. – кутийское нашествие. Так как они не владели земледельческими технологиями, и в связи с этим не стали разрушать готовое устройство (ирригационные системы) и обложили данью Месопотамию. Лагаш – центр сбора дани, становится подобием централизованного города-государства.

Искусство шумеро-аккадского периода делится на:

- Художественную культуру II династии Лагаша (формируется идеологический канон)

- Художественную культуру III династии Ура (заимствуется идеологический канон у Лагаша)

В конце III тысячелетия идеологический канон завершает свое формирование. Искусство получило возможность выйти за границы государствава.

 

III. II тысячелетие.

А) Вавилон превращается в центр вновь централизованного государства. Зона вавилоно-эламской культуры. В ее рамках искусство существует в рамках идеологического канона II династии Ура.

Б) Переход от государства ранней древности к государству имперского типа. Разрушение сельской общины общинной собственностью на землю. Формирование идеологии централизованного государства.

В) Территория Малой Азии, хетто-хаитской культуры. В XVIIIв. до н.э. формируется процесс разделения индоевропейской языковой семьи. Хеты занимают территорию Малой Азии, здесь проходят не многие торговые пути, земли для земледелия не самые выгодные, в связи с чем государство идёт по пути формирования военного союза (война – важнейший способ поддержания экономического благополучия). Хеты изобретут город-форт. Позже на эту территорию спускаются с Кавказа Хаиты. Они занимают место между хеттскими и месопотамскими территориями. Культура – переваривание заимствованных культур и дальнейшее создание на этой базе своей собственной.

 

Зона юго-восточного средиземноморья.

 

Города на побережье расположены тесно друг к другу, мало земель для земледелия, экономический цикл выстроен на торговле (сухопутной и морской), из этого следует отсутствие централизованной власти. Города самодостаточны, сформированы из отдельных торговых кварталов. Культура выстроена по принципу мозаики. Искусство становится предметом продажи. Ремесленное производство – продукция сувенирная, подражательная традиция, памятники лишены идеологического содержания. Максимальный охват потребителя.

 

Зона сиро-палестино-финикийской культуры.

 

В XIIв. до н.э. климатический и экономический кризисы вызвали крупное переселение народов. Ряд цивилизаций погибает, выжившие цивилизации ужимаются до размеров исторических центров. Выход находится в создании нового социально-экономического типа - формирование государства имперского типа.

С XIв. до н.э. на Ближнем Востоке формируется первая империя:

- Новоассирская держава (XI-Xвв. до н.э.);

Второй оформилась:

- Нововавилонская империя;

Третья:

- Ахеменидский Иран;

 

Отличия имперского и централизованного государств: отличаются территорией, отсутствие количественного перевеса титульной нации в имперском государстве требует укрупнения по всем параметрам, система дифференцирования дани, огромную роль играет культура. В имперском государствеве появляются предпосылки к появлению первой мировой религии, единый государственный язык, единое искусство (имперский стиль).

Особенности имперского стиля:

а) недолговечен;

б) должен существовать с 1-го дня существования империи;

в) должен быть узнаваем, не приемлет Новшеств, массовость охвата, идеологи чность программы;

г) появление искусства андеграунда (для каждого государства своё искусство «старого времени»).

 

IV. Протописьменный период – сложение основных качеств искусства.

 

Характерные черты скульптурных фигурок:

- Изображение в состоянии моления;

- Изображения выдают социальный признак (баранья шапка с отворотом - головной убор жреца);

- Исполнение некоего ритуального действа;

- Гипертрофия черт лица, их условный, но показательный набор (наличие бороды).

 

Шумерский рельеф (сосуд богини Инанны):

1. Выполнен из алебастра;

2. Записывает сценарий сакрального брака;

3. Специфика записи события;

4. Специфика взаимоотношения

объема фигур и фона;

5. Делится на 4 регистра. Первый

(снизу) – самый главный. Сочетается мифологическое время и пространство и реальное время и пространство.

- знак ворот Инанны. Перед воротами – жрица (или сама Инанна). Перед жрицей – царь, приносящий дары, а жрица его встречает перед воротами. На другой стороне, за воротами – царь с бородой, ведомый жрецом; для процесса сакрального брака – царь в обличии быка.

Наблюдается «выделенность» главных кадров. Упоминаются только основные лица, костяк события. Взаимосвязь объема фигуры и формы. Выделение объемом выполняется только при показе основных действующих лиц.

 

V. Формирование основных особенностей архитектуры.

Храм VII слоя города Эренду (конец 4-го тысячелетия до н.э.). Начальный этап типа храма на платформе. Основным строительным материалом является сырцовый кирпич (из-за формы получивший название «кирпич-булка»). Такая кладка была недолговечна: для укрепления использовался просмоленный тростник, битум, а как дополнительная опора – глиняные колышки, которые иногда расписывались краской, имитируя орнамент плетёных циновок (шумерская мозаика).

Храм – дом бога, место его отдыха, а не место для богослужения. Поэтому внутренние постройки храма выстроены по принципу богатого дома:

- центральный зал с алтарем и жертвенником;

- комнаты бытового характера;

Размеры храма лимитируются (т.к. не предполагается общинного богослужения), поэтому возникает платформа. К тому же храм возводился на определенном месте, но там могли возникнуть невыгодные климатические условия (разливы Евфрата), что заставляет часто ремонтировать храм, и в таком случае платформа:

- сохраняет фундамент старых построек;

- добавляет устойчивости храму;

- храм возвышается над городом (идея вертикали);

 

 

Белый храм в Уруке (III тысячелетие до н.э.). Уже рассчитан на большую посещаемость - на платформе появляется терраса, для посещений, богослужения. Храм составляют:

- платформа;

- тело храм (сдвинут от входа);

- терраса (основное место проведения богослужения);

 

Особенности подобных построек:

- компактность, замкнутость как противопоставление городу;

- лестница убирается «внутрь» платформы;

- оформление стены храма системой выступов и ниш (дополнительное укрепление стены, маскируют неровность кирпичной кладки).

В сочетании выступов и ниш платформы вводят сочетание вертикали и горизонтали – чётких координат модели мира.

В протописьменном периоде существует увеличенная платформа, терраса приобретает осевую композицию.

Вместе с культурными постройками появляются постройки общественного типа: Красное здание в Уруке – место для народного собрания. В то время как храм господствует над городом, общественные постройки располагаются ниже, но присутствует то же замкнутое пространство, принцип выступов и ниш.

 

 

VI. Раннединастический шумер.

 

Начало раннединастического шумера – нет выделенного правителя-военачальника, правитель-жрец практически равен другим знатным городанам. В рамках начала раннединастического шумера возникает запрет для входа в храм молящихся, т.к. личная молитва еще не сформировалась, как понятие были введены статуэтки Адоранты (молящиеся) – небольшие, ок. 30 см., их располагали в центральном зале храма и они «молились» вместо своих хозяев. Задача адоранта – изображение человека в состоянии моления:

- гипертрофия глаз и ушей (постоянное пребывания в контакте с богом);

- отсутствие индивидуальных черт;

- как единственное отличие – отображение соц. статуса.

- на правой лопатке «Я…благодарю…бога за…, хочу получить…».

- первая статуэтка должна была быть обязательно посвящена в храм города, остальные – в любые другие города. Как материал для исполнения начинают использоваться песчаник (на юге) и алебастр (не севере).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: