Дисциплина «Экономическая психология» является одной из дисциплин по выбору при подготовке бакалавров по направлению 38.03.04 Государственное муниципальное управление по профилю "Государственная и муниципальная служба" и входит в блокБ1.В.ДВ.9.
Необходимость изучения данной дисциплины вызвана тем, что современное государство, решая вопросы экономического роста, все чаше сталкивается с проблемами не только объективного, но и субъективного характера, определяемыми спецификой отношения индивидуального и группового субъекта к процессам производства, распределения и потребления материальных и духовных благ в обществе. Это проявляется в отношении к деньгам (наличным и безналичным, отечественным и зарубежным), различным формам собственности (личной, частной, муниципальной, государственной), к труду, к предпринимательству, к государственной и муниципальной службе и др. Одним из основных является вопрос анализа явления экономической социализации как социокультурного феномена. Рассматриваются закономерности и механизмы экономической социализации, индивидуально-психологические факторы этого процесса, а также проблемы качества, уровня жизни, психологии бедности и богатства. Предпринимательство как вид социально-экономической деятельности анализируется с точки зрения психологических характеристик предпринимателя.
Немало внимания уделено психологии безработицы, раскрыты особенности психосоциальной адаптации личности в условиях безработицы, приведены характеристики психоэмоциональных состояний безработных, типы реагирования в критических ситуациях. Материал логично связан с психологией женской безработицы и формами психологической помощи в ситуации потери работы.
Для более глубокого осмысления проблематики учебной дисциплины «Экономическая психология» необходимо иметь знания в области таких дисциплин, как «Психология», «Экономическая теория», «Конституционное право», «Психология управления», «Теория управления», «Экономика общественного сектора» и др.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Курс рассчитан на 18 часов лекций, 36 часов практических занятий, 18 час самостоятельной работы для очной формы обучения. Всего 2 зачетных единицы.
Курс рассчитан на 4 часа лекций, 8 часов практических занятий, 56 часов самостоятельной работы и 4 часа контроля – для заочной формы обучения. Всего 2 зачетных единицы.
Оценка знаний и умений проводится с помощью устного опроса и зачета.
Для очной формы обучения промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена в 6 семестре.
Для заочной формы обучения предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачета на 4 курсе обучения.
Таблица 2.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа).
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | ||||||||||||||
Всего | Семестр, курс1 | ||||||||||||||
Очная форма обучения | |||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||
Аттестация | Форма | З | З | З | |||||||||||
час. | |||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 72/2 | 72/2 | |||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | З | З | Э | |||||||||||
час. | |||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 72/2 | 72/2 | |||||||||||||
Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.,З - зачет.
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
Таблица 3.
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование тем | Содержание тем | Коды компе-тенций | Коды ЗУН (в соответст-вии с табл. 1) | |
Тема 1 | Социализация как социокультурный феномен | Понятие социализации. Средства социализации. Формы социализации (целенаправленная, стихийная, саморазвитие). Десоциализация. Ресоциализация. Добровольная и вынужденная социализация. Онтогенетические стадии социализации (стадия ранней социализации, стадия обучения, социальная зрелость, стадия завершения жизненного цикла). Экономическое сознание. Экономическое поведение: формы. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 | |
Тема 2 | Индивидуально-психологические характеристики личности и экономическая социализация | Индивидуально-психологические характеристики личности и экономическая социализация. Диагностика индивидуально-психологических характеристик личности, влияющих на экономическую социализацию. Экономическая депривация. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 | |
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | ||||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | ||||
Тема 3 | Уровень и качество жизни, психология бедности и богатства | Понятие уровня жизни. Потребности: классификация (реальные, нормативные, текущие, перспективные, первостепенные, второстепенные, узколичностные, широкосоциальные, неосознаваемые, осознаваемые, насыщаемые, ненасыщаемые). Понятие качества жизни. Объективные и субъективные составляющие качества жизни. Бедность как неспособность поддерживать достаточный уровень жизни. Устойчивые характеристики бедных: выраженная ориентация на настоящее, внешний локус контроля, преобладание мотива избегания неудач. Критерии богатства: материальные, финансовые, духовные. Мотивационная сфера и ценностные ориентации богатых. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 | |
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | ||||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | ||||
Тема 4 | Поведение как проблема экономической психологии | Поведение как проблема экономической психологии, обзор основных проблем психологии потребительского поведения, психологии сберегающего поведения, психологии инвестиционного поведения, психологии производственного поведения | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 | |
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | ||||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 |
Тема 5 | Психология потребительского поведения | Понятие психологии потребительского поведения, эффекты потребительского поведения, модели потребительского поведения, принципы потребительского поведения | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 6 | Психология сберегающего поведения и инвестиционного поведения | Понятие психологии сберегающего поведения, виды сбережений и их психологическая интерпретация, типы людей с накопительной ориентацией. Понятие психологии инвестиционного поведения, мотивы, виды инвестирования, степени риска, гендерный аспект инвестиционного поведения. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 7 | Психология обменно-распределительного и производственного поведения | Понятия психологии обменно – распределительного и производственного поведения. Производительность труда, утомление, монотония, устойчивость внимания и другие проблемы психологии производственного поведения и производственной деятельности. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 8 | Психология Психологические характеристики предпринимателя предпринимательства | Общая характеристика предпринимательства как вида социально-экономической деятельности. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и их психологические характеристики. Обзор основных проблем психологии предпринимательства. Профессионально значимые качества личности предпринимателя, социокультурные особенности предпринимательства.. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 9 | Социально-психологический анализ мотивации и удовлетворенности трудом предпринимателей | Основные причины, побуждающие людей заниматься предпринимательством: независимость, самостоятельность, возможность самореализации, стремление к лидерству, самоутверждение, стремление проверить свои деловые качества, стремление решить материальные проблемы, творчество и др., удовлетворенность предпринимательством как видом деятельности. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 10 | Гендерный аспект в предпринимательстве | Мускулинная и феминная модели предпринимательства: консервативизм, предрасположенность к кооперации, склонность к соперничеству, индивидуальным действиям. Феномен деловой женщины. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 11 | Психология рекламы | Психологический анализ рекламы и ее видов. Психологические особенности воздействия и восприятия рекламы. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 12 | Психология денежного обращения | Деньги и их виды, психология восприятия и значения денег | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 13 | Психология профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих | Психологический анализ содержания профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Государственный и муниципальный служащий как субъекты профессиональной деятельности. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 14 | Особенности личностно-профессионального развития государственных и муниципальных служащих | Познавательная (когнитивная) сфера государственного и муниципального служащего. Особенности познавательных процессов, связанные со спецификой профессиональной деятельности. Эмоционально-волевая сфера государственных и муниципальных служащих. Индивидуально-типологические особенности личности государственного и муниципального служащего, значимые для профессиональной деятельности. Акмеологический и деятельностно-компетентностный подходы в анализе и развитии личности государственного и муниципального служащего. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 15 | Психология отношений собственности | Собственность как категория экономической психологии, субъект-объектные и субъект-субъектные отношения собственности. Мотивы обладания собственностью, представления о возможных способах стать собственником. Отношение к государственной, муниципальной, частной собственности. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 16 | Организационная психология. | Организация, ее жизненный цикл и структура. Культура, философия и имидж организации. Организационная культура государственной и муниципальной службы и организационная культура предпринимательства. Психология власти и управления, деловые коммуникации и конфликты в организации. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 17 | Психология безработицы | Понятие психологии безработицы. Особенности психосоциальной адаптации личности в условиях безработицы. Профессиональный, возрастной, гендерный и социокультурный аспекты безработицы. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
Тема 18 | Психологическая помощь при безработице | Характеристика психоэмоционального состояния безработных. Групповые формы психологической помощи безработным. | ОК-3 | З1, З2 У1,У2 В1, В2 |
ПК-2 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-14 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 | |||
ПК-17 | У1, У2 З1, З2 В1, В2 |
Таблица 4.
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | |||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
Тема 1 | Психологические проблемы экономической социализации в современных условиях | О, Д | ||||||||
Тема 2 | Индивидуально-психологические характеристики личности и экономическая социализация | О, Д | ||||||||
Тема 3 | Поведение как проблема экономической психологии | О, Д | ||||||||
Тема 4 | Поведение как проблема экономической психологии | О, Д | ||||||||
Тема 5 | Психология потребительского поведения | О, Д | ||||||||
Тема 6 | Психология сберегающего поведения и инвестиционного поведения | О, Д | ||||||||
Тема 7 | Психология обменно-распределительного и производственного поведения | О, Д | ||||||||
Тема 8 | Психология предпринимательства. Психологические характеристики предпринимателя. | О, Д | ||||||||
Тема 9 | Социально-психологический анализ мотивации и удовлетворенности трудом предпринимателей | О, Д | ||||||||
Тема 10 | Гендерный аспект в предпринимательстве | О, Д | ||||||||
Тема 11 | Психология рекламы | О, Д | ||||||||
Тема 12 | Психология денежного обращения | О, Д | ||||||||
Тема 13 | Психология профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих | О, Д | ||||||||
Тема 14 | Особенности личностно-профессионального развития государственных и муниципальных служащих | О, Д | ||||||||
Тема 15 | Психология отношений собственности | О, Д | ||||||||
Тема 16 | Организационная психология | О, Д | ||||||||
Тема 17 | Психология безработицы | О, Д | ||||||||
Тема 18 | Психологическая помощь при безработице | О, Д | ||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | |||||||||
Всего: | зачет | |||||||||
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | |||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||
Тема 1 | Психологические проблемы экономической социализации в современных условиях | О, Д | ||||||||
Тема 2 | Индивидуально-психологические характеристики личности и экономическая социализация | О, Д | ||||||||
Тема 3 | Поведение как проблема экономической психологии | О, Д | ||||||||
Тема 4 | Поведение как проблема экономической психологии | О, Д | ||||||||
Тема 5 | Психология потребительского поведения | О, Д | ||||||||
Тема 6 | Психология сберегающего поведения и инвестиционного поведения | О, Д | ||||||||
Тема 7 | Психология обменно-распределительного и производственного поведения | О, Д | ||||||||
Тема 8 | Психология предпринимательства. Психологические характеристики предпринимателя. | О, Д | ||||||||
Тема 9 | Социально-психологический анализ мотивации и удовлетворенности трудом предпринимателей | О, Д | ||||||||
Тема 10 | Гендерный аспект в предпринимательстве | |||||||||
Тема 11 | Психология рекламы | О, Д | ||||||||
Тема 12 | Психология денежного обращения | О, Д | ||||||||
Тема 13 | Психология профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих | О, Д | ||||||||
Тема 14 | Особенности личностно-профессионального развития государственных и муниципальных служащих | О, Д | ||||||||
Тема 15 | Психология отношений собственности | О, Д | ||||||||
Тема 16 | Организационная психология | О, Д | ||||||||
Тема 17 | Психология безработицы | |||||||||
Тема 18 | Психологическая помощь при безработице | О, Д | ||||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||||||
Всего: | Зачет | |||||||||
Формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), диспут (Д).