Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Русский язык и культура речи

Рабочая программа дисциплины

 

по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью»

 

 

 

Владивосток 2016


 

ББК 81.2 Рус

 

 

Рабочая программа дисциплины Русский язык и культура речи составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» (уровень бакалавриата) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)

 

 

Составитель:

Калачинская Е.В., канд. филол. наук, доцент кафедры РЯЗ

 

 

Утверждена на заседании кафедры русского языка от 13.05.2016 г., протокол № 13.

 

 

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Коновалова Ю.О.

«____»_______________20__г.

 

Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________

«____»_______________20__г.

 

 


Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины является развитие языковой и речевой компетенции студентов для эффективной коммуникации в устной и письменной формах и в различных сферах функционирования.

Задачи дисциплины состоят в раскрытии закономерностей функционирования русского литературного языка в современном обществе; ознакомлении учащихся со стилистической системой и нормами современного русского языка; формировании навыков правильного отбора и употребления языковых единиц в различных ситуациях общения, создания устных и письменных текстов в соответствии со сферой употребления и коммуникативной задачей.

Изучение дисциплины призвано также обеспечить:

· развитие когнитивных и исследовательских умений;

· повышение информационной культуры;

· расширение научного кругозора и повышение общего культурного уровня студентов.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1 - Формируемые компетенции

Название ОПОП ВО (сокращенное название) Компетенции Название компетенции Составляющие компетенции
39.03.03 «Организация работы с молодежью»     ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Знания: характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов
Умения: грамотно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Владения: навыками грамотного письма, культурой устной и письменной речи, способностью к эффективной речевой коммуникации в профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Русский язык и культура речи» реализуется в рамках базовой (обязательной) части Блока 1 программы бакалавриата.

 

Требования к входным знаниям: для изучения дисциплины необходимы знания в области русского языка, полученные на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо обучающемуся для успешного освоения последующих дисциплин, преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.

Объем дисциплины

Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины

 

Название ОПОП Форма обучения Индекс Се-местр курс Трудоем-кость Объем контактной работы (час) СРС Форма аттес-тации
(З.Е.) Всего Аудиторная Внеаудитор ная
лек практ лаб ПА КСР
Б-ОР ОФО Б.1.Б.1       -   - - -   Зачет

5. Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Таблица 3 – Структура дисциплины

Название темы Вид занятия Объем час Кол-во часов в интерактивной и электронной форме СРС
  Современный русский язык: структура, основные процессы Практическое занятие      
  Система норм литературного языка Практическое занятие      
  Нарушения норм литературного языка Практическое занятие      
  Система функциональных стилей Практическое занятие      
  Научный стиль речи Практическое занятие      
  Официально-деловой стиль речи. Основные письменные жанры Практическое занятие      
  Основы речевого этикета в деловой сфере. Устные формы делового общения Практическое занятие      
  Публичное выступление: речевой аспект Практическое занятие      

Содержание дисциплины

Таблица 4 – Содержание дисциплины

Темы занятий Вид занятия Образовательные технологии Форма текущей аттестации
Тема 1. Современный русский язык: структура, основные процессы. Цели и задачи дисциплины. Функции языка. Понятие национального языка. Литературный язык. Нелитературные элементы языка: жаргон, территориальный диалект, просторечие. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3   Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Тест
Тема 1. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе, составление глоссария по терминам изучаемой темы СРС СРС Эссе, рецензия
Тема 2. Система норм литературного языка. Критерии нормативности языковых единиц. Вариативность нормы. Орфоэпические, орфографические, пунктуационные нормы. Литература по теме Основная 4 Дополнительная 1 Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Тест, диктант
Тема 2. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе, изучение орфоэпического, орфографического и лексического минимумов СРС СРС Эссе, рецензия  
Тема 3. Нарушения норм литературного языка. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические ошибки. Литература по теме Основная 1, 4 Дополнительная 1, 3 Практи-ческое занятие Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Контроль-ная работа, тест
Тема 3. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе.   СРС СРС Эссе, рецензия  
Тема 4. Система функциональных стилей. Функции, характеристики и языковые особенности научного, официально-делового, публицистического, художественного и разговорного стилей. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3 Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Тест
Тема 4. Видеолекция, составление ментальной карты изучаемой темы   СРС СРС Менталь-ная карта, рецензия
Тема 5. Научный стиль речи. Языковые особенности научного стиля. Письменная и устная формы реализации научного стиля. Жанры научного стиля: реферат, курсовая работа, бакалаврская работа, научный доклад. Структура научной работы. Работа с научным текстом: понимание, анализ, трансформация. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3 Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Аннотация,реферат
Тема 5. Видеолекция, составление ментальной карты изучаемой темы   СРС СРС Менталь-ная карта, рецензия
Тема 6. Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности официально-делового стиля. Основные письменные жанры деловой коммуникации: внутренняя документация, внешняя документация. Подготовка резюме, рекомендательного письма. Литература по теме Основная 2 Дополнительная 2 Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Тест
Тема 6. Видеолекция, подготовка пакета деловых документов СРС СРС Проект
Тема 7. Основы речевого этикета в деловой сфере. Речевые правила знакомства, приветствия, представления, телефонного разговора. Устные формы делового общения: беседа, совещание переговоры. Литература по теме Основная 1, 2 Дополнительная 2   Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами, деловая игра Тест
Тема 7. Видеолекция, подготовка к деловой игре СРС СРС Рецензия
Тема 8. Публичное выступление: речевой аспект. Подготовка к устному публичному выступлению Особенности аудитории. Требования к оратору. Структура, речевые особенности и риторические приемы публичного выступления. Литература по теме Основная 3 Дополнительная 1, 3 Практи-ческое занятие   Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами Творческое задание, тест
Тема 8. Видеолекция, подготовка видеозаписи собственного выступления на заданную тему. СРС СРС Эссе, рецензия

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Контроль и отчётность по дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний и умений студентов.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС. Текущая аттестация – 40 баллов, промежуточная аттестация – 60 баллов.

В течение учебного семестра учащимся нужно: освоить теоретический материал (20 баллов); успешно выполнить аудиторные задания, тесты и контрольные работы (50 баллов); своевременно и успешно выполнить домашние задания (30 баллов).

Студент считается аттестованным по дисциплине при условии выполнения всех предусмотренных учебной программой видов текущего контроля. Критерии оценки по дисциплине «Русский язык и культура речи» для аттестации на зачете следующие: 61 – 75 баллов – «зачтено»; 76 – 90 баллов – «зачтено»; 91 – 100 баллов – «зачтено».

Основной вид занятий для студентов очной формы обучения – практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе изучения данной дисциплины предполагается использование электронной образовательной среды Moodle, в которой размещены видеолекции, комплекс электронных презентаций по курсу, дополнительные текстовые и видеоматериалы, задания, тесты. При обучении используются активные и интерактивные формы, в том числе, подготовка эссе, глоссария и размещение их в форуме, взаимное рецензирование студентами этих работ в форуме, деловая игра, кейс-задания, проекты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: