Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью»
Владивосток 2016
ББК 81.2 Рус
Рабочая программа дисциплины Русский язык и культура речи составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» (уровень бакалавриата) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)
Составитель:
Калачинская Е.В., канд. филол. наук, доцент кафедры РЯЗ
Утверждена на заседании кафедры русского языка от 13.05.2016 г., протокол № 13.
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Коновалова Ю.О.
«____»_______________20__г.
Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________
«____»_______________20__г.
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является развитие языковой и речевой компетенции студентов для эффективной коммуникации в устной и письменной формах и в различных сферах функционирования.
Задачи дисциплины состоят в раскрытии закономерностей функционирования русского литературного языка в современном обществе; ознакомлении учащихся со стилистической системой и нормами современного русского языка; формировании навыков правильного отбора и употребления языковых единиц в различных ситуациях общения, создания устных и письменных текстов в соответствии со сферой употребления и коммуникативной задачей.
Изучение дисциплины призвано также обеспечить:
· развитие когнитивных и исследовательских умений;
· повышение информационной культуры;
· расширение научного кругозора и повышение общего культурного уровня студентов.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1 - Формируемые компетенции
Название ОПОП ВО (сокращенное название) | Компетенции | Название компетенции | Составляющие компетенции | |
39.03.03 «Организация работы с молодежью» | ОК-5 | Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знания: | характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов |
Умения: | грамотно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | |||
Владения: | навыками грамотного письма, культурой устной и письменной речи, способностью к эффективной речевой коммуникации в профессиональной деятельности. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Русский язык и культура речи» реализуется в рамках базовой (обязательной) части Блока 1 программы бакалавриата.
Требования к входным знаниям: для изучения дисциплины необходимы знания в области русского языка, полученные на предыдущем уровне образования.
Освоение дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо обучающемуся для успешного освоения последующих дисциплин, преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.
Объем дисциплины
Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины
Название ОПОП | Форма обучения | Индекс | Се-местр курс | Трудоем-кость | Объем контактной работы (час) | СРС | Форма аттес-тации | |||||
(З.Е.) | Всего | Аудиторная | Внеаудитор ная | |||||||||
лек | практ | лаб | ПА | КСР | ||||||||
Б-ОР | ОФО | Б.1.Б.1 | - | - | - | - | Зачет |
5. Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Таблица 3 – Структура дисциплины
№ | Название темы | Вид занятия | Объем час | Кол-во часов в интерактивной и электронной форме | СРС |
Современный русский язык: структура, основные процессы | Практическое занятие | ||||
Система норм литературного языка | Практическое занятие | ||||
Нарушения норм литературного языка | Практическое занятие | ||||
Система функциональных стилей | Практическое занятие | ||||
Научный стиль речи | Практическое занятие | ||||
Официально-деловой стиль речи. Основные письменные жанры | Практическое занятие | ||||
Основы речевого этикета в деловой сфере. Устные формы делового общения | Практическое занятие | ||||
Публичное выступление: речевой аспект | Практическое занятие |
Содержание дисциплины
Таблица 4 – Содержание дисциплины
Темы занятий | Вид занятия | Образовательные технологии | Форма текущей аттестации |
Тема 1. Современный русский язык: структура, основные процессы. Цели и задачи дисциплины. Функции языка. Понятие национального языка. Литературный язык. Нелитературные элементы языка: жаргон, территориальный диалект, просторечие. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Тест |
Тема 1. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе, составление глоссария по терминам изучаемой темы | СРС | СРС | Эссе, рецензия |
Тема 2. Система норм литературного языка. Критерии нормативности языковых единиц. Вариативность нормы. Орфоэпические, орфографические, пунктуационные нормы. Литература по теме Основная 4 Дополнительная 1 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Тест, диктант |
Тема 2. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе, изучение орфоэпического, орфографического и лексического минимумов | СРС | СРС | Эссе, рецензия |
Тема 3. Нарушения норм литературного языка. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические ошибки. Литература по теме Основная 1, 4 Дополнительная 1, 3 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Контроль-ная работа, тест |
Тема 3. Видеолекция, изучение материалов для подготовки эссе. | СРС | СРС | Эссе, рецензия |
Тема 4. Система функциональных стилей. Функции, характеристики и языковые особенности научного, официально-делового, публицистического, художественного и разговорного стилей. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Тест |
Тема 4. Видеолекция, составление ментальной карты изучаемой темы | СРС | СРС | Менталь-ная карта, рецензия |
Тема 5. Научный стиль речи. Языковые особенности научного стиля. Письменная и устная формы реализации научного стиля. Жанры научного стиля: реферат, курсовая работа, бакалаврская работа, научный доклад. Структура научной работы. Работа с научным текстом: понимание, анализ, трансформация. Литература по теме Основная 1, 5 Дополнительная 1, 3 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Аннотация,реферат |
Тема 5. Видеолекция, составление ментальной карты изучаемой темы | СРС | СРС | Менталь-ная карта, рецензия |
Тема 6. Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности официально-делового стиля. Основные письменные жанры деловой коммуникации: внутренняя документация, внешняя документация. Подготовка резюме, рекомендательного письма. Литература по теме Основная 2 Дополнительная 2 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Тест |
Тема 6. Видеолекция, подготовка пакета деловых документов | СРС | СРС | Проект |
Тема 7. Основы речевого этикета в деловой сфере. Речевые правила знакомства, приветствия, представления, телефонного разговора. Устные формы делового общения: беседа, совещание переговоры. Литература по теме Основная 1, 2 Дополнительная 2 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами, деловая игра | Тест |
Тема 7. Видеолекция, подготовка к деловой игре | СРС | СРС | Рецензия |
Тема 8. Публичное выступление: речевой аспект. Подготовка к устному публичному выступлению Особенности аудитории. Требования к оратору. Структура, речевые особенности и риторические приемы публичного выступления. Литература по теме Основная 3 Дополнительная 1, 3 | Практи-ческое занятие | Электронная образовательная среда Moodle, перевернутый класс, взаимное рецензирование работ студентами | Творческое задание, тест |
Тема 8. Видеолекция, подготовка видеозаписи собственного выступления на заданную тему. | СРС | СРС | Эссе, рецензия |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Контроль и отчётность по дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний и умений студентов.
Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС. Текущая аттестация – 40 баллов, промежуточная аттестация – 60 баллов.
В течение учебного семестра учащимся нужно: освоить теоретический материал (20 баллов); успешно выполнить аудиторные задания, тесты и контрольные работы (50 баллов); своевременно и успешно выполнить домашние задания (30 баллов).
Студент считается аттестованным по дисциплине при условии выполнения всех предусмотренных учебной программой видов текущего контроля. Критерии оценки по дисциплине «Русский язык и культура речи» для аттестации на зачете следующие: 61 – 75 баллов – «зачтено»; 76 – 90 баллов – «зачтено»; 91 – 100 баллов – «зачтено».
Основной вид занятий для студентов очной формы обучения – практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе изучения данной дисциплины предполагается использование электронной образовательной среды Moodle, в которой размещены видеолекции, комплекс электронных презентаций по курсу, дополнительные текстовые и видеоматериалы, задания, тесты. При обучении используются активные и интерактивные формы, в том числе, подготовка эссе, глоссария и размещение их в форуме, взаимное рецензирование студентами этих работ в форуме, деловая игра, кейс-задания, проекты.