Предмет курса «Современные проблемы менеджмента» и основные тенденции современного менеджмента
Объектом изучения курса является менеджмент изменяющийся вслед за изменениями внешней среды, менеджмент 21 века
Предметом курса являются современные проблемы менеджмента 21 века
Ключевые положения современного менеджмента:
- Отказ от рационализма классических школ
- Меняется представление о менеджменте, который отожествляют с менеджментом бизнеса
- Изменяются значимость и роль ресурсов, которые составляют основу любой деятельности, в любой организации
- Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и отдельными работниками организации
Тенденции современного менеджмента:
- Глобализация экономики;
- Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента;
- Многообразие трудовых ресурсов;
- Предпринимательство;
- Управление знаниями и обучающиеся организации;
- Переход от всеобщего управления качеством к устойчивому развитию организации, отрасли, общества в целом;
- Менеджмент электронного бизнеса и др
Цели, задачи и структура курса «Современные проблемы менеджмента»
Цель курса - Дать будущим магистрам целостное представление о современных проблемах менеджмента, с которыми менеджер сталкивается в связи с радикальными изменениями в экономической, социальной, политической, технологической сферах.
Задачи:
- Изучение влияния глобализации экономики на менеджмент;
- Установление взаимосвязи между постоянным совершенствованием компании, ее организационными изменениями и развитием;
- Знание основных качеств «глобального» менеджера в рамках межкультурного контекста;
- Учет влияния социальной ответственности бизнеса на развитие общества и отдельного человека;
- Изучение основ деловой этики менеджмента;
- Приобретение навыков управления знаниями и построения обучающейся организации;
- Знание основных проблем современной теории лидерства;
- Умение определить роль и значение всеобщего управления качеством в современном мире;
- Приобретение навыков оценки деятельности организации в современном менеджменте;
- Знание современных теорий устойчивого развития организации и умение применить их на практике
Компетенции:
Знать влияние глобализации экономики на современный менеджмент;
Знать основные качества глобального менеджера и условия его адаптации к новой культуре;
Уметь установить взаимосвязи между постоянным совершенствованием организации и ее развитием;
Уметь определить влияние социальной ответственности бизнеса на принятие менеджерами управленческих решений;
Обладать навыками управления знаниями и формирования обучающейся организации;
Знать основные положения современной теории лидерства;
Уметь формировать основные требования к современному лидеру, менеджеру;
Знать основные положения теории всеобщего управления качеством;
Знать основные теории устойчивого развития организации;
Обладать навыками оценки деятельности в современном менеджменте.
3.Понятие о глобализации
Глобализация – это расширение географических масштабов бизнеса, по мере того как территориальные границы и другие барьеры на его пути исчезают.
Тенденции глобализации:
Повышение потребности в кооперации и координации между различными видами бизнеса и странами для того, чтобы установить общие стандарты, методы, языки общения, размеры, упаковки, транспортные системы или сети коммуникаций.
Менеджер международного масштаба решает практически те же задачи, что и обычный менеджер, но только происходит это на более высоком уровне.
На него возлагается большая ответственность. От эффективности принятия его решений зависит деятельность не только одной фирмы, а также целой отрасли.
Одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
По мере того, как глобализация усиливает взаимосвязи, она сильнее подчеркивает различия между людьми.
Характеристика глобальной среды
Глобальная торговля – явление, не новое, страны и организации торгуют друг с другом уже много веков.
Существует два фактора постоянного изменения глобальной среды
региональные торговые альянсы
различные типы глобальных организаций.
К региональным торговым альянсам относятся:
- Европейский Союз (ЕС)
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA)
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN).
ЕС – это объединение европейских государств, созданное для устранения национальных барьеров, препятствующих перемещению из страны в страну, трудоустройству, инвестициям, торговле.
Правительства Мексики, Канады и США пришли к соглашению по ряду основных вопросов, предусмотренных Североамериканским соглашением о свободной торговле (NAFTA), был создан новый мощный экономический блок.
Следующий крупный региональный торговый альянс – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. (ASEAN), объединяющий 10 государств (Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Малайзия, Сингапур, Индонезия)
В июле 2002 года был создан Африканский союз (АИ), в который вошли 53 страны. Члены этого альянса разрабатывают план экономического развития и рассчитывают достичь значительных экономических, социальных, культурных и торговых выгод и преимуществ.
Всемирная торговая организация (ВТО).
ВТО была создана в 1995 году на основе Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле стран Атлантического союза (GATT)