Библиотеки музыкальных школ и школ искусств: основные задачи, фонды, специфика комплектования




На сайте Комитета по культуре Санкт-Петербурга имеются сведения о ДШИ и ДМШ города. Всего в Санкт-Петербурге таких учреждений 50. Но многие считают, что даже это количество недостаточным. Музыкальное образование в нашем городе является очень популярным и востребованным. Что такое музыкальное образование? Дань моде, изыски продвинутых родителей или совершенно не нужное, в настоящее время компьютерных технологий, занятие? Трудно спорить с деятелями культуры о музыкальном образовании, да и не нужно, они безусловно правы, когда говорят, что музыкальное образование воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира, прививает музыкальный вкус, развивает мозговую активность, в конце, концов, развивая мелкую моторику. Вспомним незапамятные времена архаичной, дворянской, мещанской России. Музыкальное образование ставилось в один ряд с изучением языков и точными науками. Один химик Бородин чего стоит, и в химии след оставил и музыкой не пренебрегал. Человеку конечно остро необходимо хорошо питаться, красиво одеваться, трудиться на общественное благо. Только где в этом технократическом мире сам человек, его чувства, душа. Как ему самовыразиться, когда он испытывает счастье или печаль? Как найти гармонию в этом мире? Именно эти цели должно преследовать массовое музыкальное образование. «Ум и чувства в музыкальном образовании, как и в самом музыкальном искусстве слиты нераздельно: чуткий коммуникатор, в совершенстве владеющий навыками общения, равно как и мастер хитроумных финансовых комбинаций может быть искренним меломаном и музыкантом-любителем. Собственно, разве не к этой цели мы стремимся, воспитывая с помощью музыкальных занятий художественно образованную аудиторию?» [22, C.23]

ДМШ и ДШИ являются основой, начальной ступенью в музыкальном образовании в целом: «В России сегодня 5600 детских школ искусств, где занимается всего 11 процентов детей. Это ничтожно мало. За последние пять лет 200 школ закрылись, родители возят детей на занятия за десятки километров от дома! Даже в благополучной Москве школ не хватает». [16] В последнее время многими деятелями культуры высказывается мнение о необходимости массового музыкального образования. [19.] Анализируются различные влияния музыки на воспитание, развитие интеллекта. Многие сетуют на недостаточное внимание общества этим вопросам. На конгрессе «ЮНЕСКО» обсуждаются вопросы о музыкально-художественном образовании: «Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчатое и неэффективно». [17. С.4] В настоящее время ДМШ и ДШИ имеют множество проблем, характерных для современного общества: недостаточное финансирование, потеря интереса, отсутствие маркетингового подхода, падение престижа музыкального образования. Частично это связано с тем, что наши законодатели в законе об образовании, поправки в закон об образовании внесены только 4 года назад: «17 июня 2011 г. был принят Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании”». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств, который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей». Для музыкальной школы это огромный шаг вперёд, теперь это не кружок по интересам, у дополнительного образования, полученного в ДШИ ДМШ определён особый статус – предпрофессиональное образование. В настоящее время педагоги таких школ формируют новые образовательные программы –государственные образовательные программы дополнительного образования по ФГОС. Именно этот факт повышает престиж, значимость библиотек ДШИ и ДМШ. Для формирования полноценных, разнообразных образовательных программ необходима полноценная материально-техническая база, теоретическая поддержка педагогов – библиотека. Это не просто полки с нотными изданиями, а именно библиотека. Библиотека оборудованная электронным или традиционным каталогом, профессионально подготовленным библиотекарем, с качественными нотно-музыкальными изданиями, оборудованная оргтехникой, компьютерной техникой. Только такая библиотека может обеспечить соответствие образовательных программ ФГОС.

В настоящее время далеко не все библиотеки имеют даже часть этих технических и библиотечных изысков. В большинстве случаев это не большие помещения с полками, иногда без окон, в лучшем случае имеется традиционный каталог, в худшем – инвентарная книга. Библиотекарь может отсутствовать вообще, лучший вариант, это бывший учитель-музыкант, хорошо знающий свой фонд и пользователей. Комплектование фонда библиотеки происходит по остаточному принципу, на первом месте покупка музыкальных инструментов (цена простейшего баяна, например – 40-50 тысяч рублей, скрипки – 5-20 тысяч рублей), ремонт помещений. На комплектования фонда школьной библиотеки выделяются средства просто смешные, на них невозможно обновлять фонд, даже когда списать необходимо более 80% фонда (из-за постоянного и многократного использования большинство фонда имеет 70-80 % износа). Ещё одна проблема всех библиотек ДШИ – полное отсутствие документов, регламентирующих деятельность этого вида библиотек, методической литературы и методического руководства. Каждая библиотека ведёт свою деятельность на основанной на энтузиазме библиотекаря и руководителей школы.

Источниками комплектования библиотек ДМШ и ДШИ выступают музыкальные издательства, такие как: Композитор (Санкт-Петербург), Музыка (Москва), Дека+ (Москва), Союз художников (Санкт-Петербург), Феникс (Ростов-на-Дону), Издательский дом Катанского (Москва), П. Юргенсон (Москва). Деятельность этих издательств направлено на выпуск нотно-музыкальных документов, книг о музыке и музыкантах, учебных пособий по музыке, электронных музыкальных изданий. При изучении деятельности некоторых музыкальных издательств можно увидеть некоторую специализацию. Так издательство «Музыка» являются основными издателями учебной литературы по музыкальному искусству, в каталоге издательства множество хрестоматий и учебных пособий, предназначенных для музыкального образования разных ступеней, эти издания составляют основную массу документов выпускающемся этим издательством. Издательство «Композитор» своим приоритетом считает пропаганду музыкального искусства Петербурга, поэтому это издательство издаёт много документов композиторов, представляющих Санкт – Петербург, это как композиторы классики, так и представители современной школы, такие как Слонимский, Смелков, Екимов и т.д. Издательство «Феникс» не является специализированным музыкальным издательством, скорее это издательство ориентировано на учебную литературу по различным областям знаний. Санкт-петербургское издательство «Союз художников» позиционирует себя как литературно–музыкальное издательство, оно имеет специализацию по выпуску учебных изданий, чаще всего это издания предназначены для первоначального музыкального образования, выпускает издательство и документы по другим дисциплинам.

Источником информации о изданиях музыкальной направленности является государственный библиографический указатель российской книжной палаты. Нотная летопись выходит один раз в год с 1931 года. В ней содержатся библиографические сведения о различных нотно-музыкальных изданиях и изданиях по музыке выходящих в Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: