Тема 3. Инвестиционный проект




 

1. Виды инвестиционных проектов.

2. Этапы жизненного цикла инвестиционного проекта.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта.

4. Анализ денежных потоков инвестиционного проекта.

 

1. Федеральным законом РФ «Об инвестиционной деятельно­сти, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено следующее понятие инвестиционного проекта.

«Инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная докумен­тация, разработанная в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации и утвержденными в установленном порядке стан­дартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

Таким образом, в инвестиционном проекте всегда имеет место инвестиция (отток капитала) и последующие поступления (приток средств). Инвестиция в этом случае может рассматриваться как единовременное, т.е. «привязанное» к некоторому моменту време­ни, вложение капитала.

Два анализируемых проекта называются независимыми, если решение о принятии одного из них не влияет на решение о приня­тии другого.

Два анализируемых проекта называются альтернативными, если они не могут быть реализованы одновременно, т.е. принятие од­ного из них автоматически означает, что второй проект должен быть отвергнут.

Выделяют четыре основных фактора (классификационных при­знака), которые определяют каждый конкретный проект:

1) масштаб (размер) проекта;

2) сроки реализации;

3) качество;

4) ограниченность ресурсов.

С точки зрения масштабности проекты делятся на:

- малые проекты, которые допускают ряд упрощений в проце­дуре проектирования и реализации, формировании команды проекта;

- мегапроекты. Это целевые программы, содержащие несколь­ко взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, национальными, региональными.

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

- высокой стоимостью (порядка 1 млрд долл. и более);

- капиталоемкостью — потребность в финансовых средствах в таких проектах требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования;

- трудоемкостью;

- длительностью реализации (5—7 и более лет);

- отдаленностью районов реализации, следовательно, допол­нительными затратами на инфраструктуру.

С точки зрения срока реализации проекты делятся на:

• краткосрочные проекты. Они обычно реализуются на пред­приятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах за­казчик обычно идет на увеличение окончательной (фактиче­ской) стоимости проекта против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении;

• средне- и долгосрочные проекты. Отличаются только сроками исполнения, и для них характерно затягивание фазы первона­чального планирования.

Учитывая фактор ограниченности ресурсов, можно выделить мульти-, моно- и международные проекты:

• Мультипроекты используют в тех случаях, когда замысел за­казчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным про­ектам, каждый из которых не имеет своего ограничения по ресур­сам. Мультипроектом считается выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными возможностями и требованиями заказчиков.

• Монопроекты выступают в качестве альтернативы мультипроектам. Такие проекты имеют четко очерченные ресурсные, временные и прочие рамки, реализуемые единой проектной ко­мандой и представляющие собой отдельные инвестиционные, со­циальные и прочие проекты.

• Международные проекты обычно характеризуются значитель­ной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются

 

2. Жизненным циклом проекта называется промежуток времени между его разработкой и момен­том ликвидации.

Жизненный цикл состоит из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (таблица 1).

 

Таблица 1 – Этапы жизненного цикла инвестиционного проекта

Этап Содержание этапа
Предынвестиционная фаза
1. Формирование идеи инвестиционного проекта     Выбор и предварительное обоснование замысла
Инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом
Проверка необходимости выполнения сертификационных требований
Предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными и отраслевыми приоритетами
Предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект
2. Исследование инвестиционных возможностей Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта
Оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги)
Подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников
Оценка предполагаемого объема инвестиций по укрупнен­ным нормативам и предварительная оценка их коммерче­ской эффективности
Подготовка разрешительной документации
Подготовка предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценка эффективности проекта
Подготовка инвестиционного предложения для потенциаль­ного инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта)
3. Анализ внешней среды Проведение полномасштабного маркетингового исследова­ния (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т.п.)
4. Подготовка технико- экономического обосно­вания проекта     Подготовка программы выпуска продукции
Разработка технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модерниза­ции производства; закупка зарубежных технологий; используемые сырьевые и другие материалы, комплекту­ющие изделия, энергоресурсы)
Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения
Инженерное обеспечение
Мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороне
Описание организации строительства
Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих
Сметно-финансовая документация, в том числе оценка издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения
Оценка рисков, связанных с осуществлением проекта
Планирование сроков осуществления проекта
Оценка коммерческой эффективности проекта
Анализ бюджетной и/или экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций)
Формулирование условий прекращения реализации проекта
5. Разработка и эксперти­за бизнес-плана проекта Обсуждение бизнес-плана специалистами по маркетингу, финансам, производству проводится с целью оценки его объективности, углубленной проработки отдельных разделов. Предынвестиционная фаза заканчивается принятием решения о финансировании проекта или отказом от финансирования конкретным инвестором
Инвестиционная фаза
1. Правовая подготовка реализации проекта     Создание (при необходимости) юридического лица
Подготовка контрактной документации на поставку сырья, комплектующих и энергоносителей
Подготовка контрактов на поставку продукции
Заключение кредитных договоров
2. Научно-техническая подготовка     Подготовка технической документации на новый (инвестици­онный) продукт
Разработка планов производства
Определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования
Изменение производственной структуры и структуры управления
3. Формирование спроса и стимулирование сбыта Формирование стратегии сбыта
Создание каналов реализации, сервисных центров
Формирование рекламной политики
4. Строительно-монтаж­ные работы   Строительно-монтажные работы, наладка оборудования
Обучение персонала
Выпуск лидерной (пилотной) партии продукции
Эксплуатационная фаза
Эксплуатация объекта, мониторинг экономиче­ских показателей Сертификация продукции
Создание дилерской сети
Текущий мониторинг экономических показателей проекта

 

Невозможно дать универсальный подход к разделению процес­са реализации проекта на конкретные фазы.

Работы по реализации проекта можно сгруппировать. Из их со­вокупности можно выделить два крупных блока работ.

1. Основная деятельность по проекту:

- предынвестиционные исследования;

- планирование проекта;

- разработка проектно-сметной документации;

- проведение торгов и заключение контрактов;

- строительно-монтажные работы;

- пусконаладочные работы;

- сдача проекта;

- эксплуатация проекта, выпуск продукции;

- ремонт оборудования и развитие производства;

- демонтаж оборудования (закрытие проекта).

2. Деятельность по обеспечению проекта:

- организация работ по проекту;

- правовая подготовка;

- отбор кадров;

- составление финансовых планов;

- материально-техническое обеспечение;

- маркетинговые исследования;

- информационное обеспечение.

Такое разделение работ не совпадает с разбивкой проекта на фазы жизненного цикла, поскольку и основная, и обеспечивающая деятельность могут совмещаться во времени.

 

3. Бизнес-план позволяет получить общее пред­ставление об инвестиционном проекте. Унифицированной струк­туры бизнес-плана не существует. Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах неодинаковой информации в различных формах. Поэтому нет и единой стандартной формы бизнес-плана.

В результате адаптированный к российским условиям бизнес-план приобретает следующую структуру:

1. Резюме проекта.

2. Цели деятельности и краткое описание бизнеса.

3. Анализ рынка.

4. Продукция (услуги).

5. Организация производства.

6. Инвестиционный климат и риски.

7. Достижение необходимого качества.

8. Обеспечение конкурентоспособности.

9. Реализация продукции.

10. Управление и кадры.

11. Финансирование.

12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы.

13. Приложения.

Резюме — это краткое содержание целей и достигаемых резуль­татов в ходе реализации проекта. В краткой и емкой форме изла­гается сущность проекта, обозначаются преимущества продукции (услуг), указывается ожидаемый спрос на продукцию, объем необ­ходимых инвестиций и кредитных ресурсов, а также сроки возвра­та заемных средств.

Второй раздел бизнес-плана освещает краткую историю суще­ствования компании. В этом разделе содержится информация, касающаяся:

- истории создания компании, ее учредителей и формы соб­ственности;

- основных менеджерах;

- целей компании, ее кооперации, включая основных постав­щиков и потребителей продукции;

- продуктов и услуг компании;

- доли продаж на рынке;

- финансовой ситуации за последние три года (доход и при­быль в течение последних трех лет, кредитная история и об­щая задолженность, основные финансовые показатели).

Третий раздел «Анализ рынка» является одной из важнейших частей бизнес-плана. В нем осуществляется анализ рынка и оцен­ка рыночного спроса на продукты и услуги компании. Приводится общая характеристика потребности и объемов производства про­дукции в регионе или России. Оценивается размер рынка и тен­денции его развития. Также в этом разделе приводится характерис­тика основных конкурентов, размер занимаемой ими рыночной доли.

В четвертом разделе «Продукция (услуги)» дается описание кон­курентных преимуществ продуктов и услуг. Для этого приводятся данные сравнительного анализа существующих или ожидаемых к выпуску изделий конкурентов с изделиями компании по основным параметрам. Освещаются вопросы, связанные с лицензированием деятель­ности или необходимостью приобретения патентов; возможностью для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав.

В разделе «Организация производства» обосновывается график выхода производства на планируемый объем выпуска по каждому продукту (в процентах от номинальной мощности про­изводства по периодам). В этом разделе содержатся данные о:

• технологии и нововведениях — описывается технология про­изводства продукции или оказания услуг, включая нововведе­ния;

• сырье и других компонентах производства), в том числе по составу и характеристи­кам сырья с указанием расхода на выпуск единицы продук­ции, цен (с учетом транспортных расходов), условий и перио­дичности поставки;

• производственных издержках — расчет основных статей за­трат, включаемых в себестоимость производства продукции и услуг;

• потребности в оборотных средствах — обоснование данных, используемых для расчета оборотных средств, в том числе объемов нормативных запасов сырья и основных компонен­тов производства, число дней покрытия дебиторской и креди­торской задолженностей по основным статьям затрат и др.

Включение в бизнес-план раздела «Достижение необходимого качества» носит рекомендательный характер. Однако вопрос о по­требительских свойствах продукции для российских предпри­ятий — решающий.

Раздел «Обеспечение конкурентоспособности» не является обя­зательным при составлении бизнес-плана. Обычно положения этого раздела в том или ином виде присутствуют в разделе «Анализ рынка» и «Продукция». Однако, если в проекте анализу рынка про­дукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности уделя­ется недостаточно внимания, это может иметь негативные послед­ствия, например в том случае, если потребность в будущей продук­ции завышена.

В разделе «Реализация продукции» описываются цели марке­тинга и стратегия компании на рынке. Приводится план меропри­ятий по маркетингу, включая рекламу, связи с общественностью, проведение выставок, коммерческие содействующие мероприятия и другие действия. Приводится также бюджет маркетинга по ос­новным статьям затрат. Обосновывается ценовая политика компа­нии.

Эффективное управление — это основа успеха деятельности предприятия. Обычно инвесторы рассматривают персонал управ­ления (команду менеджеров) как главный фактор успеха реализа­ции проекта. В этой связи в бизнес-план необходимо включить раздел «Управление и кадры», который имеет следующие подраз­делы:

• структура управления и менеджмент — содержит описание ор­ганизационной структуры управления предприятием, состава структурных подразделений, включая их основ­ные функции и компетенцию;

• персонал и кадровая политика организации — краткая инфор­мация об основных менеджерах, их функциях и обязанностях, образование, опыт практической работы. Приводится также информация об изменении численности персонала предпри­ятия (создание новых рабочих мест и возможное сокращение старых) в связи с реализацией проекта.

Финансовый раздел — один из основных в бизнес-плане. Он содержит основные результаты финансового анализа и оценки эф­фективности инвестиционного проекта.

Существуют три общепринятых в мировой практике документа, которые позволяют планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: «Отчет о финансовых результатах и их использовании», «Баланс» и «Отчет о движении денежных средств». Финансовые отчеты составляются на основе исходной информа­ции, приведенной в предыдущих разделах бизнес-плана.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта в данном разделе должны быть приведены расчеты основных общепринятых показателей эффективности.

 

4. Основной целью анализа проектных денежных потоков является определение величины денежной наличности по всем направлениям использования и источникам ее поступления.

Различают приток и отток денежных средств.

Денежный приток в основном обеспечивается за счет средств, поступающих из различных источников финансирования (в ре­зультате эмиссии акций и облигаций, получения банковских кре­дитов, займов сторонних организаций и целевого финансирования, использования средств нераспределенной прибыли и амортиза­ции), и выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Денежный отток возникает в силу потребности инвестирования в чистый оборотный капитал (определяемый как разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами) и во внеобо­ротные активы (основные фонды, нематериальные активы, долго­срочные финансовые вложения). Расход наличности также связан с необходимостью осуществления операционных издержек, нало­говых выплат и прочих затрат (рекламная кампания, повышение квалификации персонала, штрафы, пени, операции с финансо­выми инструментами и др.).

Анализ денежных потоков в планировании инвестиционного проекта является его неотъемлемой частью. Известно, что наличие у компании прибыли по данным бухгалтерской финансовой отчет­ности отнюдь не означает, что эта компания не испытывает по­требности в денежных средствах. Различия между величиной де­нежных средств и прибылью формируются под воздействием ряда факторов, основными из которых являются: объем амортизацион­ных отчислений; отсроченные платежи (по расчетам с поставщи­ками, заработной плате и пр.); содержание учетной политики (ме­тоды учета выручки от реализации продукции и производственных запасов, формирование резервов и пр.); изменения в чистом обо­ротном капитале (колебания потребности в оборотных активах и величине краткосрочных обязательств).

На величину денежных потоков оказывают влияние факторы, представленные ниже (рис. 1)

Рис. 1 Факторы, оказывающие влияние на величину денежных потоков

 

Денежные притоки и оттоки группируются по различным видам деятельности организации: операционной, инвестиционной и фи­нансовой. Общепризнанным методическим документом, в котором четко определена технология оценки денежных потоков экономи­ческого субъекта в разрезе видов деятельности, является Между­народный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 7 «Отчеты о движении денежных средств», который дает следующие определе­ния видов деятельности:

• Операционная — основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой.

• Инвестиционная — приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

• Финансовая — деятельность, которая приводит к изменению в размере и составе собственного капитала и заемных средств. Согласно МСФО 7, под денежными средствами понимаются наличные деньги и вклады до востребования, а под эквивалента­ми — краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обрати­мые в денежные средства, и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности.

Наиболее типичные статьи оттоков и притоков денежных средств по видам деятельности систематизированы в табл. 2

 

Таблица 2 – Притоки и оттоки денежных средств по видам деятельности

 

Притоки денежных средств Оттоки денежных средств
1 (а). Потоки денежных средств от операционной деятельности (прямой метод)
(+) Выручка от продажи товаров и предоставления услуг (-) Денежные платежи поставщикам и подрядчикам за товары и услуги
(+) Поступления от страховых компаний (-) Денежные платежи персоналу (по оплате труда и пр.)
(+) Денежные поступления от аренды, комиссионные и другие доходы (-) Социальные платежи и сборы
(+) Прочие денежные поступления от операционной деятельности (-) Налоговые платежи
(+) Денежные поступления в результате чрезвычайных событий (-) Денежные выплаты в результате чрезвычайных событий
1 (б). Потоки денежных средств от операционной деятельности (косвенный метод)
(+) Прибыль от операционной (текущей) деятельности (-) Убыток от операционной (текущей) деятельности
(+) Неденежные статьи (амортизация, отсроченные налоги, неиспользованные резервы предстоящих расходов и пр.) (-) Уплаченный налог на прибыль и прочие сборы
(+) Уменьшение дебиторской задолженно­сти (как результат операционной деятель­ности) (-) Увеличение дебиторской задолженно­сти (как результат операционной деятель­ности)
(+) Увеличение кредиторской задолженно­сти (-) Уменьшение кредиторской задолженно­сти
(+) Уменьшение запасов (-) Увеличение запасов
(+) Поступления денежных средств в результате чрезвычайных обстоятельств (-) Отток денежных средств в результате чрезвычайных обстоятельств
II. Поток денежных средств от инвестиционной деятельности
(+) Продажа внеоборотных активов; поступления средств от реализации отдельных узлов и частей основных средств в процессе их ликвидации (-) Приобретение основных средств, нематериальных и других долгосрочных активов
(+) Денежные поступления от продаж долевых и долговых инструментов других компаний и долей участия в совместных компаниях (-) Денежные платежи для приобретения долевых и долговых инструментов других компаний и долей участия в совместных компаниях
(+) Денежные поступления от возмещения авансов и кредитов, предоставленных другим сторонам (-)Авансовые денежные платежи и кредиты, предоставленные другим компаниям
(+) Денежные поступления от срочных контрактов, опционов и свопов, кроме случаев, в которых контракты заключены для коммерческих целей (-) Денежные платежи по срочным контрактам, опционам и свопам, кроме случаев, в которых контракты заключены для коммерческих целей
III. Потоки денежных средств от финансо­вой деятельности
(+) Денежные поступления от эмиссии акций или других долевых инструментов (-) Денежные выплаты владельцам для приобретения или погашения акций компании
(+) Денежные поступления от выпуска облигаций и векселей (-) Отток денежных средств, направленных на погашение краткосрочных и долгосроч­ных обязательств
(+) Поступления средств от полученных займов, краткосрочных и долгосрочных кредитов (-) Денежные платежи арендатора для уменьшения задолженности по финансо­вой аренде

 

Представлять потоки средств в отчете МСФО 7 разрешается двумя методами: прямым, при котором раскрываются основные виды валовых денежных поступлений, либо косвенным, при котором чистая прибыль или убыток коррек­тируется на суммы, не связанные напрямую с движением денеж­ных средств.

Прямой метод оценки операционных денежных потоков бази­руется на сумме всех возможных притоков и оттоков денежных средств.

Сложность использования данного метода заключается в том, что не всегда можно учесть все оттоки и притоки. Использование этого метода оценки для перспективного анализа затруднительно из-за недостаточности информации об условиях и факторах, воз­действующих на результативность функционирования бизнеса в будущих периодах. Для текущего и ретроспективного анализа дей­ствующая на предприятии система бухгалтерского учета, как правило, не дает возможности получить в достаточной мере полную и объективную информацию о всех прямых оттоках и притоках де­нежных средств.

В этой связи на практике (в учетной и аналитической работе) больше распространен косвенный метод расчета операционных де­нежных потоков. В основе данного метода оценки лежит коррек­тировка чистой прибыли (убытка) от операционной деятельности с учетом изменений в запасах, кредиторской и дебиторской задол­женности по основной деятельности, различных неденежных ста­тей (амортизации, отсроченных налогов и пр.). Информационной базой для проведения анализа служат данные о доходах и расходах организации, изменениях в запасах и величине начисленной амор­тизации, дебиторской и кредиторской задолженности, предостав­ляемые из текущей и прогнозной финансовой отчетности (формы № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о финансовых результатах», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»).

После того как специалисты получат прогнозную информацию о предполагаемых объемах выпуска и сбыта продукции, величине операционных издержек, а также аналитические заключения о потребности в активах долговре­менного пользования и чистом оборотном капитале, необходимо на их основе приступить непосредственно к оценке денежных по­токов инвестиционного проекта.

Выделяют два подхода к оценке проектных денежных пото­ков:

1. Менеджеры анализируют результаты капиталовложений на основе прямого подсчета произведенных денежных потоков, что воз­можно только в том случае, если конкретные варианты капитало­вложений являются в полной мере финансово-обособленными объектами, т.е. если в процессе инвестирования проект будет об­ладать явными финансовыми (коммерческими) результатами. Это случай, когда в процессе вливания капитала создаются новые пред­приятия, филиалы действующих компаний либо когда производи­мые проектом денежные потоки могут быть легко элиминированы из общей суммы денежной наличности, которой располагает фир­ма, осуществляющая долгосрочные инвестиции.

2. Альтернативным подходом является анализ приращенных де­нежных потоков. В ходе реализации капиталовложений, носящих локальную направленность в одно из подразделений компании (замена оборудования, техническое перевооружение, расширение действующего производства), часто возникают объективные труд­ности в количественной оценке соответствующих результатов ин­вестиционной деятельности. В этой ситуации оценку проектных денежных потоков (ДП) рекомендуется проводить по следующей формуле:

 

ДП в период времени t = Совокупные ДП компании c проек­тами в период времени t - Совокупные ДП компании без проекта в период времени t.

 

 

Применение этой формулы осложняется рядом причин. Труд­ности возникают с усложняющими процесс анализа факторами. Рассмотрим не­которые из них:

• Необходимость выделения ранее понесенных затрат по изуче­нию рынка, научно-исследовательским и опытно-конструк­торским работам от потока денежных средств, прямо связан­ных с реализацией конкретного варианта капиталовложений. Расход денежных средств, предшествующий разработке и при­нятию инвестиционных предложений, называется невозврат­ными издержками (sunk costs). Они не должны учитываться в оценке будущих результатов долгосрочного инвестирования. Например, предприятие приняло решение осуществить капи­таловложения в модернизацию оборудования, используемого толь­ко лишь для производства определенного вида продукции. Однако по разработанной позже программе перепрофилирования произ­водства не предполагается использование данных внеоборотных активов, а на их месте планируется создание производственных мощностей, предназначенных для изготовления новой продукции. В этом случае средства, уже израсходованные на модернизацию изношенной техники, необходимо считать невозвратными издерж­ками.

• Одновременно с прямыми денежными потоками аналитикам часто приходится сталкиваться с влиянием косвенных резуль­татов реализации долгосрочных инвестиций. Речь идет о воз­действии конкретного варианта капиталовложений на вели­чину денежных потоков прочих сфер деятельности компании. Например, решение о приобретении в Казахстане кондитер­ской фабрики, с одной стороны, позволит увеличить рынок сбыта продукции отечественного производителя, с другой — отрицательно повлияет на количество экспортируемых конди­терских изделий. Другими словами, менеджеры, принимаю­щие решение о финансировании инвестиций, должны четко представлять себе не только явные преимущества какого-либо проекта, но и возможные отрицательные последствия, связан­ные с его реализацией.

• Явно усложняют анализ проектных денежных потоков такие факторы, как воздействие инфляции, изменение налогового законодательства и распределение накладных расходов.

• Необходимо учиты­вать влияние на результативные показатели долгосрочного инвестирования фактора внутренних (трансфертных) цен. Рассмотрим следующую ситуацию: компания повышает цены на произведенную продукцию, которая реализуется дочерней фирме. Очевидно, что уровень прибыльности у материнской компании повышается, в то время как издержки у дочерней организации возрастают. Этот пример показывает, что цены, по которым товары и услуги обращаются в пределах одной компании (или объединения предприятий), могут суще­ственно искажать действительную картину рентабельности предстоящих инвестиций. В результате регулирования цен внутри группы вертикально интегрированных компаний бух­галтеры могут существенно снижать величину налоговых от­числений (с учетом законодательно установленных льгот, а также рыночного уровня цен в различных отраслях и регио­нах страны).

• На анализ проектных денежных потоков влияет порядок включения процентных платежей в состав денежного потока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: