Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.




Задание 1. Восстановите текст. Вставьте в словах, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте слитное, через дефис или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Еще только оди...адцатый час на исходе а уже (н…)куда (н…)денеш..ся от тяж...лого зноя каким дыш…т июльский день. Раскалё…ный воздух (едва)едва колыш…тся над немоще….ой песча…ой дорогой. Ещё (н…)коше…ая но (на)половину ис...охшая трава никнет и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Дремл...т без живительной влаги зелень рощ… и пашен…. Что(то) (не)внятное непр…ста…о шепчет в (полу)дрёме неуг..монный кузнеч…к. Н.. человек н… животное н…насекомое н..кто

Больше никто не бор...т...ся с истомой. (По)видимому все …дались убедившись в том что сила истомы овладевшей ими (н…)победима и (н..)пр…одолима. Одна надежда на грозу лиш… она может ра…будить скова...ую жаром природу и развеять сон. И вдруг впрямь что(то) гр...хочет (в)дали (не)ясной и тума...ой и гряда темных туч... движется с (юго)восточной стороны. (В)течени... (десяти)пятнадцати минут царит зл…вещая тишина и всё небо покрывается тучами. (Ярко)бл...снувшая молния режет синюю гущу облаков. Гроза надвигается (в)далеке в...пыхнула молния слыш…тся слабый гул п...степенно усиливающийся пр...ближающийся и пер...ходящий в пр...рывистые р...скаты обнимающие г...ризонт. Но вот сол...це выглянуло в последний раз осветило (тёмно)синюю сторону неб...склона и скрылось. Вся окрес…ность вдруг изменилась приняла мрач...ный характер и гроза началась.

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах.

Алкоголь, роженица, некролог, средство - средства(множественное число), договор, ненависть, статуя, договорённость, новорожденный, таможня, дремота, нормировать, танцовщица, столяр, духовник, обеспечение, торт, еретик, щиколотка, дремота, досуг, агент, бармен, эксперт, благовест, феномен, медикамент, снадобье, гастрономия, мельком, соболезнование, генезис, менеджмент, согнутый, давнишний, мизерный, дефис, намерение, добыча, мышление, роженица, тошнота, арахис, фетиш, цыган, принудить, созыв.

Ждать - ждала - ждало - ждали; звонить - звонит - звонишь — звонят; красивый - красивее - красивейший; начать - начал - начала - начали - начата.

 

Задание 3. Распределите слова в две группы: с твердым согласным перед [Э] и с мягким. Запишите их. Выделите слова с вариантной нормой произнесения.

Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бас­сейн, генетика, дегустация, декан, демагог, депо, депрессия, детектив, идентичный, индекс, интеллект, нейрохирург, термин, тенденция, протекция, рейд, рельс, сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, федерация, шинель, штепсель, экспресс,

Задание 4. Распределите слова с сочетанием букв ЧН и ЧТ по трем колонкам. В первую колонку запишите слова, в которых произносится [чн] и [чт], во вторую - в которых произносится [шн] и [шт], а в третью - слова, допускающие оба варианты произношения

Горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, перечница, полуночник, порядочный, Кузьминична, скучный, что, яичница, булочная, ничто, сердечный друг, поперечный, шуточный, булочная.

 

Задание 5. Определите варианты окончаний имен существительных в форме Р.п. мн.ч.

1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар...

2) В эту душную ночь приятно ощущать свежесть льняных простын….

3) Быстро проносились коляски неутомимых рикш…..

4) Вдоль западных побереж… Америки тянется длинная цепь Кордильер… и Анд....

5) Поставлен новый электросчетчик на 10 ампер…

6) Отряд сапёр... двигался к лесу.

7) В катастрофе с рельс… сошли два поезда.

 

Задание 6. Раскройте скобки. Цифры запишите словами

1) Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы - лектора).

2) Важнейшие отделы и (секторы- сектора) учреждения были реорганизованы.

3) Во всю ширину реки растянуты (неводы – невода).

4) У причала стояли небольшие яхты, их (парусы - паруса) трепетали на ветру.

5) Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) которых до краёв были наполнены мешками и ящиками

6) Разность между (87) и (58) составляет двадцать девять.

7) Украденную машину милиция искала без малого (123 суток).

8) Вес искусственного спутника Земли был равен (1327 кг).

9) Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (обеим-обоим) сторонам живописной реки, ежегодно привлекает тысячи туристов.

10) В эту суровую зиму стае волков пришлось по (много- многу)дней бродить в поисках пищи.

 

Задание 7. Приведите 3-4 примера существительных, форма множественного числа которых определяется конкретным значением. Например, образа (иконы) – образы(в литературном произведении).

Задание 8. Распределите существительные в четыре столбика:

а) средний род; б) мужской род; в) средний род; г) возможные варианты.

Алоэ, Осло, протеже, кофе, коланхоэ, ситро, виски, салями, Эри, кольраби, желе, безе, боа, инкогнито, Батуми, эскимо, резюме, рантье, лама, колибри, домино, Сочи, ариозо, сирокко, хинди, Миссисипи, сопрано, хиппи, контральто, месье, пенальти, мокко, портмоне, какао, иваси, Таймс, леди, тюль, завтра, крупье.

 

Задание 9. Покажите различие в значении слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания (предложения).

Адресат – адресант Аффект – эффект Бобер – бобр Вибрион – эмбрион Гиена – геенна иммигрант – эмигрант    

Задание 10. Лексическое значение слова указанно неверно в примере (дайте правильное толкование слова):

1) Эссе – десерт из фруктов и взбитых сливок.

2) Гонорар – вознаграждение за труд, получаемое по договору литераторами, художниками и т.д.

3) Геноцид – самоубийство группы людей.

4) Дискриминация - методы воздействия на закоренелых преступников, с целью изменения их поведения.

5) Скаредный – застенчивый скромный.

6) Виртуоз – человек, достигший совершенства, в каком либо деле (обычно о людях творческих профессий).

7) Стремнина – что-то низкое, обсуждаемое моралью.

8) Субординация – система подчинения младших старшим.

9) Гобелен – широкое блюдо фруктов.

10) Инкриминировать – вменять в вину, предъявлять обвинение в чем-либо.

11) Каллиграфия – искусство рисовать тушью по шелку.

12) Импозантный – презрительный, недоброжелательный.

 

Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.

1) Государственный Эрмитаж обладает прекрасной коллекцией гобеленов из царских сервизов.

2) На празднике вышел приятный инцидент – неожиданно на эстраду вышел известный певец.

3) Площадь всего участка - примерно десять квадратных гектаров.

4) Фасад дворца был украшен небольшими, но изящными фигурами коллосов.

5) Скрипя сердцем она согласилась поехать.

6) Увлечение марками сделало его профессиональным селекционером.

7) Заговорив о проблемах малого бизнеса, он словно наступил на мой больной мозоль.

8) Каждая личность должна иметь свои индивидуальные черты.

9) Учителей очень волновали взаимоотношения ребят друг с другом.

10) Граф повертел в руках протеже и задумчиво положил обратно в портмоне.

 

Задание 12. По Фразеологическому словарю русского языка определите значение фразеологизмов. Выпишите эти значения. С предложенными фразеологизмами оставьте предложения.

Метать перуны, курить фимиам, пиррова победа, перейти Рубикон, танталовы муки, нить Ариадны, шемякин суд, синий чулок, прокрустово ложе, дамоклов меч, гордиев узел, троянский конь, петь дифирамбы, вернуться в свои пенаты, положить под сукно,Homo homini lupus est, у чёрта на куличках, нести свой крест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: