Структура социологического знания.




Социология

эмпирическая теоретическая

занимается непосредственно сбором занимается вопросами теории

и анализом данных (конкретно) (абстрактно)

 

Эмпирическая и теоретическая части социологии отражают уровни обобщения знания. Социология имеет и средний уровень (специальные социологические теории – например, теория социализации, теория социальной аномии). Этот уровень служит промежуточным звеном между обобщениями эмпирического материала о процессах и явлениях в обществе и фундаментальной теорией. Теории среднего уровня (идею создания таких теорий предложил Роберт Мертон, США) призваны заменить на данном этапе развития социологии предельно широкие обобщающие теории.

       
   


макросоциология микросоциология

изучает общество на уровне специализируется на изучении

социальных групп, социальных взаимодействия людей в

институтов, социальной структуры повседневной жизни

       
   

 


общая частная

социология моды, культуры, политики,

девиантного поведения и т.д.

фундаментальная прикладная

решение теоретических вопросов решение конкретных проблем

 

Огюст Конт.

Социология (или, как Конт называл её сначала – социальная физика) обязана именно Конту своим названием. Хотя некоторые отмечают, что идею науки об обществе Конт мог подхватить от Сен-Симона, чьим секретарём был долгое время.

Считал, что:

1. Социология – наука, которая должна развиваться по образцу естественных наук.

2. Главный метод – описание (не копание вглубь)

О. Конт – основоположник позитивизма. Принципы позитивистской социологии:

- эмпиризм (единственным источником знания должен являться опыт)

- верификация (знание обязательно должно пройти проверку на истинность)

- физикализм (это – дань времени, =естественно-научная редукция, попытка перенесения схем исследования из естественных наук на изучение общества)

 

Конт анализировал социальную статику и социальную динамику. Для изучения социальной динамики предложил закон трех стадий (необходимо отметить, что это противоречит проповедуемой им самим установке на эмпиризм, так как этот закон - ни что иное, как умозрительно сконструированная схема)

 

Выделение стадий развития общества

(критерий – развитие человеческого сознания)

1 стадия теологическая

Сознание человека при объяснении происходящих явлений ограничено ссылками и отсылками к высшим неведомым силам

Социальный порядок – военное общество – держится на вере в то, что руководители выполняют божественную волю

2 стадия метафизическая

Сознание человека позволяет делать анализ самостоятельно, хотя зачастую человек ограничивается при объяснении наличием скрытых в вещах принципов и сил (эфир, жизненная сила, душа), абстракциями.

Эпоха бунтов, революций, междоусобиц. Нет прочного социального порядка

3 стадия позитивная

Современное общество подчинено науке. Человек устанавливает точные, даже количественные законы взаимосвязи наблюдаемых отдельных явлений.

Люди ценят реальное научное знание и поддерживают социальный порядок, при котором доминируют учёные и промышленники, чей авторитет завоеван их вкладом в прогресс. Промышленное общество.

 

 

Придерживался позитивизма и Герберт Спенсер.

Два момента социологии Спенсера:

  1. он ввел в социологию идеи Дарвина (главная из них - идея естественного отбора). Общество использует борьбу классов, партий, индивидов за существование для своего эволюционного развития.
  2. предложил рассматривать общество как организм

Системы, существующие в обществе как в организме:

- питающая

- распределительная

- регулирующая

- организующая

Это как системы органов, специализирующихся на выполнении определённых функций

За что критиковали позитивизм?

Необходимо отметить, что позитивизм прошёл несколько стадий в своём развитии, существует позитивизм, неопозитивизм, логический позитивизм и т.д.

  • Первую стадию развития позитивизма критиковали, в основном, за естественно-научную редукцию, которая вела к чрезмерному упрощению в понимании социального.
  • См. п. 2 антипозитивистская реакция – ранее, в разделе «Внутринаучные факторы развития социологического знания»

ПРОТЕСТ!

антипозитивистская реакция

Э. Дюркгейм М. Вебер

Считал, что общество – Социология должна понять

надындивидуальная реальность социальное действие.

 

И то, и другое невозможно представить в рамках позитивистской установки.

При этом и Вебер, и Дюркгейм не отрицали, что социология должна стремиться к объективности.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.)

Первый социолог, который уделил внимание разработке собственно социологической методологии.

 

Дюркгейм рассматривал общество как реальность «особого рода» (реальность sui generis), состоящую из социальных фактов.

Социальные факты – некоторые способы мышления, действия, поведения, обладающие по отношению к индивиду особой принудительной силой, заставляющие его действовать определенным образом. Социальные факты существуют объективно, то есть вне зависимости от желания или нежелания (понимания или непонимания, разницы трактовок) субъектов (индивидов).

  • Как проявляются? в давлении общества на индивида при невыполнении им (индивидом) действия, обусловленного социальным фактом.
  • Откуда берутся? социальные факты – следствие взаимодействия людей в конкретных ситуациях, выработанные определенные решения в конкретных ситуациях, приобретающие собственную силу и самостоятельность существования по отношению к человеку.

 

Метод Э. Дюркгейма: необходимо исследовать соц. факты как вещи.

Человек подходит к описанию/изучению какого-либо предмета/явления, обычно уже имея некоторые представления об этом предмете или явлении в голове. Достаточно сложно отстраниться от представлений, существующих в человеческой голове, установок «как должно быть», мнений, эмоций, ведь всё это – следствия собственного опыта. Особенно, касаясь социальных явлений, большинство людей берутся судить, «как должно быть». Поэтому именно в социальном знании как ни в каком другом необходимо устранить оценочный момент и исследовать социальные явления как вещи (то есть, устранив все предпонятия – термин Дюркгейма, максимально объективно).

 

ответ
Главный вопрос, исследуемый Э. Дюркгеймом: как общество связано, сцеплено, структурировано? Почему оно не распадается?

 

 

Работа «Самоубийство» (1897 г.): в зависимости от уровня интегрированности, сплочённости общества индивид чувствует себя по-разному.

И количество самоубийств также зависит от степени социальной интеграции (включенности индивида в дела своей социальной группы).

В связи с этим он выделяет четыре типа самоубийств:

эгоистическиеальтруистическиеаномические фатальные

(Причина: (Причина: (аномия – отсутствие (Причина: человек

общество общество норм) данный тип «перекормлен» обществом)

недостаточно слишком суицида характерен Пример: 1. новобранец

интегрировано) интегрировано) в периоды масштабных в армии страдает от

социальных изменений, избытка контроля

когда происходит смена 2.тоталитарный режим

ценностных ориентаций

старые ценности объявляются

недействительными, а новые

ещё не «работают».

Пример: советское общество

1990-х гг.

 

Работа «О разделении общественного труда» (1883):

перерастает в
Две стадии функционирования общества:

I. Господство механической солидарности

II. Господство органической солидарности

 

Именно благодаря разделению труда формируется новый тип общественной солидарности (не экономическое, а социальное следствие разделения труда подмечено Дюркгеймом)

I. Господство механической солидарности

Изначально люди живут вместе, они связаны, но связь эта – между «такими же, как я» (на основе близости представлений о жизни, сходства точек зрения)

II. Господство органической солидарности

С развитием разделения труда появляется необходимость общения и связи с людьми «не такими, как я», мотивы солидарности – экономические.

 

 

Макс Вебер (1864 – 1920 гг.)

В отличие от Дюркгейма Вебер не рассматривает общество как целое, обладающее особыми свойствами, а фиксирует внимание на конкретных людях, их деятельности (социологический номинализм).

Разрабатывал идею «понимающей » социологии – социологии, стремящейся не описать и проанализировать, а проникнуть в суть, понять. Что понять? Социальное действие индивидов – это и есть предмет социологии (определение см. ранее в пункте «Является ли социология наукой»)

Как понять?

У М.Вебера собственная методология исследования социальной реальности – «идеальные типы».

Идеальный тип – некая конструкция, модель объекта, с которой объект сравнивается, при этом выделяется исключительное и общее данного объекта. Это именно конструкция, она изобретена, придумана (сродни конструкциям «идеальный газ», «абсолютный вакуум»), это не есть суммирование впечатлений и данных об объекте реальности (идеальный тип капитализма создан не на основе анализа и обобщения черт капитализма в разных странах, а на основе абстрактного анализа процесса кап. развития и того, что с этим связано).

Идеальные типы социального действия:

(в основе типологии – принцип убывания рациональности)

целерациональноеценностно-рациональноетрадиционноеаффективное

(рационально (в основе не только (действие по (действие под

ставится цель рациональность, но и привычке) воздействием

и рационально ценностные мотивы) сильных эмоций;

выбираются средства) на грани поведения

и осознанного действия)

 

Как же предсказать человеческие действия?

Вебер был убеждён, что современное общество имеет тенденцию к увеличению рациональности → чем дальше, тем чаще люди будут действовать все с большей и большей рациональностью.

Данная убеждённость М.Вебера в нарастании рациональности в современном обществе основывалась, в частности, на его анализе:

  • Властных структур современного общества (бюрократия как рациональный инструмент осуществления господства)
  • Капитализма (анализ связи между господством религиозных норм и развитием капитализма – знаменитая работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905): общая основа протестантской этики и духа капитализма – рациональность – отношении к миру с точки зрения целесообразности, эффективности, полезности)

В дальнейшем выводы Вебера критиковались:

  • Мишель Крозье доказал, что бюрократия зачастую иррациональна, причем, только так она и может существовать (книга «Феномен бюрократии», 1964).
  • И современники Вебера (Вернер Зомбарт), и современные нам исследователи ставят под сомнение наличие непосредственной связи между этикой протестантизма и развитием капиталистических отношений.

 

М.Вебер разработал типологию господства

Харизматическое Л егальное

(люди подчиняются власти Традиционное (на основе веры в закон,

на основании харизмы, (господство на на четко регламентированных,

личных качеств лидера) основе традиций) законодательно закрепленных

процедурах)

Легитимность власти – признание существующего строя.

 

Вильфредо Парето (1848-1923)

Его концепция – позитивизм, «доведенный до предела». Сказывается то, что Парето – основоположник экономической науки, известный экономист.

Этот социолог считал, что всевозможные социальные зависимости следует представить в количественных показателях, в числах.

В. Парето был основоположником системного подхода к изучению общества. Он создал концепцию общества, находящегося в динамическом равновесии, а также концепцию логических и нелогических действий.

По В. Парето, ключом к пониманию динамики развития общества является анализ человеческих действий.

При этом в действии можно выделить три составляющие:

  • то, что мы реально видим, наблюдаем
  • обоснование действия (как правило, оно даётся уже после совершения действия)
  • психическое состояние исполнителя действия (именно оно определяет характер действия) все действия

логические (сначала исполнитель нелогические (следствие иррациональных

продумывает действие, и лишь психических процессов, таковых действий

затем его выполняет, таких действий большинство)

минимум, они встречаются в науке,

экономике, отчасти, политике)

 

Для анализа нелогических действий Парето формулирует понятия

«осадки» и «производные» (деривации).

Производные – все те идеологии, которые мы придумываем, чтобы объяснить совершенное действие, они ложны и иллюзорны.

Осадки – его собственный метод измерения, это некоторые показатели психических действий человека.

Два главных осадка: - Инстинкт комбинаций

- Настойчивость в сохранении агрегатов

Выводы, которые делает Парето о том, как люди обосновывают свои действия:

всё вокруг – иллюзорные вещи, и все идеологии равно плохи.

А где же тогда истина? – в психике человека.

 

Подробнее о В.Парето см. работу: Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии». Одна из лекций посвящена социологии Парето.


[1]А точнее, это период 1770-1820 гг.(подробнее см. рекомендованный мною факультетский учебник Социология под ред. Скворцова, гл.1.).

[2] Приведённые названияпарадигм условны! Приведённые фамилии социологов даны в качестве одного из примеров, такую классификацию парадигм мы приводим по книге И.Ф. Девятко «Модели объяснения и логика социологического исследования»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: