Наличие теоретической базы опыта.




ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

Мельникова Е.П.

 

 

2012 год

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.

Срок выполнения: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 3 – 6 лет

Актуальность исследовательской работы

 

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольника».

Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.

Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

3.Развитие активности и инициативности детей;

4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие само­стоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Гипотеза исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Наличие теоретической базы опыта.

В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».

Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
  • развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие сенсорных эталонов, способов по­знания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: