Программа семинарских занятий
По дисциплине «Психологическая диагностика и коррекция
(раздел Психологическая диагностика)»
для специальности:
1-03 03 05-03 - Логопедия. Специальная психология
Лабораторное занятие 1. Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности.
Основные вопросы:
1. Психодиагностика - наука о способах распознавания и измерения индивидуально-типологических особенностей человека.
2. Феноменология, структура и динамика личности.
2. Статические (теории черт и теории типов) и динамические (теории
инстанций) теории личности.
– Отрабатываются принципы сбора анамнестических данных с использованием биографического метода Н.А. Грищенко, составление психологического портрета личности.
– Отработка умений и навыков работы с личностными опросниками Г.Айзенка, опросником Я.Стреляу.
– Отработка умений и навыков работы с ОСТ Русалова; определением свойств темперамента по речевому поведению.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-С-Пб., 1999.
2. Елисеев Д.П. Практикум по психологии личности.- С-Пб., 2000
3. Общая психодиагностика.-М., 1987
4. Практикум по психодиагностике личности:Дидактические материалы.// Отв. ред. Н.К. Ракович – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- С-Пб., 2000
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М., 1995
7. Шевандрин Н.И. психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М., 1998.
Лабораторное занятие 2. Многофакторная диагностика личности.
Основные вопросы:
1. Многофакторная диагностика личности: история развития, цель, основные подходы.
2. Методики многофакторной диагностики личности.
3. Факторно-аналитический принцип конструирования тестов и факторный анализ.
4. Принципы интерпретации полученных данных, описания личностного профиля.
5. Сравнительный анализ основных подходов к многофакторной диагностике личности: на основе выделения черт, типологический.
Отработка умений и навыков работы со следующими методиками:
– Опросник Р.Кеттела;
– Многофакторный личностный опросник FPI;
– Психодиагностический тест (ПДТ) В.М. Мельникова, Л.М. Ямпольского.
– Мини-мульт.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-С-Пб., 1999.
2. Елисеев Д.П. Практикум по психологии личности.- С-Пб., 2000
3. Методики психодиагностики в спорте.-М., 1990
4. Общая психодиагностика.-М., 1987
5. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.-М., 1989
6. Практикум по психодиагностике личности:Дидактические материалы.// Отв. ред. Н.К. Ракович – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- С-Пб., 2000
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М., 1995
9. Шевандрин Н.И. психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М., 1998.
Лабораторное занятие 3. Психодиагностика характера и воли. Диагностика эмоциональной сферы личности.
Основные вопросы:
1. Понятие о характере как социально обусловленной диспозиции личности.
2. Проблема взаимосвязи темперамента и характера в типологии и психодиагностике индивидуальных различий.
3. Диагностика черт характера и акцентуации характера.
4. Воля в структуре характера. Диагностика способности к волевому усилию.
5. Понятие нормы и отклонения в эмоциональном развитии личности.
6. Основные методы и методики диагностики эмоционального профиля личности.
7. Диагностика уровня нервно-психической устойчивости личности. Диагностика уровня тревожности.
8. Диагностика эмоциональных состояний с помощью проективного метода.
9. Рисуночные методики эмоциональных состояний и особенностей личности.
Отработка умений и навыков работы со следующими методиками:
– ПДО А. Личко;
– Тест-опросник «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда – С. Шмишека.
– Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж Роттера (адаптация: Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда)
– Отработка умений и навыков работы с рисуночными методиками диагностики эмоциональных состояний: «Рисунок несуществующего животного», «Дом-Дерево-Человек».
– Отработка умений и навыков работы с тестом руки Э. Вагнера, методиками диагностики депрессивных состояний, оценки стрессоустойчивости.
Литература теме:
1. Бурлачук Л.Ф. Веведение в проективную психологию, 1997.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-С-Пб., 1999.
3. Елисеев Д.П. Практикум по психологии личности.- С-Пб., 2000
4. Методики психодиагностики в спорте.-М., 1990
5. Общая психодиагностика.-М., 1987
6. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.-М., 1989
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- С-Пб., 2000
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М., 1995
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии.-Ростов-на-Дону, 1996
10. Шевандрин Н.И. психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М., 1998.