НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «ЭтикетКа»
АВТОР ПРОЕКТА Бекетова Евгения Сергеевна
КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ (номер телефона, электронный адрес) Basasya8989@mail.ru, 89093714877
МЕСТО РАБОТЫ(должность), УЧЕБЫ СГАУ им. академика С. П. Королёва
№ п/п | Содержательный блок паспорта проекта | Описание блока | ||||||||||||||||||||
1. | Аннотация проекта | Команда Самарского Государственного Аэрокосмического Университета хочет познакомить учеников пятых классов нескольких школ с правилами культуры общения и этикета для того, чтобы они могли точнее выражать своё мнение в современном обществе, не испытывали проблем в ситуациях коммуникации. Мы планируем провести обучающую увлекательную игру по правилам этикета и культуры речи, а также психологическое исследование и тесты на знание правил этикета для оценки результатов проекта, разработать настольную игру по данной тематике. | ||||||||||||||||||||
2. | Описание проблемы | Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Проблематика, связанная с формированием коммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы – привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики – разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников в условиях учебной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивная коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом. Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Важная заслуга в развитии культуры общения ребенка отдается семье и учителям, однако не всегда дети слушают, когда им объясняют правила речевого этикета. Для того, чтобы ребенок запомнил, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации, объяснений недостаточно, необходимо дать ребенку шанс ощутить себя в ситуации, где возникает коммуникативная проблема, и на собственном опыте научиться решать ее. | ||||||||||||||||||||
3. | Цель проекта | Цель: повысить уровень знаний и навыков учащихся 5-х классов школ-участниц проекта в области культуры общения и этикета, показать им пользу от применения полученных знаний и навыков в данной области. | ||||||||||||||||||||
4. | Задачи проекта | Задачи: - познакомить школьников с правилами этикета и культуры речи; - развить практические навыки школьников в данной сфере; - показать учащимся пользу от применения полученных знаний и навыков, снизить уровень конфликтности в классах за счет использования правил этикета и культуры речи как инструмента разрешения конфликтных ситуаций; - обеспечить использование ребятами приобретенных навыков после окончания проекта. | ||||||||||||||||||||
5. | Целевые группы на которые направлен проект | Школьники 5-х классов г.о. Самары и Самарской области | ||||||||||||||||||||
6. | Механизм реализации проекта | Подготовительный этап: закупка необходимых материалов, канцтоваров и призов; проработка программы игры; составление тестов для оценки уровня знаний в области изучаемых навыков и разработка психологического исследования для выявления уровня конфликтности в классах; согласование с руководством школ дат и времени проведения игр и тестирования. Основной этап: проведение предварительного тестирования, психологического исследования уровня конфликтности обстановки в классе до и после игр, игр и контрольного тестирования после игр. Игра будет наглядно моделировать один день из жизни обычного человека, который на каждом шагу сталкивается с проблемами этикета и культуры общения: умение вести себя за столом, в транспорте, в театре и магазине, общение по телефону, личная и деловая переписка и т.д. Каждый участник игры сможет соотнести свои представления о правильном поведении с канонами этикета, скорректировать их, закрепить новые знания и навыки, поработать в команде и побороться за приз. Игра разбита на несколько частей по тематикам. После проведения игры школьникам дарится настольная игра по изученным правилам. Команда победитель из каждого класса приглашается на финальное мероприятие – посещение театра. Заключительный этап: анализ результатов тестов и игр, оценка эффективности реализованного проекта. | ||||||||||||||||||||
7. | Календарный план реализации проекта |
| ||||||||||||||||||||
8. | Ожидаемые результаты |
| ||||||||||||||||||||
9. | Смета проекта |
| ||||||||||||||||||||
10. | Опыт реализации проектов по тематике конкурса. | Не имеем опыта реализации по данной тематике. |