Введение
Курс «Истории древнего мира» для педагогических университетов в соответствие с ГОС 2000 года включает четыре составные части: «История первобытного общества», «История древнего Востока», «История древней Греции и Рима».
Практикум имеет целью облегчить студентам I курса исторического факультета подготовку к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по двум разделам курса «История древнего мира»: «История первобытного общества» и «История древнего Востока».
Цель семинарских (практических) занятий состоит в том, чтобы приобщить первокурсника к азам самостоятельной исследовательской работы; научить приемам работы с историческим источником и специальной литературой.
Критически освоить исторический источник – задача достаточно сложная для студента, тем более первокурсника. Такая работа требует предварительной подготовки, которая осуществляется в процессе общения студентов с преподавателем на лекциях, практических занятиях и консультациях, а также с помощью самостоятельного изучения общих и специальных учебных пособий.
Практикум содержит развернутые планы семинарских занятий, тексты труднодоступных источников, списки источников и литературы, методические указания, выделяющие узловые моменты каждой темы, на которые следует обратить внимание.
Студенту рекомендуется следующая методика подготовки к практическому занятию: сначала изучается лекционный материал, отражающий тему семинарского занятия, а также материал рекомендованных учебных пособий. После этого анализируются и конспектируются источники, подобранные по хрестоматии. Конспектирование – это краткое фиксирование главной мысли (или мыслей) соответствующего раздела (главы, статьи, строфы, страницы) источника с точной ссылкой на него. Конспект пишется на одной половине страницы, чтобы в ходе занятий было место для дополнений, уточнений, фиксирования возникающих вопросов, проблем и т.п. В заключение читается специальная литература, которая помогает уточнить материал источников, правильно оценить их сущность.
Тематика практических занятий по истории первобытного общества
Вводное занятие | 2 часа |
Становление и развитие родового строя | 4 часа |
Возникновение классового общества и государства | 2 часа |
Культура и идеология первобытного общества | 4 часа |
Примечание: Отдельные темы могут варьироваться преподавателем в процессе проведения семинарских занятий.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
1. Что такое «практическое занятие».
2. Знакомство с учебниками, хрестоматиями, основной и дополнительной литературой.
3. Подготовка к практическому занятию, конспектирование и оформление конспектов семинарских занятий.
4. Знакомство с приемами библиографического описания источников и литературы.
Учебники и учебные пособия
История древнего мира / Под ред. Ю.С.Крушкол. Ч.1-2. Последнее издание.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1994.
История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988.
История древнего мира. Кн.1. Ранняя древность / Под ред. И.М. Дьяконова и др.
М., 1989.
История древнего мира. Кн.2. Расцвет древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989.
История древнего Востока: Материалы по историографии: Учебное пособие / Сост. А.А. Вигасин и др. М., 1991.
Хрестоматии
Тематическая хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Н.Н. Пикус. М., 1963.
Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1964.
Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1-2 / Под ред. М.А. Коростовцева.
М., 1980.
Хрестоматия по истории древнего Востока / Составитель А.А. Вигасин. М., 1997.
Хрестоматия по истории древнего мира. Ч.1-3 / Под ред. В.В. Струве. М., 1950-1953.
Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1973.
Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост.
Ю.С. Крушкол, Н.Ф. Мурыгина, Е.А. Черкасова. М., 1975.
Практикум по истории древнего мира / Сост. Н.Л. Просина, И.С. Свенцицкая.
М., 1972.
Практикум по истории древнего мира. Вып. 1-2. М., 1981.
Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып. 1-2.
М., 1989.
Практикум по истории древнего мира / Под ред. Е.А. Молева. Н. Новгород. 2002.
Все перечисленные учебники, учебные пособия и хрестоматии содержат необходимый материал для подготовки к семинарским занятиям по приведенным ниже темам. В списках литературы и источников по каждой теме будут рекомендованы книги, соответствующие данной исторической проблеме.
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ.
1. Родоплеменная организация и ее устройство.
а) первобытное стадо и его особенности, причины перехода к родовой организации;
б) характеристика рода, фратрии и племени;
в) характеристика союза племен.
2. Материнская родовая община:
а) экзогамия и эндогамия;
б) групповой брак и парная семья;
в) подсечно-огневое и мотыжное земледелие и его значение.
3. Патриархальная родовая община:
а) причины перехода от материнского права к отцовскому;
б) патриархальная и моногамная семья;
в) развитие скотоводства и плужного земледелия.
4. Современные варианты периодизации истории первобытного общества.
Источники
Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Ю.С. Крушкол и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 1,2,3.
Морган Л.Г. Древнее общество / Пер. с англ. Л., 1934. С.40 – 62. (Репринт 1989).
Литература
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
История Европы. Т.1: Древняя Европа. М., 1988.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
Бутовская М.Л., Файберг Л.А. Проблема зарождения человеческого общества // Исследования по первобытной истории. М., 1996.
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства: присваивающее хозяйство. М., 1981.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Методические указания
Рассматривая переход от первобытного стада к родовой организации, необходимо выделить материальные и социальные предпосылки возникновения родового строя. Важно иметь в виду, что этот переход был связан с заменой присваивающей формы хозяйственной деятельности производящей, а также сопровождался вытеснением зоологического индивидуализма социальными факторами. Внимательно разберитесь с периодизацией брачно-семейных отношений в первобытном обществе.
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1. Первое крупное общественное разделение труда и его последствия.
2. Второе крупное разделение труда и значение использования металлов.
3. Развитие частной собственности, начало имущественной и социальной дифференциации в обществе.
4. Возникновение рабства и его патриархальный характер.
5. Возникновение государства и его основные черты.
Источники:
Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Ю.С. Крушкол и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 9.
Литература:
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.
Энеолит СССР // Археология СССР / Под ред. В.М. Массона, Н.Я. Мерперта.
М., 1982.
История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. Т. I-III. М., 1989. Т.I.
Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.
Методические указания
Реконструкция возникновения классового общества и государства затруднена специфическим характером исторических источников. Обратите внимание на причины разложения родоплеменной организации и становление сельских соседских территориальных общин. Подумайте над тем, что является экономической основой такой общины, и каковы ее социальные черты. В заключение дайте четкое определение государства и его основных черт.
Тема 3. КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1. Причины появления религиозных верований в первобытном обществе и понятие религии.
2. Формы первобытных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, культ предков.
3. Причины возникновения культа богов.
4. Система религиозно-нравственных запретов (табу) и шаманизм.
5. Возникновение первобытного искусства и его характер.
6. Развитие знаний о природе и зарождение письменности.
Источники
Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост.
Ю.С. Крушкол, Н.Ф. и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.11. С.293-294, 313.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980.
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1998.
Литература
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.
Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
Всеобщая история искусства. Т.1. М., 1956.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Ранние формы искусства. М., 1972.
Ларичев В.Е. Прозрение. М., 1990.
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995.
Методические указания
Религия, в широком понимании, - вера в сверхъестественное. Необходимо дать характеристику корней религиозных верований: психических, социальных, гносеологических. Различные формы первобытных верований проиллюстрируйте конкретным материалом этнографических источников. Подумайте над тем, как первобытные верования отражаются в современных религиях. Попытайтесь проследить развитие религии от первобытных форм до возникновения культа богов и эволюцию искусства от конкретно-реалистической формы к абстрактной.