Особенности общения детей старшего дошкольного возраста




Особенности общения детей младшего дошкольного возраста

В возрасте до четырех лет главное в общении – чтобы сверстники присоединялись к его играм, шалостям, чтобы разделяли его веселье. Дети могут просто бегать друг за другом, играть в прятки, громко кричать, визжать и ведут себя очень эмоционально. Тем самым, они своим поведением без всяких слов привлекают к себе внимание других детей. Дети до четырех лет полностью сконцентрированы на самих себе, для них есть только собственное «Я» и никого больше вокруг. Это особенно ярко проявляется в борьбе за игрушку. Один ребенок взял игрушку, другому тоже захотелось с ней поиграть, но, естественно, что он игрушку так просто не получит – в лучшем случае дети поссорятся, в худшем – подерутся. Если взрослый начнет уговаривать и учить, что нужно играть вместе, то это будет просто бесполезно, потому что дети в возрасте до четырех лет заинтересованы только самими собой и своими желаниями, а не сверстниками.

Конечно, пускать такое поведение на самотек нельзя, иначе эта возрастная психологическая особенность общения перерастет в манеру поведения ребенка. Если вы желаете, чтобы ваш малыш в таком возрасте меньше конфликтовал со сверстниками, то поощряйте игры, где не задействованы игрушки: догонялки, прятки, каравай, море волнуется раз и другие. Чтобы малыш научился понимать и принимать желания сверстников, перестал концентрироваться только на своем собственном «Я», необходимо, чтобы ребенок почувствовал общность с другими детьми. Обратите внимание ребенка, что другие дети тоже могут делать то же самое, что и он: бегать, хлопать, прыгать, играть. Очень полезна игра, когда дети определяют схожие внешние черты: цвет глаз, волос, детали одежды и так далее.

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста

Если в младшем дошкольном возрасте ребенок мог спокойно играть один, то начиная с пяти лет, ребенок предпочитает играть со сверстниками. Теперь их игра не разделяет, а объединяет. Дети сознательно сближаются друг с другом, чтобы вместе поиграть в ту или иную игру. Детям среднего дошкольного возраста важно не только присутствие и внимание другого ребенка, а именно соучастие, сотрудничество. Их общение становится более деловым, они ищут способы и подбирают слова, чтобы договориться о правилах игры, уговорить принять те или иные условия игры и т.д. Родителям следует насторожиться, если ребенок пяти лет беспорядочно бегает, стараясь завладеть вниманием других детей – это свидетельствует об отставании в социальном развитии. Дети до четырех лет в силу своих психологических особенностей «не видят» сверстников.

Начиная с пяти лет, дети проявляют активный интерес, чем заняты окружающие их сверстники. В игре они так же могут обижаться и ссориться, но такие чувства возникают уже на абсолютно другой почве. Дети пяти лет начинают соперничать друг с другом. Свидетельство такой конкуренции проявляется в оценке поведения и действий своих сверстников, иногда они интересуется у взрослых, правильно ли поступил тот или иной ребенок. Дети среднего дошкольного возраста любят напоказ выставлять свои преимущества и стараются тщательно скрыть свои неудачи. Очень часто дети в этом возрасте радуются проигрышу друга и огорчаются от его успеха. У детей появляются такие эмоции, как зависть и ревность, что становится причиной частых конфликтов. Сейчас для ребенка важна не его общность со сверстниками, а противопоставление им, он сравнивает себя с другими, оценивает, делает выводы.

Чтобы сгладить конфликты у детей в таком возрасте, необходимо включать их в сюжетно-ролевые игры. Дети могут сами придумать сюжет, распределить роли, желательно, чтобы все это происходило под незаметным контролем взрослого. Взрослый, если замечает, что назревает конфликт, может его сгладить.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Детское общение включает в себя не только игры и какие-то действия по отношению к игрушкам, но и беседу. Если еще в среднем дошкольном возрасте дети не способны долго просто так разговаривать друг с другом, то начиная с шести лет, дети могут продолжительное время рассказывать друг другу, что они видели, слышали, смотрели и так далее. На данном этапе дошкольного детства общение уже не связано с играми и игрушками, дети могут просто разговаривать друг с другом. В шестилетнем возрасте в детском коллективе значительно понижается конфликтность. Теперь они стараются со всеми дружить, у них проявляется сопереживание, они стремятся помочь друг другу. Так, например, во время какой-либо игры дети могут подсказывать друг другу ответы, хотя им это невыгодно. Но они этого не понимают, для них главное – помочь сверстнику. Но соревновательный дух в шесть лет у детей не исчезает, хотя теперь они видят не только успехи и неудачи товарища, но могут определить его настроение, понять желания.

В старшем дошкольном возрасте детям хочется не только рассказать что-то свое, но и послушать других детей. На данном этапе очень важен положительный пример родителей, потому что дети буквально отражают выражения, поведение своих мамы и папы. Дети могут негативно высказаться о ком-то так, как делают это его родители, или наоборот, проявлять сострадание, стремление помочь и другие положительные качества. В шесть лет, как правило, у каждого ребенка есть лучший друг и группа приятелей, которые ведут себя немного обособленно по отношению ко всем остальным. На почве этого может возникнуть ревность, когда ребенок переходит в другую группу общения.

Дети шести лет любят обсуждать, кто с кем дружит, а кто ругается. Если ребенок хочет с кем-то дружить и получает отказ, то сильно переживает. На данном этапе родителям очень важно добиться доверия ребенка, чтобы он делился своими впечатлениями и переживаниями, обидами и бедами. Для ребенка очень важна поддержка родителей в трудные моменты. Конечно, для нас, взрослых, ссора ребенка может показаться глупостью, а для ребенка это серьезное эмоциональное переживание. Очень важно его успокоить и помочь решить проблему, вы должны стать для ребенка авторитетным советчиком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: