СЕМИНАР 3. Групповые процессы и личностное развитие в образовательном процессе
План
1. Социально-психологические характеристики группы учащихся как субъекта взаимодействия
2. Групповая сплоченность класса как фактор продуктивного педагогического взаимодействия.
3. Феномен лидерства и руководства в работе с ученическим коллективом: влияние установок и ролей педагога на активность учащихся и продуктивность образовательного процесса
4. Педагогический коллектив как субъект взаимодействия: ролевая и коммуникативная структура, факторы сплоченности
5. Лидерство в педагогическом коллективе
6. Управление педагогическим коллективом: функционально-ролевой и личностный аспекты руководства.
Вопросы по теме
- Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа отношений и взаимодействия в ученическом коллективе?
- Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с использованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
- Каким образом внешние отношения группы учащихся могут влиять на ее внутренние отношения?
Задания для самостоятельной работы
- Дайте определение понятиям «лидер», «авторитет», «харизма», «управление».
Лидер-
- Опишите ситуации, в которых среди учащихся имело место проявление какого-либо стиля лидерства. Объясните почему.
- Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществления стиля лидерства педагога для коллектива учащихся: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль).
- Подготовьте развернутую характеристику педагога с точки зрения особенностей его влияния на ученический коллектив (стиль лидерства, механизмы воздействия, характер влияния, значение для развития личности детей).
Литература
1. Даукша, Л.М. Как выбрать оптимальный стиль пед. общения / Л.М. Даукша // Народная газета. - 2008. - №7 - С.3-6.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 480 с.
3. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: повседневные практики / Н.В. Казаринова. В.М. Погольша. - СПб.: Изд. НИИХ СПбГУ, 2000 - 298 с.
4. Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе/ Мир психологии.-2006. - № 4. – с. 67-76
5. Витвицкая, Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
6. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И.Губанова.- Кемерово: КемГУ, 2010, - 96с.
7. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействия. Теория и практика / Е.В. Коротаева.- Екатринбург: Уральский ГПУ, 2013.- 203 с.
8. Обухов, А.С. Модель рассмотрения психолого-педагогических основ взаимодействия участников образовательного процесса
Дополнительная литература:
1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
2. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М., 1986.
3. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / 4. А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М., 1983.
4. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной; М., 2000.
5. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2000.
6. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М., 1986
СЕМИНАР 4 Актуальные тенденции развития теории и практики психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
План
- Принципы развивающего обучения (по Л.М. Фридману).
- Роль педагогов-новаторов в развитии гуманистического подхода к организации образовательного процесса
- Принцип коллективизма. Основные подходы к понятию коллектива в отечественной и зарубежной психологии.
Вопросы по теме
1. Дайте определение понятия «развивающего обучения»
2. В чем суть принципа развития?
3. Перечислите основные принципы педагогов-новаторов.
4. В чем состоит формирующий потенциал коллектива?
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте сравнительный анализ (письменно) основных подходов к исследованию командного (коллективного) взаимодействия на основе теорий Макаренко и Белбина
2. Дайте характеристику основным принципам развивающего обучения.
3. Проанализируйте идеи педагогов-новаторов с точки зрения их актуальности для современного образовательного процесса (В.Ф.Шаталов, Е.И.Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили и др.)
4. Перечислите основные факторы, способствующие установлению и сохранению отношений в рамках образовательного процесса.
5. Составьте аннотированный указатель художественных фильмов, раскрывающих проблемы межличностных отношений в образовательном процессе (письменно).
6. Составьте каталог диагностических методик на определение сплоченности коллектива и особенностей межличностных отношений в группе.
Основная литература
1. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
2. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И.Губанова.- Кемерово: КемГУ, 2010, - 96с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2008
4. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействия. Теория и практика / Е.В.Коротаева.- Екатринбург: Уральский ГПУ, 2013.- 203 с.
5. Обухов А.С. Модель рассмотрения психолого-педагогических основ взаимодействия участников образовательного процесса, 2013г.
6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред.А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 422 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
7. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
Дополнительная литература:
1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 448с.
2. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М.: Академия, 2000. – 208 с. - (Серия «Педагогические специальности»).
3. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003 – 240 с. - (Серия «Высшее образование»).
4. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 416 с. - (Серия «Высшее образование»).
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-480 с.
6. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2000.
7. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб., 2001