Задания для самостоятельной работы




СЕМИНАР 3. Групповые процессы и личностное развитие в образовательном процессе

План

1. Социально-психологические характеристики группы учащихся как субъекта взаимодействия

2. Групповая сплоченность класса как фактор продуктивного педагогического взаимодействия.

3. Феномен лидерства и руководства в работе с ученическим коллективом: влияние установок и ролей педагога на активность учащихся и продуктивность образовательного процесса

4. Педагогический коллектив как субъект взаимодействия: ролевая и коммуникативная структура, факторы сплоченности

5. Лидерство в педагогическом коллективе

6. Управление педагогическим коллективом: функционально-ролевой и личностный аспекты руководства.

 

Вопросы по теме

  1. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа отношений и взаимодействия в ученическом коллективе?
  2. Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с ис­пользованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
  3. Каким образом внешние отношения группы учащихся могут влиять на ее внутренние отношения?

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определение понятиям «лидер», «авторитет», «харизма», «управление».

Лидер-

  1. Опишите ситуации, в которых среди учащихся имело место проявление какого-либо стиля лидерства. Объясните почему.
  2. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществ­ления стиля лидерства педагога для коллектива учащихся: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль).
  3. Подготовьте развернутую характеристику педагога с точки зрения особенностей его влияния на ученический коллектив (стиль лидерства, механизмы воздействия, характер влияния, значение для развития личности детей).

 

Литература

1. Даукша, Л.М. Как выбрать оптимальный стиль пед. общения / Л.М. Даукша // Народная газета. - 2008. - №7 - С.3-6.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 480 с.

3. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: повседневные практики / Н.В. Казаринова. В.М. Погольша. - СПб.: Изд. НИИХ СПбГУ, 2000 - 298 с.

4. Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе/ Мир психологии.-2006. - № 4. – с. 67-76

5. Витвицкая, Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

6. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И.Губанова.- Кемерово: КемГУ, 2010, - 96с.

7. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействия. Теория и практика / Е.В. Коротаева.- Екатринбург: Уральский ГПУ, 2013.- 203 с.

8. Обухов, А.С. Модель рассмотрения психолого-педагогических основ взаимодействия участников образовательного процесса

Дополнительная литература:

1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972.

2. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М., 1986.

3. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / 4. А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М., 1983.

4. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной; М., 2000.

5. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2000.

6. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М., 1986

СЕМИНАР 4 Актуальные тенденции развития теории и практики психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

План

  1. Принципы развивающего обучения (по Л.М. Фридману).
  2. Роль педагогов-новаторов в развитии гуманистического подхода к организации образовательного процесса
  3. Принцип коллективизма. Основные подходы к понятию коллектива в отечественной и зарубежной психологии.

Вопросы по теме

1. Дайте определение понятия «развивающего обучения»

2. В чем суть принципа развития?

3. Перечислите основные принципы педагогов-новаторов.

4. В чем состоит формирующий потенциал коллектива?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте сравнительный анализ (письменно) основных подходов к исследованию командного (коллективного) взаимодействия на основе теорий Макаренко и Белбина

2. Дайте характеристику основным принципам развивающего обучения.

3. Проанализируйте идеи педагогов-новаторов с точки зрения их актуальности для современного образовательного процесса (В.Ф.Шаталов, Е.И.Ильин, С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили и др.)

4. Перечислите основные факторы, способствующие установлению и сохранению отношений в рамках образовательного процесса.

5. Составьте аннотированный указатель художественных фильмов, раскрывающих проблемы межличностных отношений в образовательном процессе (письменно).

6. Составьте каталог диагностических методик на определение сплоченности коллектива и особенностей межличностных отношений в группе.

Основная литература

1. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

2. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И.Губанова.- Кемерово: КемГУ, 2010, - 96с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2008

4. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействия. Теория и практика / Е.В.Коротаева.- Екатринбург: Уральский ГПУ, 2013.- 203 с.

5. Обухов А.С. Модель рассмотрения психолого-педагогических основ взаимодействия участников образовательного процесса, 2013г.

6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред.А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 422 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

7. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.

 

Дополнительная литература:

1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 448с.

2. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. – М.: Академия, 2000. – 208 с. - (Серия «Педагогические специальности»).

3. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003 – 240 с. - (Серия «Высшее образование»).

4. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 416 с. - (Серия «Высшее образование»).

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-480 с.

6. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д., 2000.

7. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб., 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: