Анализ психокоррекционного занятия




ОТЧЕТ

По практике № 2

«Психологическая диагностика на тему:Психодиагностика и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста»

Выполнил(ла) студент(ка)

___5_____ курса _____541бк____ группы

Евстигнеева Юлия Ивановна

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 7

2.1. Анализ психокоррекционного занятия. 7

2.2. Изложение запроса на проведение психодиагностического

обследования. 11

2.3. Данные психодиагностического обследования. 11

2.4. Программа психокоррекции. 13

2.5. Оценка эффективности психокоррекционной программы.. 16

2.6. Рекомендации. 23

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ (РЕЗУЛЬТАТЫПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТА) 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

 

ВВЕДЕНИЕ

(ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ)

 

Актуальность проблемы. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих[1].

Тревожность возникает в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, в процессе его деятельности и общении. Иначе говоря, это явление скорее социальное, нежели биологическое. Отсюда, все проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Существуют две основные формы тревожности: открытая и скрытая.

Определенную роль играет навязывание ребенку чуждых ему интересов, высоко ценимых родителями (например, занятия музыкой, спортом и т.д.), частые упреки в отсутствии результатов, вызывающие чувство вины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми: чувство неуверенности в себе по отношению к окружающей среде, внутренний конфликт, страх школы, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, семейные конфликты и т.д.

Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для данного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или возрастной задачи развития[2].

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д.

Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.

Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность исследования, проведенного в ходе учебно-производственной практики.

Место прохождения практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа.

Форма коррекции: групповая.

Объект коррекции: 40 учащихся первого класса средней общеобразовательной школы в возрасте 7–8 лет.

Предмет коррекции: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7–8 лет).

Цель практики: получение практических навыков проведения психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста по проблеме коррекции тревожности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если своевременно проводить диагностику и последующую коррекцию тревожности учащихся начальных классов, то есть возможность повышения показателей качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Задачи практики:

1) Ознакомление с психокоррекционной работой практического психолога с детьми по коррекции тревожности.

2) Получение запроса на проведение психокоррекционной работы.

3) Осуществление психокоррекционного обследования детей для определения направления психокоррекционной работы.

4) Выбор и обоснование объекта и предмета психокоррекционной работы.

5) Составление программы психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

4) Проведение психокоррекционных занятий по программе групповой коррекции тревожности, включающей 15 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

5) Оценка (анализ) результата психокоррекционной работы проективныи и статистическими методами.

6) Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогам и родителям по коррекции тревожности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования и сформулированные выводы могут использоваться при разработке программ коррекции тревожности детей младшего школьного возраста. Так же материалы работы могут быть использованы при подготовке лекций по курсу «Детская психология», «Психология развития», «Дошкольная педагогика», «Педагогика начального образования».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Анализ психокоррекционного занятия

Тема занятия: «Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками».

Цель занятия: профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере, снижение тревожности.

Задачи занятия:

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

– развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

– создание положительного эмоционального настроя в группе;

– обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Оборудование: иллюстративный материал; мягкие игрушки; магнитофон, аудиозаписи; музыкальные инструменты; костюмы, головные уборы для игр; художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения; фломастеры, цветные карандаши, бумага и др.

Ход занятия

Вид деятельности Время, затраченное на работу Методы и приемы, используемые психологом Виды помощи, оказываемые ребенку на занятии Используемые способы поощрения
Игровая деятельность 10 минут Игровая психокоррекция Психологическая, педагогическая, социальная, 1. Похвала педагога (похвала-компенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение). 2. Похвала группы.
5 минут Дыхательная гимнастика
Познавательная деятельность 10 минут Библиокоррекция
10 минут Изокоррекция
10 минут Музыкотерапия
Физическая деятельность 5 минут Мимические упражнения
10 минут Телесно-ориентированная психокоррекция (психогимнастика)

 

 

Параметры наблюдения: познавательная активность и поведение детей на занятии:

– заинтересованность работой (желание или нежелание работать, причины);

– состояние внимания детей при выполнении задания, длительность сосредоточенности на задании, причины отвлекаемости;

– двигательная возбудимость (пассивность) при работе;

– стремление осмыслить и усвоить материал;

– умение применять полученные знания;

– способы выполнения задания: на основе использования практической интеллектуальной деятельности;

– степень самостоятельности при выполнении задания;

– обращения за помощью, умение (неумение) ее принять и использовать.

Протоколы индивидуальных наблюдений за детьми в ходе психологической работы представлены в Приложении 1.

Общегрупповые результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии

Инициалы Эмоционально- личностная сфера Работоспособность Познавательная сфера
         
1. Алина А. 10,5 балла 6,5 балла 10 баллов
2. Андрей С. 11,5 баллов 9,5 баллов 11,5 баллов
3. Аня К. 13 баллов 10 баллов 12 баллов
4. Богдан Г. 11,5 баллов 7 баллов 9,5 баллов
5. Вася М. 12,5 баллов 8,5 балла 10,5 баллов
6. Вероника Б. 9,5 баллов 10 баллов 10 баллов
7. Вика А. 12 баллов 8 баллов 8 баллов
8. Гуля Д. 10 баллов 8 баллов 9,5 баллов
9. Гриша Р. 11 баллов 5,5 баллов 11 баллов

Продолжение таблицы 2

         
10. Даша С. 9,5 баллов 6,5 баллов 9,5 балла
11. Денис А. 11 баллов 11 баллов 12 баллов
12. Жанна М. 10,5 баллов 8 баллов 11,5 баллов
13. Женя С. 7,5 балла 8,5 балла 11,5 балла
14. Игорь К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
  Ирина Л. 13 баллов 7 баллов 12 баллов
16. Катя М. 11 баллов 7,5 баллов 9 баллов
17. Лена В. 12,5 баллов 6,5 баллов 12,5 баллов
18. Максим Р. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
19. Марина Т. 12 баллов 7 баллов 11 баллов
20. Маша Д. 10 баллов 6 баллов 10 баллов
21. Никита П. 11 баллов 6 баллов 10 баллов
22. Олег Р. 9,5 балла 5,5 балла 9,5 балла
23. Оксана К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
24. Олеся С. 10 баллов 7,0 баллов 11 баллов
25. Оля Д. 11,5 баллов 7,0 баллов 11,5 баллов
26. Павел К. 12,5 баллов 8,5 баллов 12,0 баллов
27. Саша Р. 10 баллов 7,5 баллов 11 баллов
28. Света У. 13 баллов 9 баллов 9 баллов
29. София М. 11,5 баллов 8 баллов 13 баллов
30. Софья В. 12 баллов 10 баллов 10,5 баллов
31. Степан Л. 11 баллов 9,5 баллов 12 баллов
32. Тимур Р. 9 баллов 7 баллов 10 баллов
33. Тимофей Л. 13 баллов 9 баллов 12,5 баллов
34. Таня К. 10,5 баллов 10,5 баллов 9,5 баллов
34. Федор Н. 12 баллов 7,5 баллов 8 баллов
36. Эдик В 11 баллов 11 баллов 10 баллов
37. Эмма Г. 10 баллов 8 баллов 8,5 баллов
38. Эльвира М. 12 баллов 10 баллов 11,5 баллов
39. Ян Х. 11,5 баллов 7 баллов 10 баллов
40. Яна К. 13 баллов 8,5 баллов 12 баллов
Средний суммарный балл для группы 11,4 8,3 10,6

 

Таким образом, среднегрупповые показатели развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также уровень работоспособности детей недостаточно высокие, хотя находятся в пределах нормативных значений.

Деятельность психолога:

На занятии психолог чередовал различные виды деятельности (игровую, познавательную и физическую), что способствовало снижению утомляемости и сохранению внимания детей. Повышенный интерес детей к занятию обеспечивался также сочетанию различных приемов и методов психокоррекции, в частности таких как: игровая психокоррекция, библиокоррекция, изокоррекция, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, мимические упражнения и телесно-ориентированная психокоррекция.

Психолог легко устанавливал и поддерживал контакт со всеми детьми, присутствовавшими на занятии. Все дети были вовлечены в занятие, никто не сидел без дела. Психолог до конца занятия удерживал внимание практически всех детей, за исключением тех, чье внимание снизилось в виду индивидуальных психических особенностей.

Для общения с детьми психологом был выбран доброжелательный, легкий и непринужденный стиль общения, располагающий к сотрудничеству детей и взрослого. При допущении кем-то из детей ошибок, психолог тактично указывал ребенку на них, при этом предоставляя возможность ребенку самостоятельно либо с помощью взрослого исправить ошибку. При этом психолог не использовал на занятии критику, а только различные формы поощрения (похвала-компенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение).

Итоги занятия:

По итогу занятия был сделан вывод, что все задания, используемые на занятии, были направлены на достижение поставленной цели – профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере, в частности коррекции тревожности.

Занятие было достаточно эффективным. В ходе занятия при помощи правильно подобранных заданий психологом были отработаны коммуникативные навыки детей, а также формировались навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В результате проведенного занятия наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом; существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность; дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния; наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу; улучшение в управлением своим телом.

Таким образом, можно говорить об эффективности занятию по коррекции тревожности младших школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: