К.Маркс о социальном развитии.




К.Маркс о социальных классах.

Тема классов и классовой борьбы — центральная у Маркса. Ее роль в его доктрине столь значительна, что марксисты часто отождествляли «марксиситскую точку зрения» с «классовой точкой зрения». Однако надо иметь в виду, что деление общества на классы и рассмотрение социального развития под углом зрения взаимодействия и брьбы различных классов существовали и до Маркса (Адам Смит выделял 3 класса — наемные рабочие, капиталисты, земельные собственники).

Хотя понятие класса занимает центральное место в доктрине Маркса, он нигде не дает его общего определения.По-видимому, это понятие представлялось ему достаточно очевидным и настолько фундаментальным, чтобы можно было обойтись без его определения.Впрочем, он хотел определить это понятие в третьем томе «Капитала». Но завершающая глава рукописи, названная «Классы», как раз обрывается почти сразу после слов: «Ближайший вопрос, на который мы должны ответить, таков: что образует класс?».

Тем не менее, представление Маркса о классах реконструировать на основании его работи многочисленных высказываний об этом предмете.С его точки зрения, классовое деление отсутствует в первобытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; оно возникает только в так называемых антагонистических формациях, в результате развития разделения труда и чатсной собственности на средства производства. Что же такое классы в его трактовке?

В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более-менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы.

В более узком смысле Маркс понимает под классами такие соц.группы, которые различаются по их отношению к средствам производства.Поскольку он видит основу классового деления общества в производственных отношениях, поэтому классы выступают как выражение этих отношений.Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.

Один из признаков класса — противопостояние, оппозиция («дихотомия»). Например, на одном полюсе- угнетатели, на другом- угнетаемые.

Борьба между классами по Марксу — это в конечном счете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями (понятия «реакционного», т.е отжившего, класса, и «прогрессивного» класса — т.е нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производит.силам.

Пролетариат и буржуазия по Марксу- последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация — это бесклассовое общество. Значит, пролетариат должен завоевать политич.власть и установить свою революционную диктатуру.

 

К.Маркс о социальном развитии.

Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями — с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом, развитие производственных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могу не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни.

Подход Маркса к социальному развитию:

1.Вера в универсальную эволюцию человеческого рода. Все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем развитии одни и те же стадии. По Марксу эти стадии- сменяющие друг друга общественные формации.

2.Вера в прогресс, т.е социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.По Марксу- это развитие производственных сил.

3.Вера в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век. По Марксу это коммунизм.

4.Марксовский подход занимается предсказаниями, пророчествами относительно грядущего состояния.

5.Пророчествуя о грядущем золотом веке, марксовкий подход не может просто ожидать его, но чувствует себя призванным способствовать его наступлению. Маркс это делает посредством политико-организационной и революционной деятельности.

У Маркса общество непрерывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который отстает от глубинных, основополагающих изменений.

Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и регионов и постепенных изменений, не приводящих к резким сдвигам, смене социальных систем. Он даже признает роль традиций в жизни общества. Но застой, постепенность, традиция — все это для него либо своего рода аномалия, либо более или менее длительные перерывы в неуклонном процессе изменений, либо, наконец, идеологический камуфляж, за которым скрываются бурные социальные сдвиги.

Важно, что для Маркса социальные противоречия, конфликты,противоборство разного рода — источник социального развития. Эти противоборства с его точки зрения носят постоянный характер, охватывают всю социальную систему и ее элементы.Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречивый и конфликтный характер соц.развития, но и позитивно его оценивает. Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.

 

Э.Дюркгейм о религии.

 

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Ученый поставил перед собой цель проанализаировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой.

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют и религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру — в естественное, возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деоелние мира на 2 резко противоположные сферы: священное и светское.Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, т.е к отделенным, запретынм вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является из сторонниками».

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальных функций.Будучи порождением общества, религия укрепляет соц.сплоченность и формирует соц.идеалы.Религия- это символдическое выражение общества; поэтому. Поклюняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - «реальному» объекту всех религиозных культов. Ученый подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса.Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: