Оценка эффективности психокоррекционной программы




 

С целью оценки эффективности программы был проведен анализ эффективности групповых психокоррекционных занятий по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, попавших по результатам первичной диагностики в «группу риска».

Этап контрольного исследования предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Оценка эффективности программы включала анализ динамики показателей тревожности и страхов у младших школьников по результатам констатирующего и контрольного исследования.

Во время контрольного эксперимента применялся тот же комплекс методик, что и на этапе констатирующего исследования.

В результате контрольного исследования эмоционального состояния по методике «Дом, дерево, человек» и количественной оценки теста были получены данные по симптомокомплексам, выраженным у каждого ребенка, участвовавшего в психокоррекционной программе (табл. 4).

 

Таблица 4

Результаты контрольной диагностики по методике «Дом-Дерево-Человек»

  Выраженность симптомокомплексов
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8
Алина А. 12 (В) 6 (С) 17 (В) 10 (В) 0 (Н) 0 (Н) 4 (С) 3 (С) 0 (Н) 0 (Н) 6 (С) 4 (С) 12 (В) 9 (С) 0 (Н) 0 (Н)
Гуля Д. 14 (В) 8 (С) 16 (В) 9 (С) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 6 (С) 4 (С) 4 (С) 3 (Н)
Гриша Р. 1 (Н) (Н) 4 (Н) 5 (С) 3 (С) 2 (Н) 0 (Н) 0 (Н) 6 (С) 3 (Н) 8 (С) 5 (С) 15 (В) 9 (С) 1 (Н) 1 (Н)
Маша Д. 4 (Н) 6 (С) 3 (Н) 4 (Н) 4 (С) 3 (С) 0 (Н) 0 (Н) 0 (Н) 0 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 6 (С) 4 (С) 0 (Н) 0 (Н)
Павел К. 2 (Н) 3 (Н) 5 (Н) 6 (С) 7 (В) 4 (С) 1 (Н) 1 (Н) 12 (В) 9 (В) 3 (Н) 1 (Н) 6 (С) 5 (С) 0 (Н) 0 (Н)
Саша Р. 12 (В) 8 (С) 17 (В) 7 (С) 5 (С) 4 (С) 0 (Н) 0 (Н) 2 (Н) 2 (Н) 10 (С) 7 (С) 1 (Н) 1 (Н) 5 (С) 3 (Н)
Таня К. 18 (В) 10 (В) 24 (В) 12 (В) 1 (Н) 1 (Н) 2 (Н) 1 (Н) 10 (В) 7 (С) 2 (Н) 2 (Н) 6 (С) 3 (Н) 2 (Н) 1 (Н)
Эмма Г. 16 (В) 9 (С) 22 (В) 9 (С) 2 (Н) 1 (Н) 3 (Н) 2 (Н) 0 (Н) 0 (Н) 11 (С) 9 (С) 14 (В) 10 (С) 0 (Н) 0 (Н)

* Симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликтность (фрустрация), 7) трудности общения, 8) депрессивность.

** Уровни выражености симптомокомплексов: (В) – высокий уровень выраженности симптомокомплекса, (С) – средний уровень выраженности симптомокомплекса, (Н) – низкий уровень выраженности симптомокомплекса

 

Как видно из таблицы 4, в результате реализации программы психологической коррекции значительно улучшилось эмоциональное состояние младших школьников по всем симптомокомплексам. Что касается тревожности, то практически для всех детей средний уровень тревожности. Только у двоих детей (Алина А., Таня К.) уровень тревожности превышает норму.

Анализ результатов контрольного исследования тревожности с помощью методики «Детский тест тревожности»Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, участвовавших в психокоррекционной программе, снизился (табл. 5).

Таблица 5

Результаты контрольной диагностики по методике «Детский тест тревожности»

№ п/п Испытуемый Первичная диагностика Контрольная диагностика
% Уровень % Уровень
  Алина А. 57,1 высокий 42,8 средний
  Гуля Д. 64,2 высокий 35,7 средний
  Гриша Р. 14,3 низкий 28,6 средний
  Маша Д. 7,1 низкий 14,3 низкий
  Павел К. 7,1 низкий 21,4 средний
  Саша Р. 64,3 высокий 42,8 средний
  Таня К. 64,3 высокий 57,1 высокий
  Эмма Г. 57,1 высокий 35,7 средний

Результаты исследования наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика изменения результатов по методике «Детский тест тревожности»

 

Как видно из рисунка 1, после психологической коррекции практически у всех детей «группы риска» улучшились исследуемые показатели (средний уровень тревожности). Отклонения от нормативного уровня тревожности выявлен только у двоих детей – Таня К. (высокий уровень), Маша Д. (средний уровень). Наибольшее снижение проявления тревожности выявлено в таких ситуациях, как «Игра со старшими детьми» и «Изоляция».

Индивидуальные результаты контрольного обследования показателей страхов по методике «Опасения и страхи у детей» у детей младшего школьного возраста, участвовавших в психокоррекционной программе, в обобщенном виде представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты контрольной диагностики по методике

«Опасения и страхи у детей»

Испыту- емый Страхи Общее кол-во страхов   Общее кол-во страхов
Алина А. 1; 4; 8; 9; 11; 13; 16; 18; 22; 23; 24; 27: 28; 29   4; 11; 13; 16; 18; 22; 23; 27: 28  
Гуля Д. 5; 7; 9; 11; 13; 14; 16; 18; 22; 24; 25; 27; 28; 29   5; 14; 16; 18; 22; 27; 28  
Гриша Р. 2; 6; 8; 9; 12; 13; 15; 17; 21; 23; 28; 29   2; 9; 13; 17; 21; 23; 28  
Маша Д. 5; 9; 12; 13; 16; 18; 19; 22; 23; 25; 27; 28   5; 13; 16; 18; 22; 23; 27; 28  
Павел К. 1; 8; 9; 13; 14; 15; 17; 20; 22; 23; 24; 26   13; 14; 17; 20; 22; 23; 26  
Саша Р. 2; 4; 9; 10; 12; 13; 16; 18; 22; 23; 25; 28; 29   4; 13; 16; 18; 22; 23; 28  
Таня К. 1; 4; 5; 9; 13; 14; 16; 17; 19; 22; 23; 24; 26; 28   4; 5; 13; 16; 17; 19; 22; 23; 26; 28  
Эмма Г. 6; 8; 9; 12; 13; 14; 17; 18; 21; 22; 23; 26; 28   6; 13; 14; 17; 18; 21; 22; 23; 26; 28  

 

Результаты исследования наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика изменения результатов по методике «Опасения и страхи у детей»

Как видно из рисунка 2, после психокоррекции у детей значительно сократилось количество страхов. В результате контрольной диагностики не выявлено ни одного ребенка, у которогопревышено нормальное для детей 7–8 лет количество страхов (девочки – 12 страхов, мальчики – 9 страхов).

Для сравнительного анализа динамики тревожности у детей младшего школьного возраста, с которыми была проведена психокоррекционная работа, была составлена сводная таблица (табл. 7).

Таблица 7

Обобщенные результаты контрольной диагностики тревожности детей младшего школьного возраста

    Первичная диагностика Контрольная диагностика
Испытуемый Возраст СТ ЛТ Кол-во страхов СТ ЛТ Кол-во страхов
Алина А. 8 л. 2 м. III III III III II II
Гуля Д. 7 л. 9 м. III III III II II II
Гриша Р. 7 л. 4 м. I I III II II II
Маша Д. 8 л. 4 м. I I II I I II
Павел К. 7 л. 4 м. I I III II II II
Саша Р. 8 л. 1 м. III III III II II II
Таня К. 7 л. 6 м. III III III III III II
Эмма Г. 7 л. 8 м. III III III II II II

 

* СТ – ситуативная тревожность, ЛТ – личностная тревожность

** I – низкий уровень (ниже нормы), II – средний уровень (соответствует норме), III – высокий уровень (выше нормы

 

Таким образом, результаты контрольного исследования показали, что проведение психокоррекционной работы с детьми «группы риска», позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные с тревожностью и страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

В результате контрольного исследования у большинства обследованных детей младшего школьного возраста 5 человек (52,5%) выявлены средние (нормативные) значения показателя тревожности. Наиболее низкие результаты выявлены у троих школьников – Алина А., Маша Д., Таня К. Несмотря на общее улучшение результатов, у этих детей уровень тревожности еще, по-прежнему, не соответствует нормативному.

Алина А. (8 л., 2 мес.) Семья полная – 5 чел. (мама, папа, старший брат, бабушка, дедушка).

По результатам первичной диагностики у Алины был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности (высокая выраженность таких симптомокомплексов, как: незащищенность, тревожность, трудности общения), высокий уровень личностной тревожности (57,1%), а также количество страхов, превышающее норму – 14 («оставаться дома один»; «умереть»; «наказания»; «сказочных персонажей»; «страх перед тем как заснуть»; «темноты»; «стихии (бури, наводнения)»; «глубины»; «пожара»; «войны»; «больших улиц»; «уколов»; «боли»; «неожиданных звуков»).

Результаты контрольной диагностики показали, что в результате психокоррекционной работы у данного ребенка улучшился ряд показателей. В частности, снизилась выраженность симптомокомплексов «незащищенность» и «трудности общения»; понизился уровень личностной тревожности с высокого до среднего (до 42,8%); количество страхов снизилось до нормативного – 9 страхов (исчезли такие страхи, как: «оставаться дома один», «наказания», «сказочных персонажей», «больших улиц», «неожиданных звуков»).

Маша Д. (8 л., 4 мес.) Семья неполная – 5 чел. (мама, младший брат, бабушка, дедушка, дядя).

По результатам первичной диагностики у Маши был выявлен чрезмерно низкий уровень ситуативной тревожности (низкая выраженность практически всех симптомокомплексов, в частности таких как: незащищенность, тревожность, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, депрессивность), низкий уровень личностной тревожности (7,1%), а также значительное количество страхов – 12 («смерти родителей»; «сказочных персонажей»; «страшных снов»; «темноты»; «стихии» (бури, наводнения); «глубины»; «замкнутого пространства»; «пожара»; «войны»; «врачей (кроме зубных)»; «уколов»; «боли»).

Результаты контрольной диагностики показали, что в результате психокоррекционной работы у данного ребенка улучшился ряд показателей. В частности, выраженность симптомокомплексов приблизился к нормативному (среднему); повысился уровень личностной тревожности (до 14,3%); количество страхов снизилось до нормативного – 8 страхов (исчезли такие страхи, как: «смерти родителей»; «темноты»; «стихии (бури, наводнения)»; «глубины»; «пожара»; «войны»; «уколов»; «боли»).

Таня К. (7 л. 6 мес.) Семья полная – 3 чел. (мама, папа, старшая сестра).

По результатам первичной диагностики у Тани был выявлен высокий уровень ситуативной тревожности (высокая выраженность таких симптомокомплексов, как: незащищенность, тревожность, враждебность), высокий уровень личностной тревожности (64,3%), а также количество страхов, превышающее норму – 14 («оставаться дома один»; «умереть»; «наказания»; «сказочных персонажей»; «страх перед тем как заснуть»; «темноты»; «стихии (бури, наводнения)»; «глубины»; «пожара»; «войны»; «больших улиц»; «уколов»; «боли»; «неожиданных звуков»).

Результаты контрольной диагностики показали, что в результате психокоррекционной работы у данного ребенка улучшился ряд показателей. В частности, снизилась выраженность симптомокомплекса «враждебность»; понизился уровень личностной тревожности (до 57,1%); количество страхов снизилось практического до нормативного – 10 страхов (исчезли такие страхи, как: «оставаться дома один», «сказочных персонажей», «животных и насекомых», «больших улиц»).

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной и реализованной психокоррекционной программы.

Вместе с тем, с детьми, у которых уровень тревожности еще, по-прежнему, не соответствует нормативному (Алина А., Маша Д. и Таня К.) должна быть продолжена психокоррекционная работа. С этой целью были разработаны рекомендации педагогу-психологу, классному руководителю и родителям каждого ребенка, направленные на дальнейшую коррекцию тревожности.

 

 

Рекомендации

 

В результате проведенной работы, включающей психодиагностическое обследование, разработку психокоррекционной программы и оценку ее эффективности, были разработаны рекомендации по коррекции и профилактике тревожности детей младшего школьного возраста с наиболее низкими результатами, полученными при контрольной диагностике.

 

Алина А.

 

Рекомендации педагогу-психологу:

1. Провести консультацию родителей на координацию действий, направленных на оказание помощи ребенку.

3. Организовать и провести тренинговые занятия с ребенком с целью снижения уровня тревожности и устранения возможных трудностей обучения, а также формирования положительной учебной мотивации.

Рекомендации классному руководителю:

1. Взять ребенка под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном взаимодействии.

2. Организовать и провести ряд занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков ребенка.

3. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.

Рекомендации родителям:

1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

– слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;

– делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

– если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

– скажите себе «Стоп!» и посчитайте до 10;

– не прикасайтесь к ребенку;

– лучше уйдите в другую комнату;

– отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);

– в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

– дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

 

 

Маша Д.

 

Рекомендации педагогу-психологу:

1. Организовать и провести ряд занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков ребенка.

2. Во избежание переутомления создать щадящие условия: использовать на уроке элементы двигательной и эмоциональной разгрузки, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания, производить частую смену деятельности.

Рекомендации классному руководителю:

1. Соблюдать правила безболезненного оценивания успехов ребенка: не сравнивать посредственные результаты ученика с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми.

2. Найти сферу наивысшее успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Очень важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах. В чем бы ни был успешен ребенок, – в спорте, в чисто бытовых делах, в каких-либо частных умелостях, – ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Рекомендации родителям:

1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

– слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;

– делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

– если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Важно, не показывать ребенку чрезмерную озабоченность его учебными неудачами. Интересуясь школьной жизнью ребенка, при этом смещайте акценты на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурство по классу, экскурсии походы, а не фиксируйтесь на локальной области неуспеха – на содержании обучения. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей их должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такая девальвация традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности и школьной тревожности - резко отрицательное отношение к школьным делам, которое к подростковому возрасту может отлиться в классическую форму антисоциального школьного поведения (хулиганства). При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности – депрессия, приводящая глубокой пассивности и безразличию.

 

 

Таня К.

 

Рекомендации педагогу-психологу:

1. Изменить реальное положение ребенка в структуре взаимоотношений как в школе, так и в семье.

2. Провести работу по изменению позиции родителей и педагогов по отношению к ребенку.

3. Обеспечить согласование мнений, оценок родителей и педагогов относительно ребенка.

4. Организовать и провести психотерапевтическую работу с ребенком по мобилизации внутренних психических ресурсов, повышению самооценки, силы "Я".

Рекомендации классному руководителю:

1. Не выделять ребенка при обсуждении неудач класса.

2. Побуждать ребенка к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это проходили, главное просто быть внимательным»

3. При общении с ребенком не использовать таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует применять доброжелательный тон.

4. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».

5. Не стоит критиковать за плохие отметки. Ребенка лучше приободрить «В этот раз ты был невнимателен, в следующий раз, если будешь стараться, все получиться».

6. Не сравнивать ребенка с другими детьми.

7. Создавать ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

8. Обучать ребенка самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.

9. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

10. Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.

11. Использовать в работе с ребенком игры, направленные на коррекцию страхов.

Рекомендации родителям:

1. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

– «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

– «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

– «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

2. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны:

– сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить;

– примите теплую ванну, душ;

– выпейте чаю;

– послушайте любимую музыку;

– используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.

3. Играйте с ребенком в игры, направленные на коррекцию страхов (Приложение 2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: