СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ.




М.С. Керре

к.пс.н.

(ГУУ, г. Москва),

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ.

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние виртуальных социальных сетей не только на межличностное общение, но и на массовые коммуникации и поведение толпы. Отдельное внимание уделяется распространению информации, культурных образцов и социальных норм, изменению потребностной и мотивационно-ценностной сфер личности.

 

Ключевые слова: ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ПОТРЕБНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА.

Социальные сети в современной системе коммуникаций занимают огромное место: это не только средство общения, но и медиа, и СМИ. Благодаря им обычный человек может быстро узнать о любом происходящем событии, так же, как и самому поделиться новостным событием. Через социальные сети мы знакомимся с новыми людьми, назначаем встречи и может общаться со своими друзьями, знакомыми и коллегами, которые находятся за несколько сотен километров от нас.

Поток информации становится огромным, что не может не влиять на человека. Так, западные ученые Бауэрлейн и Карр в своих работах [10, 11] отмечают, что когнитивные способности современной молодежи снизились, несмотря на все возможности, которые обеспечивает сеть. Мир современной молодежи сузился до сих социального круга и их самих, несмотря на то, что интернет делает мир более доступным для взаимодействия и исследования. Таким образом, из-за доступности информации в сети, молодежи нет необходимости «выходить в мир». Карр также отмечает, что чем к большему количеству информации имеет доступ человек и чем быстрее он может извлечь из неё суть, тем более продуктивным мыслителем он становится. В действительности же, лишившись необходимости добывать и систематизировать информацию самостоятельно, человеческий мозг становится всё более и более «ленивым».

Отдельно стоит заметить, что крайняя избыточность информационного поля и его постоянное дополнение и расширение вызывает у многих фрустрации: индивид боится выпасть из информационного потока, оказаться вне происходящих событий. У многих молодых людей психиатры констатируют аддикцию от социальных сетей: от 1 до 5% людей сейчас зависимы от интернет-сетей, что сходно с распространением патологической азартности [13].

Отдельной проблемы становится то, что социальные сети выступают и как средства массовой информации: пользователи могут сами создавать новости и делиться ими, могут выкладывать видео и фотографии с мест катастроф – каждый пользователь может быть как источником новости, так и ее носителем. Все чаще в своих репортажах журналисты ссылаются на официальные страницы в Facebook, Twitter и других социальных сетях. Появился такой термин как социальные медиа: сети перестают быть исключительно средством коммуникации между пользователями и становятся новыми проводниками информации [9].

Так, по данным компании BrandAnalytics «в соцмедиа наблюдается растущий тренд пользовательского контента за счет наступления эры мобайла и смарфонов, а также за счёт новых форматов коммуникации — мессенджеров и стори-формата. Плюс нужно учитывать рост потребления медиа за счет развития дистрибуции профессионального контента в соцмедийных каналах» [6], то есть социальные сети становятся проводником информации для СМИ и других источников, что обеспечивает практически мгновенное распространение информации.

Однако социальные сети становятся не только инструментом обмена информацией и коммуникации: они становятся одним из инструментов коллаборации людей и управления массами. Арабская весна 2013 года – это прекрасный пример, когда революционные идеи и настроения формировались и распространялись через социальные сети [14,15]. Последствия этой волны демонстраций и путчей заставило исследователей и политиков обратить внимание на социальные сети: во многих странах появились законы, регулирующие положение социальных сетей в частности и сети Интернет в общем [14].

Благодаря функциям социализации и идентификации [4] социальные сети являются проводниками социальных норм поведения, ценностных ориентаций и стереотипов. Через многочисленные сообщества и блоги формируются новые течения субкультур, некоторые из них формируются исключительно в одних социальных сетях и только после переносятся на иные.

Так, к примеру, вторая волна субкультуры хипстерства (англ. «to be hip» — «быть в теме») была начата в социальной сети Instagramm - бесплатном приложении для обмена фотографиями и видеозаписями, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Хипстеры – это представители среднего класса, увлекающиеся альтернативной музыкой, артхаусным кино, современным искусством, среди них распространён культ всего винтажного [12]. О.В. Чибисова говорит о том, что хипстерство – это контркультура индивидуализма [8] Сервис фотографий прекрасно реализует стремление молодежи данной субкультуры к выражению исключительно себя и акцентуации на своей жизни.

Распространение ценностей, социальных норм и стереотипов происходит намного легче и масштабнее, чем даже в прошлом веке по средствам массовой информации: благодаря техническому развитию сетей мы можем посещать любые социальные сети практически в любой точке земного шара.

Социальные сети становятся средой, где пользователи могут удовлетворить свои акцентированные потребности, те, которые они не могут удовлетворить в реальной жизни. Стараясь компенсировать те качества, которые, как они считают, им необходимы, пользователи начинают зацикливаться на одном потребностном объекте. Исходя из пирамиды потребности Маслоу и проведенного исследования формирования социальных установок [2], мы можем выделить четыре акцентированные потребности: потребность в повышении и поддержании самооценки, потребность в успехе, потребность в идентификации и потребность в повышении и поддержании статуса. Наиболее «популярной» является потребность в повышении и поддержании самооценки: 32,7% (26 121 525 человек из 80 000 000 пользователей социальной сети ВКонтакте) имеют акцентированную потребность в повышении или поддержании самооценки. Это объясняется тем, что желание выделиться, быть уникальным, особенным характерно активным пользователям социальных сетей: они бояться потеряться в глобальном информационном потоке, потерять свою индивидуальность, а постоянное сравнение с другими пользователями чаще всего приводит к негативным эмоциями, поскольку видя «отредактированную», «улучшенную» версию обобщенных других, пользователи принимают ее за правду.

Сообщества, группы и прочие объединения людей в социальных сетях также реализуют потребность в идентификации: мы можем найти человека с такими же увлечениями даже на другом конце земного шара. Однако это касается не только хобби и увлечений, но и политических и социальных взглядов: сейчас в социальной сети ВКонтакте насчитывается 686 сообществ, посвященных политике, больше 80% из них имеют количество подписчиков более 1 000 человек [5]. По опросу, проведенном администрацией социальной сети, более 43,8% опрошенных имеют сообщества, количество подписчиков которых меньше 5 000 человек (5 314 человек из 12 122 опрошенных), а 7,8% (941 человек из 12 122 опрошенных) имеют сообщества, где количество подписчиков составляет более 1 000 000 человек [3]. Всего на сайте зарегистрованно 280 миллион человек, из них каждый день сайт посещают 66 миллионов пользователей [1].

Распространение ценностей, социальных норм и стереотипов происходит намного легче и масштабнее, чем даже в прошлом веке по средствам массовой информации: благодаря техническому развитию сетей мы можем посещать любые социальные сети практически в любой точке земного шара. Что, несомненно, влияет на личность. Можно выделить следующие сущностные характеристики современной молодежи, сформировавшиеся под воздействием социальных сетей:

1. Направленность на успех.

Сейчас для молодежи понятие успеха, от которого зачастую зависит социальный статус в глазах других людей, является очень важным, поскольку мнение окружающих для них важно. Понятие успеха чаще всего включает в себя хорошую работу или собственный бизнес: из-за развития социальных сетей и общества стать предпринимателем стало проще, а пример людей, разбогатевших на социальных сетях или определенных софтовых продуктах побуждает людей на повторение этого социального опыта. Другой стороной успеха является возможность путешествовать при относительно свободной работе: таким образом индивид сосредоточивается на собственной жизни, имеет возможность заниматься тем, что ему нравится. Данная характеристика заметна в социальных паттернах молодежи и их ожидания от жизни, которые формируются во многом из контента социальных сервисов, где подобный стиль жизни считается приоритетным. Отсутствие успеха в общепринятом его смысле ведет к понижению самооценки личности, собственной значимости, следствием чего может стать фрустрация.

Стоит также обратить внимание на аспект мотивации и самомотивации на достижение успеха: молодежь считает, что необходимость делать определённую работу при отсутствии желания является негативной и поэтому максимально сосредоточивается на мотивации себя к действию. При неспособности мотивировать себя на необходимую работу индивид склонен откладывать ее на неопределённое время, что приводит к хронической прокрастинации, еще большему падению самооценки и возникновению неврозов.

2. Креативность как обязательное качество личности.

Развитие интернет-сети позволило пользователям не только свободно общаться, но и дало больше возможностей для самореализации, в том числе и творческой. Многие люди зарабатывают, продавая через интернет результаты своего труда, многие художники и литераторы становятся знаменитыми, поскольку выложили свое творчество в сеть. Этот социальный опыт, как и в случае с стартапами и инновациями, привлекает молодежь своей простотой и возможностью делать то, что нравится. Творчество считается не целью, не времяпрепровождением, которое является потребностью любой личности, а чем-то обязательным. Социальный статус «творческий человек» становится популярным, позволяет индивиду как-то выделить себя на фоне других, повысить свою самооценку, обратить на себя внимание.

3. Повышение собственной значимости и ценности, акцентуация на собственной персоне.

Эта тенденция широко распространена и является одной из важнейших характеристик современной молодежи. Это может быть как причиной, так и следствием развития интернет-среды и появления огромного информационного поля, в котором человек легко теряется, а его индивидуальность принижается. Такое стремление выделиться характерно именного для современной молодежи: у них есть множество возможностей, они обладает высокой самооценкой, способно отстаивать индивидуальность. В то же время, молодые люди слишком зациклены на себе, обладают пониженной эмпатией. Они стремятся общаться, выразить себя, но подчас не могут этого сделать. Все их поведение направлено на то, чтобы обозначить себя в этом мире, оставить свой след, поскольку молодежь боится «не быть» в информационном и виртуальном пространстве, ставшем для них дополненной реальностью.

4. Акцентуация на «сейчас» – то есть на сегодняшний день, определённый отрезок времени;

Акцентуация на «сейчас» характеризует нежелание современной молодежи думать о завтра, о перспективах. Отчасти это следствие мировых экономических и политических кризисов, которые переживали и переживают молодые люди современности. Молодежь старается отрешиться от завтра, получая все сегодня: это помогает им справится с фрустрацией неопределенного «завтра». Поэтому многие представители начинают рискованные мероприятия и не бояться рисковать, потому что сознательно и часто подсознательно не воспринимают «завтра» и не рассчитывают на долгосрочную перспективу. Акцентуация на «сегодня» помогает им прочувствовать полноту жизни, ощутить себя и найти свое место в этом мире – что является необходимой потребностью для «миллениумов»

Акцентуация на «сейчас» - одна из особенностей социальных сетей: Facebook, Instagramm, Twitter, ВКонтакте и иные социальные сети предлагают нам рассказать друзьям и всему миру, чем мы сейчас занимается, что мы сейчас слушаем, что мы сейчас видим, что мы сейчас думаем, где мы сейчас находимся и с кем и прочее. Подобное смещение акцента с личности на ее жизнь можно прокомментировать как культурно-парадигмальное смещение. Люди начинают думать о своей жизни не как об отрезке времени, а как о моменте, с которым необходимо «поделиться», чтобы он существовал в нашем и чужом сознании. Эта «фиксация» момента жизни может быть результатом вытеснения тревог и переживаний: по данным исследования, проведенного Т.С. Спиркиной, людям с интернет-зависимостью присущи эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль и высокая тревожность [7].

Многочисленные записи в сообществах, посвященных философским идеям, культурным образцам, а также гендерные сообщества, транслирующие определенные ценностные ориентации, только усиливают это смещение.

Таким образом, мы видим, что социальные сети стали не только большой частью общественных коммуникаций: туда перенеслась значительная часть социальных контактов каждого индивида. Из простого средства коммуникации социальные сети превратились в средство массовой информации, в средство трансляции социальных норм и ценностей, в средство управления массами, а главное – в средство самовыражения, смещающее парадигму мировоззрения личности с ее особенностей на ее жизнь, с достижений – на момент жизни.

 

Список использованной литературы:

1. Аудитория ВКонтакте //VK.com URL: https://vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 15.11.2017).

2. Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2017.

3. Опрос: «Есть ли у Вас сообщество, которое Вы администрируете?» // VK.com URL: https://vk.com/wall-2158488_258557 (дата обращения: 15.11.2017).

4. СадыговаТ.С.. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор Науки ТГУ. 2012. №№ 3 (10)

5. Сообщества ВКонтакте // Аllsocial.ru URL: https://allsocial.ru/communities/Politics?period=month&community=-1:-1&order=reach (дата обращения: 15.11.2017).

6. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды // https://blog.br-analytics.ru URL: https://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (дата обращения: 15.11.2017).

7. СпиркинаТ.С.. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №60.

8. Чибисова О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультур // Вестник ВГУ. 2010. №2.

9. Andreas M. Kaplan, Michael Haenlein Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. (2010). №53 (1), p. 59-68.

10. Bauerlein M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 2008. 264 p.

11. Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. изд. London: W.W. Norton&Company, 2010, 336 p.

12. Hipsters//TimeURL: https://content.time.com/time/arts/article/0,8599,1913220,00.html(датаобращения: 15.11.2017).

13. Kimberly Young, Molly Pistner, James O’Mara, Jennifer Buchanan. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium // 107th APA convention. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1999/

14. The Arab Spring's cascading effects // Pacific Standard URL: https://psmag.com/the-arab-spring-s-cascading-effects-a21b91cbee63#.sqcppe805 (датаобращения: 15.11.2017).

15. Un livre pour les tweets de la place Tahrir // france24.com URL: https://www.france24.com/fr/20110425-egypte-caire-place-tahrir-livre-tweets-revolution-egyptienne-twitter-hosni-moubarak-alex-nunns-nadia-idle-or-books /(датаобращения: 15.11.2017).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: